В условиях, когда над проектом машины работает целый конструкторский коллектив, необходима четкая организационная система, позволяющая координировать в рамках этого коллектива работу каждого конструктора. В практике конструирования такая система сложилась на основе принципа «кто выдает задание, тот принимает выполненную работу». Практически этот принцип означает, что руководитель проекта условно разделяет машину на составные части и поручает разработку конструкторской документации на них ведущим конструкторам, которые, в свою очередь, разделяют эти части машины на отдельные механизмы и узлы и поручают их разработку старшим инженерам и инженерам.
По мере готовности чертежей общих видов на механизмы и узлы в работу со старшими инженерами и инженерами включаются старшие техники и техники, в обязанности которых входит деталировка общих видов, т. е. разработка чертежей деталей, необходимых для изготовления и сборки механизмов и узлов. Сдача выполненных конструкторских работ происходит в обратном порядке, разработанные чертежи деталей сдаются исполнителями старшим инженерам и инженерам, от которых они получали задание на разработку этих чертежей. При приемке старшие инженеры и инженеры обязаны проверить правильность размеров, допусков и посадок, выбора материалов для изготовления деталей, конфигурации, технологичность, наличие на чертежах конструктивных требований, соблюдение которых обязательно при изготовлении деталей, увязку всех размеров и т. д. Иными словами, принимающий работу обязан проверить и подтвердить ее качественность, как это предусмотрено ГОСТ 2.107—68 «ЕСКД. Основные требования к рабочим чертежам» и другими стандартами.
Согласно ЕСКД все чертежи подвергаются нормоконтролю, что вызывается необходимостью проведения в жизнь всех норм и требований государственных, отраслевых республиканских стандартов, а также стандартов, действующих на предприятиях, достижения в разрабатываемых машинах высокого уровня стандартизации и унификации на основе широкого использования ранее сконструированных, освоенных в производстве и стандартизированных изделий, типовых конструкторских решений и исполнения и рационального использования ограничений, распространяющихся на стандартизированные изделия, конструкторские нормы, марки материалов, профилей и размеров проката.
Нормоконтролю подвергается как проектная документация (техническое предложение, эскизный и технический проекты), так и рабочая документация, составляющая рабочий проект. Объем работ при нормоконтроле зависит от вида конструкторских документов. Во всех конструкторских документах нормоконтроль проверяет: соответствие обозначения конструкторского документа установленной системе обозначений; комплектность документации; правильность сокращений слов; наличие и правильность ссылок на стандарты и другие нормативно-технические документы.
В документации технического задания и технического предложения, помимо вышеуказанных требований, проверяется соответствие основных параметров разрабатываемой машины стандартам, характеристикам утвержденной типоразмериой номенклатуры (типажу); соответствие технических показателей, требований к качеству и методам испытаний стандартам и другим нормативно-тех-ническим документам.
Текстовые документы (пояснительные записки, технические описания, инструкции по эксплуатации, технические условия, программы и методики испытаний и др.) проверяются с точки зрения соответствия вышеуказанным требованиям. Кроме того, в этих текстовых материалах проверяется степень стандартизации и унификации разрабатываемой машины и возможности повышения этих показателей; соблюдение требований стандартов на текстовые конструкторские документы; соответствие показателей и расчетных величин нормативным данным, установленным в стандартах и других нормативно-технических документах.
В ведомостях и спецификациях проверяется соблюдение общих требований к конструкторской документации и текстовым материалам, а также соответствие форм ведомостей и спецификаций формам, установленным стандартами и соблюдение правил их заполнения; правильность наименований и обозначений изделий и документов, записанных в ведомостях и спецификациях; возможности сокращения применяемой номенклатуры стандартизирован, ных и покупных изделий; соответствие применяемых типоразмеров, стандартизированных и покупных изделий установленным ограни-чительным номенклатурам; наличие ведомостей согласования покупных изделий, поставляемых при условии согласования заказа.
Чертежи всех видов нормоконтроль проверяет с точки зрения: выполнения их в соответствии с требованиями ЕСКД на форматы, масштабы, изображения (виды, разрезы, сечения), нанесения размеров, условных изображений конструктивных элементов (резьб, шлицевых соединений, зубчатых венцов, колес, звездочек) и т. п.; рационального использования конструктивных элементов, марок материалов, размеров и профилей проката, видов допусков и посадок и выявления возможностей объединения близких по размеру и сходных по виду и назначению элементов; возможности замены оригинальных изделий типовыми и ранее разработанными. В чертежах общих видов и сборок, а также габаритных и монтажных чертежах дополнительно проверяется правильность нанесения номеров позиций и соблюдение требований ЕСКД на упрощенные и условные изображения элементов конструкций.
В чертежах деталей и схемах нормоконтроль дополнительно проверяет: соблюдение требований ЕСКД на условные изображения деталей (крепежных, арматуры, деталей зубчатых передач, пружин и т. п.), а также на обозначения шероховатости поверхностей, термообработки, покрытий, простановки предельных отклонений размеров, отклонений формы и расположения поверхностей и т. п.; возможность замены оригинальных деталей стандартизированными или типовыми; возможность использования освоенных производством деталей сходной конструктивной формы и аналогичного функционального назначения; соблюдение установленных ограничительных номенклатур конструктивных элементов, допусков и посадок, марок материалов, профилей и размеров проката и т. д. В схемах нормоконтроль проверяет: соответствие условных графических обозначений элементов, входящих в схему, требованиям ЕСКД; соответствие наименований, обозначений и числа элементов схемы данным, приведенным в перечнях; возможность использования типовых схем. Общий порядок проведения нормоконтроля регламентируется ГОСТ 2.111—68 «ЕСКД. Нормоконтроль».
Выполненный таким образом проект машины может быть перелай в производство для практического воплощения данной машины в металле. Однако для этого вся конструкторская документация, входящая в состав проекта, должна быть размножена. На языке множительной техники вся конструкторская документация, составляющая законченный проект машины и поступившая на размножение называется оригиналом. С оригинала изготовляются путем машинного или ручного копирования оригинала тушью на кальке так называемые подлинники. Подлинники после ручной копировки сверяются с оригиналом, подписываются должностными лицами и передаются в технический архив, откуда они могут быть затребованы для снятия копий. Изготовление подлинников — процесс трудоемкий и кропотливый. В поисках возможности облегчения кропотливого труда копировщиц множительная техника предлагает в настоящее время иные высокопроизводительные методы размножения документации: электрографию, фотоконтактный метод, обычное фотографирование и другие способы скоростного размножения документации*.
Размножение чертежей такими способами встречает определенные затруднения. Дело в том, что при поиске нужных конструктивных решений конструктор весьма часто вынужден многократно стирать уже нанесенные на чертеж детали, изменять их конфигурацию, местоположение и т. п. Кроме того, в целях экономии рабочего времени при простановке размеров и нанесении на чертеж необходимых надписей конструкторы не пользуются чертежным шрифтом. В процессе копирования чертежей тушью на кальку копировщицы при известном опыте и навыках могут значительно улучшать точность графики этих чертежей и украшать их четким чертежным шрифтом, как это предусмотрено ГОСТ 2. 304—68 «ЕСКД. Шрифты чертежные».
Недостатком калькировки чертежей является необходимость их сверки с оригиналами. Поэтому при наличии множительной техники копировщицы привлекаются для нанесения надписей и улучшения внешнего вида оригиналов, с которых снимают копии.
В производство передаются копии конструкторских документов, изготовленных с калек. Один экземпляр проекта машины конструкторская организация оставляет у себя для контроля (контрольный экземпляр). Правила учета, хранения и обращения изготовленной конструкторской документации едины для всех отраслей промышленности и регламентируются ГОСТ 2.501—68.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организационно-технические принципы работы конструкторского коллектива при разработке проекта машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы