Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Монтаж и эксплуатация лифтов

Публикация:
   Канатоведущие органы, контршкивы и отклоняющие блоки

Читать далее:




Канатоведущие органы, контршкивы и отклоняющие блоки

Канатоведущими органами называют элементы лебедок, непосредственно передающие усилия от привода подъемным канатам лифта. Канатоведущие органы в лифтах выполняют в виде барабанов или канатоведущих шкивов.

Барабаны изготовляют чугунными или стальными. Их рабочая часть должна иметь нарезанные по винтовой линии ручьи полукруглой формы, которые позволяют укладывать канат виток к витку с минимальным расстоянием между ними и исключают трение каната по канату предыдущего, уложенного на барабан, витка. Это существенно увеличивает долговечность каната при минимальной длине барабана. Концы канатов жестко и надежно закреплены на барабанах.

Так как число канатов, на которых подвешивают кабину пассажирского или грузового лифта с проводником, должно быть не менее двух, то при двухканатной подвеске и использовании противовеса канаты крепят и укладывают на барабане для верхнего расположения лебедки по схеме на рис. 7, а, а для нижнего — по схеме на рис. 7, б.

В первом случае на барабане нарезают однозаходные ручьи правого и левого направлений, а во втором — двухзаходные ручьи только одного (правого или левого) направления. При вращении барабана одна пара канатов (например, канаты кабины) наматывается, поднимая кабину, а вторая пара сматывается, опуская противовес. Во время обратного вращения барабана направление движения канатов, а соответственно и кабины с противовесом, изменяется.

Рис. 7. Схемы укладки канатов на барабане при установке лебедки:
а — вверху, б — внизу

Для надежного крепления канатов на барабане предусмотрена такая канатоемкость барабана, при которой для самых низких положений кабины или противовеса на барабане оставалось бы не менее полутора запасных витков каждого закрепленного на барабане каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Ниже приведены наиболее распространенные способы крепления каната на барабане.

Крепление петлей (рис. 8, а) выполняют путем двукратного огибания вала или ступицы барабана канатом и последующего стягивания ветвей каната зажимами. Количество зажимов должно быть не менее двух.

Крепление прижимными планками показано на рис. 8, б. Канат, обогнув барабан, прижимается планками к поверхности барабана. Если канат крепят на ненарезанной части барабана, то ровно укладывают виток каната и надежно затягивают болты или шпильки. В случае, когда канат крепят на нарезанной части барабана, срубают гребни на стороне барабана, противоположной планкам, и зачищают эти места, чтобы канат лежал на ровной поверхности барабана, а не на гребне. Количество планок определяют расчетным путем, но их должно быть не менее двух.

Крепление с зажимом в гнезде планкой (рис. 8, в) выполняют в отверстии, предусмотренном в барабане. Конец каната пропускают на всю длину отверстия и зажимают винтами с квадратными головками. Чтобы предотвратить повреждение каната болтами, под них устанавливают планку с выступом, который направлен в сторону обреза каната и упирается в барабан.

Рис. 8. Системы крепления каната на барабане:
а — петлей с зажимами, б — прижимными планками, в — зажимом в гнезде планкой, г — зажимом в гнезде клином; 1 — вал, 2 — барабан, 3 — зажимы, 4 — канат, 5 — ступица, 6, 9 — планки, 7— шпилька (болт), 8 — винт, 10 — клин

Крепление каната в зажимном гнезде клином (рис. 8, г) выполняют в клиновидном отверстии барабана. Конец каната пропускают через отверстие, огибают по контуру клин и вместе с клином забивают в отверстие со стороны расширенной части. По всей длине клина сделана полукруглая канавка для укладки в ней каната. Края отверстий, через которые канаты выходят на рабочую поверхность барабана, должны быть тщательно закруглены во избежание резкого перегиба каната.

При большой высоте подъема кабины для размещения канатов требуется барабан очень большой длины, особенно в случае подвешивания кабины на двух канатах и более. Поэтому барабанные лебедки применяют редко.

Канатоведущий шкив (рис. 9) состоит из ступицы, насаживаемой на выходной вал привода; диска с ребрами и отверстиями для облегчения машины и обода, на котором выточены кольцевые проточки (ручьи) для размещения в них подъемных (тяговых) канатов.

Внешняя нагрузка, действующая на шкив, образована натяжением подъемных канатов со стороны кабины и противовеса. Разность натяжений этих ветвей канатов компенсируется силами трения между канатами и ручьями.

Рис. 9. Канатоведущие шкивы:
а — цельный, б — с отъемным ободом

Сила трения каната по шкиву зависит от угла обхвата канатом шкива, формы профиля ручья, коэффициента трения между канатом и рабочей поверхностью ручья и от соотношения натяжений в ветвях канатов со стороны кабины и противовеса.

При работе лебедки практически всегда происходит упругое скольжение каната по ручью, что влияет на изнашивание канатов и ручьев. В результате этого обод шкива изнашивается быстро. Чтобы снизить эксплуатационные расходы, обод шкива часто делают отъемным. Это позволяет легко заменить изношенный обод новым.

На шкивах выполняют ручьи следующих профилей (рис. 10).

Полукруглый ручей позволяет максимально увеличивать срок службы шкива и каната вследствие его большой опорной поверхности в ручье. Однако канат на полукруглом ручье обеспечивает сравнительно небольшой тяговый коэффициент (отношение большего натяжения каната на шкиве к меньшему), который зависит как от коэффициента трения каната по поверхности ручья, так и от степени износа ручья. При недостаточном тяговом коэффициенте либо увеличивают угол обхвата шкива путем введения контршкива, либо применяют ручьи другого профиля. К тому же полукруглые ручьи трудны в изготовлении.

Полукруглый ручей с подрезом позволяет получать несколько больший тяговый коэффициент, зато условия работы каната и шкива немного ухудшаются, так как повышается давление между канатом и ручьем. При прямоугольной форме подреза канат одинаково прилегает к шкиву по мере изнашивания ручья. Площадь контакта каната и ручья не изменяется, и тяговый коэффициент не уменьшается.

Рис. 10. Профили ручьев:
а — полукруглый, б — полукруглый с подрезом, в — клиновой, г — клиновой с подрезом

Клиновой ручей позволяет значительно повышать тяговый коэффициент шкива. Однако при этом существенно увеличивается износ каната и шкива, а по мере его износа уменьшается тяговый коэффициент.

Клиновой ручей с подрезом применяют широко, так как он прост в изготовлении, а по мере изнашивания ручья может долгое время работать как полукруглый ручей с подрезом. Недостаток этого профиля — повышенный износ канатов в начале эксплуатации лебедки.

Диаметр канатоведущего шкива, барабана или блока влияет на срок работы каната и ручья канатоведущего шкива. Чем больше диаметр канатоведущего органа, тем меньше давление между канатом и ручьем и тем менее крутой изгиб испытывает канат, что увеличивает срок службы канатов и ручьев.

Соотношение диаметров канатов и диаметров канатоведущих шкивов, барабанов и блоков строго регламентировано Правилами.

При эксплуатации лифтов тщательно следят за тем, чтобы ручьи шкива изнашивались равномерно. На ручье меньшего диаметра канат больше проскальзывает и в результате этого более изношенный ручей изнашивается еще быстрее, приводя шкив в непригодное состояние.

Контршкивы (контрблоки) отводят рабочие канаты от канатоведущего шкива с тем, чтобы они возвращались на соседние ручьи того же шкива, увеличивали бы тем самым угол обхвата канатом шкива в два раза и повышали тяговое усилие лебедки.

В лифтах часто применяют простое огибание (рис. 11, а) канатами 2—4 канатоведущего шкива. В тех случаях, когда простого огибания для создания необходимых сил трения недостаточно, используют двойное огибание (рис. 11, б), при котором канаты 2—4, закрепленные на кабине, сначала огибают канатоведущий шкив, затем контршкив (контрблок), с контршкива возвращаются на соседние ручьи канатоведущего шкива и, обогнув его второй раз, направляются вниз к противовесу.

Если контршкив одновременно является отклоняющим блоком, то канаты после второго огибания канатоведущего шкива возвращаются на. соседнюю проточку контршкива, а затем направляются вниз к противовесу.

Обод контршкива выполнен аналогично ободу канатоведущего шкива, но для уменьшения изнашивания каната всегда применяют обод с ручьями полукруглого профиля.

Контршкивы в отличие от канатоведущих шкивов делают неприводимыми, и поэтому они свободно вращаются на подшипниках качения, установленных внутри ступиц контршкива или по концам оси в двух корпусах.

При переходе с канатоведущего шкива на контрблок и обратно геометрическая ось каната отклоняется от плоскости симметрии соответствующего ручья, образуя угол сбега каната. Этот угол влияет на срок службы канатов и канатоведущих шкивов. При значительных углах канат более интенсивно трется о боковые стенки ручья, увеличивая износ поверхностей трения элементов. Для уменьшения угла сбега канатов ручьи контршкива смещают в осевом направлении относительно ручьев канатоведущего шкива на половину шага между его соседними ручьями.

Рис. 11. Схема укладки каната на канатоведущем шкиве:
а — простое огибание, б — двойное огибание (с контршкивом); 1 — шкив, 2—4 — канаты, 5 — контршкив

Отклоняющие (отводные) блоки отводят канаты в нужное направление в соответствии с кинематическими схемами лифтов. Конструкция отклоняющих блоков аналогична конструкции контршкивов.

В тех случаях, когда отклоняющие блоки устанавливают в непосредственной близости от барабана лебедки, они должны иметь возможность перемещаться в осевом направлении. В противном случае угол сбега каната с барабана превысит норму. В таких блоках в качестве подшипников устанавливают запрессованные в ступицу антифрикционные втулки, которые дают возможность блоку, свободно вращаясь, перемещаться вдоль оси. Поверхности трения оси блока и втулки должны быть постоянно чистыми и хорошо смазанными.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Монтаж и эксплуатация лифтов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Канатоведущие органы, контршкивы и отклоняющие блоки"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства