Деятельность конструктора вполне справедливо относят к разряду творческого труда, требующего умения найти оптимальное решение задачи в условиях возникновения противоречий между желаемым результатом и видимыми возможностями его достижения. Однако решение такого рода задач, как известно, не исчерпывает всего профессионального содержания конструкторского труда, В труде конструктора гораздо чаще творческий поиск переплетается с упорной, длительной, часто однообразной работой, требующей использования стандартных конструкторских приемов и решений, большой тщательности, а порой скрупулезности исполнения пору, ченных к разработке конструкторских документов. Все это требует от конструктора определенных профессиональных качеств и прежде всего способностей к творческому мышлению, профессиональной обученности, деловой активности и настойчивости в выполнении порученной ему работы
Кроме указанных профессиональных качеств современный конструктор должен обладать эрудицией, позволяющей ему быть компетентным в решении порученных задач. Это означает, что для того чтобы идти в ногу со временем, конструктор должен проявлять постоянную заботу о поддержании своей осведомленности по всему кругу вопросов, необходимых ему для успешной работы. Без этого даже самый высококвалифицированный конструктор неизбежно обречен на отставание. Наряду с этим конструктор должен обладать чувством надежного самоконтроля над своим мышлением, не допуская развития так называемых отрицательных тенденций. Многочисленными исследованиями психологов установлено, что к числу отрицательных тенденций прежде всего относится консерватизм, наблюдаемый в той или иной степени почти у каждого человека и выражающийся в постоянстве привычек, вкусов, взглядов, мнений, суждений и. т. д. В конструкторской работе консерватизм, как правило, проявляется в форме добровольного отказа от творческих поисков, в необъективной критике всего нового и беспочвенной отдаче предпочтений старым, привычным схемам и конструкциям.
Другая отрицательная тенденция в мыслительных процессах определяется свойством, известным под названием психологической инерции. В практике конструирования можно наблюдать случаи, когда конструктор в ходе своей работы не может отрешиться от какого-либо уже известного ему решения конструкции и представляет себе ее исполнение только в плане этого решения. В таких случаях конструктор отказывается от поисков новых конструктивных решений и находится, как говорят, «в плену у этой конструкции». С точки зрения психологии эти явления, похожие на явления консерватизма, объясняются психологической инерционностью, т. е. предрасположением личности к какому-либо конкретному методу или образу мышления при решении задач. Обычно психологическую инерцию характеризуют словами «идти по проторенной дорожке». Если изучен какой-либо конкретный метод, то вполне естественно появляется искушение использовать его снова. Эта психологическая особенность является серьезной помехой для творческой работы конструктора.
Нельзя, однако, думать, что применять уже известные решения всегда вредно потому, что это послужит возможной помехой для получения творческих решений. Как уже было указано, в конструиронии машин с большим успехом используются методы заимствовали из других конструкций отдельных деталей, а иногда и целых механизмов, а также стандартных схем, механизмов и деталей, лишь бы это подтверждалось технической и экономической целесообразностью. Поэтому при решении конструкторских задач, требующих творческого подхода, полезно помнить, что известных методов, способов, и решений, которые могли бы быть использованы в данном случае, много, а не один, и что среди них может оказаться наиболее целесообразный. Таким образом, в отличие от консерватизма свойство психологической инерционности проявляется, как правило, в форме игнорирования всех возможных решений, кроме одного, встретившегося в самом начале, хотя и не всегда наилучшего.
Нежелание отказаться от излюбленных приемов, идей, методов, решений и привычек вообще свойственно человеку. У одних оно проявляется в большей степени, у других в меньшей. Отмечено, что в условиях, когда человек ограничен временем и вынужден торопиться или волноваться, он гораздо упорнее придерживается проверенных на практике методов и решений. Возникающее при этом состояние напряжения еще больше усугубляет дело. Психологическая инерционность легко преодолевается, если конструктор умеет сам улавливать навязчивые мысли и отбрасывать их.
В практической деятельности современному конструктору приходится сталкиваться с задачами различной сложности, направленности и содержания. В ряде случаев такие задачи могут быть эффективно решены только с привлечением специалистов других отраслей знаний. В этих условиях большое значение приобретает корректность постановки перед ними возникающих задач, что способствует быстрейшему нахождению наиболее эффективного решения. При этом конструктор должен по возможности четко и ясно определить и сформулировать для привлекаемых специалистов не только суть вопроса, но и конечные цели работы. В качестве конечных целей могут выступать модернизация выпускаемых или используемых изделий, узлов и агрегатов для повышения их производительности, разработка принципиально новой конструкции с заданными технико-экономическими показателями, повышение качества и надежности изделий и т. д. Такая постановка дела способствует формированию у привлекаемых специалистов более полных представлений о положительных и негативных результатах, с которыми они могут встречаться в процессе решения поставленной перед ними задачи.
Наличие у конструкторов, составляющих первичный конструкторский коллектив, высоких личных профессиональных качеств может служить залогом творческой разработки порученных каждому из них вопросов, но не может гарантировать успешной работы конструкторского коллектива в целом, а следовательно, и успешной разработки проекта. Для успешной работы такого первичного коллектива необходимо соблюдение еще одного очень важного условия — в нем должен быть создан здоровый психологический климат [8]. В современном понимании психологический климат выражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников вы полняемой работой. Психологический климат, установившийся в коллективе, оказывает огромное влияние на производительность труда, на стабильность состава коллектива. Исследования показывают, что чем лучше взаимоотношения в трудовых коллективах, тем выше их производительность труда и качество выполняемой работы.
В каждом трудовом коллективе всегда существует две структуры— формальная и неформальная, поскольку деятельность его сотрудников не укладывается полностью в рамки официальных структур, процедур, функций, должностей, взаимоотношений и т..п. Работники могут разговаривать на личные темы, собираться для обсуждения какого-либо вопроса в группы, не установленные официальным штатным расписанием данного коллектива, иногда решать вопросы управления с отступлением от официально предусмотренных процедур.
Согласно современным понятиям формальная структура коллектива устанавливается исходя из официальных обязанностей каждого члена коллектива, должностных инструкций и приказов руководителей. В пределах формальной структуры каждый работник должен взаимодействовать с остальными членами коллектива совершенно определенным, предписанным ему образом. В противоположность формальной структуре неформальная структура в коллективе формируется не на основе официально принятого порядка, а на основе личных отношений, симпатий и антипатий работников, их интересов, ценностных ориентаций и т. п.
Существование неформальной структуры в коллективе неизбежно по двум причинам.
Во-первых, потому, что каждый член трудового коллектива в современном обществе выполняет не одну, а много социальных ролей (конструктора, отца; соседа, члена спортивного общества и т. д.), в силу чего даже самый усердный работник, строго исполняющий все должностные инструкции и правила внутреннего распорядка, испытывает необходимость поговорить на посторонние темы и выразить отношение к той или иной своей неслужебной роли.
Во-вторых, потому, что неформальные отношения, Знакомства с другими сотрудниками и личные контакты, как правило, дополняют формальные условия и помогают ориентироваться в них. Наряду с этим неформальные отношения выполняют функцию социального контроля. Они регулируют поведение членов коллектива в соответствии с принятыми нормами. В зависимости от этих коллективных норм работник может либо содействовать мероприятиям руководителя, либо препятствовать им.
Подобно формальным структурам, возглавляемым официальными руководителями коллективов, неформальные структуры также всегда имеют своих лидеров, задающих тон в коллективе. В боль-опнстве случаев эти лидеры играют положительную роль, направленную на сработанность, здоровую сплоченность коллективов, на создание полезных трудовых традиций. Однако в практике еше встречаются и другие случаи, когда неофициальные лидеры играют в”“коллективе отрицательную роль, порой даже не осознавая своего лидерства и его отрицательных последствий. В таких случаях возникает угроза возникновения неблагоприятного психологического климата.
Неблагоприятный психологический климат в коллективе может возникнуть также и при резком несоответствии его формальной и неформальной структур или при наличии нескольких неофициальных лидеров, сумевших сгруппировать вокруг себя неформальные группировки, а также вследствие несовместимости способностей сотрудников коллектива, мотивов и целей их деятельности. Независимо от причин возникновения неблагоприятного психологическо-го климата в этих случаях в коллективе всегда возникают межличностные конфликты, выражающиеся в столкновениях и борьбе, отвлекающих коллектив от эффективного выполнения поставленных перед ним задач.
Отсюда следует, что конструкторский коллектив, так же как и всякий другой трудовой коллектив ни в коем случае нельзя1 рассматривать как простую сумму входящих в него индивидов.
Формирование такого коллектива и его пополнение является весьма ответственным делом, требующим строгого учета не только индивидуальных психологических качеств конструкторов, но и возможных эффектов от соединения их в конструкторские подразделения или в какие-либо другие оперативные конструкторские группы.
Замечательный советский конструктор С. П. Королев, известный своими успешными разработками космических кораблей, говорил, что одним из предметов его постоянной заботы о возглавляемом им конструкторском коллективе был подбор сотрудников таким образом, чтобы они как можно лучше подходили друг другу.
Очевидно, что такой подбор конструкторских кадров при формировании подразделений и групп сегодня можно осуществлять на основе их профессиональных качеств и психологической совместимости.
Современная психология и социология выделяют два вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. Под психофизиологической совместимостью понимается сходство в направленности психофизиологических реакций и синхронизация психической деятельности определенной группы людей. Социально-психологическая совместимость есть оптимальное сочетание типов людей в поведении, основанное на общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т. п. Принято считать, что профессиональный отбор конструкторов следует производить по принципу социально-психологической совместимости.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Профессиональные качества конструктора и психологический климат в коллективе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы