Дальнейшее развитие машиностроения имеет решающее значение для ускорения темпов научно-технического прогресса, технического перевооружения всего народного хозяйства и повышения обороноспособности страны.
Согласно классификации отраслей народного хозяйства, утвержденной Госстандартом СССР (по представлению ЦСУ СССР и Госплана СССР) и введенной с 1 января 1976 г., машиностроение включает отраслей, управляемых одноименными министерствами (рис. 14). Отрасли машиностроения подразделяются на виды4 машиностроения (виды производств). Так, отрасль тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения подразделяется на энергетическое машиностроение — производство турбоагрегатов, турбин, атомных и других котлов; дизелестроение—производство дизелей, дизель-генераторов, дизельных электростанций на железнодорожном ходу и других двигателей внутреннего сгорания (кроме автомобильных, тракторных, комбайновых и авиационных); металлургическое машиностроение — производство оборудования и механизмов для доменного и сталеплавильного производства, прокатных и трубных станов и других машин и оборудования для черной металлургии; производство агломерационного, коксового оборудования, оборудования для цветной металлургии; горношахтное и горнорудное машиностроение — производство механизированных крепей, выемочных комплексов и агрегатов, шахтных электровозов, вагонеток, шахтных подъемных машин, комбайнов для очистных и проходческих работ, струговых установок для добычи угля, перегружателей, погрузочно-разгрузочных и навалочных машин, подземных транспортеров, металлических и гидравлических индивидуальных стоек; производство обогатительного оборудования, оборудования для механизации работ на поверхности шахт; тяжелого горнотранспортного вскрышного оборудования (роторные комплексы, тяжелые экскаваторы и т. д.) и других машин и механизмов для горной промышленности; подъемно-транспортное машиностроение — производство кранов, оборудования для непрерывного транспорта, лифтов и другого погрузочно-разгрузочного и складского оборудования; железнодорожное машиностроение — производство локомотивов и подвижного состава железнодорожного транспорта (электровозов, магистральных, маневровых, промышленных тепловозов, грузовых, пассажирских, промышленных других вагонов, включая электропоезда и дизельные поезда, вагоны метрополитена и трамвайные вагоны), а также автосцепок, тормозного оборудования, стрелочных переводов и т. д.
Аналогичное подразделение имеют и другие отрасли машиностроения. Так, отрасль химического и нефтяного машиностроения подразделяется на химическое машиностроение, полимерное машиностроение, производство оборудования для нефтепромыслов, целлюлозно-бумажной промышленности, бурового, геологоразведочного, нефтегазоперерабатывающего оборудования, компрессорное машиностроение, холодильное машиностроение, производство вакуумных насосов и агрегатов, кислородное и криогенное машиностроение, производство промышленной трубопроводной арматуры, газоочистительного и пылеулавливающего оборудования и аппаратуры, окрасочного оборудования.
Отрасль станкостроительной и инструментальной промышленности подразделяется на производство металлорежущих станков, деревообрабатывающего, кузнечно-прессового, литейного оборудования, металлообрабатывающего инструмента, технологической оснастки, искусственных алмазов, абразивных материалов и инструмента.
Электротехническая промышленность, как отрасль машиност-роения, подразделяется на производство электротехнических машин, оборудования, аппаратуры и изделий производственного назначения, кабельную, электроламповую, электроизоляционную, аккумуляторную промышленности.
Отрасль строительного, дорожного и коммунального машиностроения подразделяется на производство дорожных и землеройных машин, строительно-дорожных машин, оборудования для коммунального хозяйства, предприятий бытового обслуживания, промышленности строительных материалов, мелиоративных работ, лесозаготовительной и торфяной промышленности.
Приборостроение, как отрасль машиностроения, подразделяется на промышленность средств вычислительной техники, производство приборов контроля и регулирования технологических процессов, электроизмерительных приборов, радиоизмерительных приборов, оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры, приборов для измерения механических величин и времени, приборов для механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда, приборов для физических исследований, медицины, физиологии и биологии.
Отрасль машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов подразделяется на производство технологического оборудования для текстильной, швейной, трикотажной, кожевенной и кожгалантерейной промышленность, оборудования для изготовления химических волокон, пищевой и комбикормовой промышленности, предприятий торговли и общественного питания, полиграфии, промышленности бытовых приборов и машин.
Автомобильная и подшипниковая промышленность, как отрасль машиностроения, подразделяется на производство автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов к автомобилям и тракторам, мотоциклов и велосипедов, автомобильного и тракторного электрооборудования и приборов, подшипниковую промышленность.
Аналогичным образом с учетом особенностей производств подразделяются и остальные отрасли машиностроения.
В настоящее в.ремя все виды машиностроения за редким исключением имеют в своем составе научно-исследовательские и конструкторские институты, конструкторские бюро, которые в соответствии с заданиями вышестоящих организаций — запросами отраслей-потребителей и данными прогнозов — создают образцы современных машин и оборудования по своему производственному профилю.
Помимо отраслевых конструкторских организаций созданием овременных машин и механизмов занимаются также научно-исследовательские и конструкторские организации научно-производственных объединений, созданные по видам машиностроительных производств, а также конструкторские бюро машиностроительных заводов.
В отдельных случаях созданием машин и механизмов занимаются институты других отраслей народного хозяйства немашиностроительного профиля, но имеющие в своем составе конструкторские бюро. Как правило, эти конструкторские бюро работают над созданием отдельных видов технологического оборудования, специфичного для их отраслей, которое при удачном решении на стадии экспериментальных образцов передается соответствующим машиностроительным КБ для окончательной отработки до промышленных образцов с целью изготовления их на машиностроительных предприятиях. Кроме институтов немашиностроительного профиля, в отдельных отраслях народного хозяйства существуют различные маломощные ведомственные КБ, которые разрабатывают для своих ведомств некоторые виды несложного оборудования, используемого в единичных количествах, с изготовлением его на различного рода ремонтных предприятиях и мастерских этих ведомств.
В целях эффективной координации и планирования конструкторских работ в отраслях машиностроения выделены головные научно-исследовательские и конструкторские организации, на которые возлагается ответственность за технический уровень всех машин, механизмов и другого оборудования, изготовляемого в этих отраслях машиностроения. На эти организации, помимо непосредственного выполнения конструкторских работ, возлагается методическое и координационное руководство работами всех конструкторских организаций данной отрасли или вида производства. Помимо головных организаций каждый вид машиностроения (или вид производства) имеет узко- или предметно-специализированные конструкторские бюро в составе служб заводов-изготовителей, разрабатывающие проекты крупных машин. В некоторых видах машиностроения для крупных машин (прокатные и трубные станы, бумагоделательные машины, крупные экскаваторы и др.) разработка проектов заканчивается институтами на стадии технических проектов, а последующие стадии проектирования осуществляются конструкторскими бюро заводов, на которых эти машины будут изготовляться.
С созданием научно-производственных машиностроительных объединений и связанным с этим укреплением конструкторских служб заводов ряд заводских КБ уже сегодня выполняет весь комплекс работ по созданию современных машин от начала и до конца, что в будущем вероятно, вызовет перемещение центра тяжести всех конструкторских разработок по созданию техники в эти КБ, оставив за конструкторскими институтами лишь решение проблемных вопросов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Отраслевой состав машиностроения и его конструкторской базы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы