Большая часть операций по такелажу и монтажу строительных конструкций производится с помощью стальных и пеньковых канатов.
Стальные канаты широко применяют на монтажных работах как в механизмах и полиспастах, так и в такелажном оборудовании в качестве стропов, оттяжек, расчалок и т. п.
Канаты изготовляют путем свивки из отдельных тонких проволочек диаметром от 0,22 до Змм; они бывают одинарной, двойной и тройной свивки. При одинарной свивке канат свивают из отдельных проволок, при двойной — проволоки предварительно свивают в пряди; такие канаты называют тросами. При тройной свивке канат свивается из нескольких канатов двойной свивки и называется кабелем.
Для монтажных и такелажных работ, а также для грузоподъемных механизмов применяют обычно канаты двойной свивки (тросы), состоящие из шести прядей и пенькового сердечника, удерживающего смазку и придающего канату гибкость (рис. 39, а). Чем больше число проволок в пряди и чем меньше диаметр проволоки, тем больше гибкость каната.
Проволока для канатов применяется марки В (высший сорт), I (первый сорт), II (второй сорт) с различными покрытиями, которые увеличивают срок службы канатов.
Проволоки в прядях и пряди в канате могут быть свиты в одном направлении — односторонняя свивка каната (рис. 39, 2), противоположное направление свивки проволок в пряди и прядей в канате называется крестовой свивкой (рис. 39).
Канаты односторонней свивки более гибки, но легко раскручиваются и сплющиваются, поэтому в грузоподъемных механизмах применяют канаты крестовой свивки.
По виду свивки различают канаты обыкновенные (обозначаются буквой О) и нераскручивающиеся (Н), т. е. такие, которые не должны раскручиваться после снятия концевых перевязок (марок). По направлению свивки бывают канаты правой и левой свивки. Канаты левой свивки обозначают буквой Л.
По роду свивки проволок в прядях различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей ТК, с линейным касанием проволок в пряди ЛК и с точечным и линейным касанием проволок в пряди ТЛК.
Канаты с линейным касанием свивают из проволок разного диаметра, они более износоустойчивы и имеют повышенную прочностъ по сравнению с канатами того же диаметра с точечным касанием.
Для грузоподъемных механизмов и такелажного оборудования применяются канаты типов ТК, ЛК и ТЛК из шести прядей, изготовленные из светлой канатной проволоки марки I с числом проволок, равным 19 или 37. В канатах для расчалок число проволок в пряди равно 19, а для стропов — 37 и выше. Рекомендуется применение канатов типа ЛК и ТЛК.
Оцинкованная проволока применяется только по особым требованиям, связанным со специальными условиями работы.
По назначению канаты типа ТК изготовляются грузовые Г и грузо-людские ГЛ.
Если требуется нераскручи-вающийся канат Н, то это должно оговариваться при заказе. Техническая характеристика канатов и их обозначения нормируются ГОСТом.
Рис. 39. Канаты (тросы)
а — сечение канатов; б — свивка канатов;
1 — канат крестовой свивки; 2 — канаг односторонней свивки
Так, трос типа ТК, состоящий из пенькового сердечника и шести прядей, имеющих по 19 проволок, обозначается ТК 6Х 19 (1 + 6 + 12) + 1 о. с. Проволоки для канатов изготовляют из стали с расчетным пределом прочности при растяжении 120— 260 кгс/мм2. Обычно на монтажных работах применяют канаты с расчетным пределом прочности проволок при растяжении 150— 170 кгс/мм2, который вводится в условное обозначение каната.
Условное обозначение каната диаметром 22,5 мм обыкновенного, крестовой свивки, из проволоки с расчетным пределом прочности на разрыв 170 кгс/мм2 марки I, изготовленного в соответствии с ГОСТ 3079—69: канат 21,5-170-1 ГОСТ 3079—69. Для нераскру-чивающегося каната после диаметра каната ставится буква Н, т. е. канат 21,5-Н-170-1 ГОСТ 3079—69.
В табл. 3 приведены характеристики канатов, наиболее часто употребляемых на монтажных работах и в грузоподъемных машинах.
Стальные канаты при огибании барабанов или роликов блока работают на растяжение и изгиб. Влияние изгиба на прочность каната незначительно и может не учитываться при соблюдении допускаемого отношения диаметра каната к диаметру барабана и соответствующих коэффициентов запаса, что обеспечивает износоустойчивость каната.
Формулы расчета канатов, а также коэффициенты запасов прочности и допустимые соотношения между диаметрами каната и ролика устанавливаются Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР — Госгортехнадзору, который разрабатывает «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», единые для всей нашей страны.
Рис. 40. Схема стропа
Каждый канат, выпускаемый заводом, снабжается сертификатом (заводским паспортом), в котором указываются его конструкция и расчетный предел прочности проволок на разрыв.
При определении разрывного усилия каната испытанием путем разрыва отдельных проволок в расчет каната вводится суммарное разрывное усилие для всех проволок, умноженное на 0,83 или на соответствующий коэффициент, определенный по ГОСТ для каната данного типа.
Канаты с заводов поступают намотанными на барабаны или свернутыми в бухты.
Бухты при хранении каната или перед его применением рекомендуется надевать на инвентарные металлические катушки со съемной щекой (рис. 41).
Канаты следует хранить в закрытых сухих помещениях. Перед сдачей на хранение канат сматывают в бухты, перевязанные проволокой, или наматывают на барабаны (катушки) и смазывают. Смазка предохраняет канат от ржавления, а также от перетирания отдельных проволок” друг о друга. Смазывать канат можно любым маслом, не содержащим кислот, щелочей и других вредных примесей, или канатной мазью. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины и протирают керосином. Бухты при хранении укладывают на деревянные подкладки.
Канат разматывают, вращая бухту или барабан так, чтобы на канате не получалось петель. Снимать канат с катушек или бухт витками не разрешается, так как это вызывает образование петель и ведет к расслоению прядей и сердечника. На рис. 42 показаны примеры правильной и неправильной размотки каната.
Канаты изготовляют длиной 250 500 и 1000 м и рубят на месте на куски требуемой длины. Для этого Рис- AltlZluZ SaKaHaT°B с двух сторон от места рубки на расстоянии 100 мм обматывают канат *мягкой проволокой на длине одного-двух диаметров каната (во избежание раскручивания). К отрубленному концу прикрепляют бирку с указанием диаметра каната, его длины и номера сертификата. Канаты длиной более 1000 м заказывают особо.
К оборудованию, грузам и якорям канаты могут крепиться: петлями; канатными узлами; специальными муфтами (стаканами) или клиновыми зажимами.
Петли должны иметь на концах коуши (см. рис. 43, г), которые предохраняют канат при перегибе от расплющивания и перетирания проволок и повышают его долговечность. Размеры коушей в зависимости от диаметра каната установлены ГОСТ 2224—43. Коуши изготовляют из чугунного литья или штамповкой из листового металла.
Коуши в петле могут закрепляться как заплеткой каната, так и сжимами или опрессовкой в стальной трубке (рис. 43, г).
Применение петель без коушей разрешается, когда канатом огибаются круглые оси и трубы, при отношении диаметра каната к диаметру оси.
Длина заплетки после коуша определяется числом пробивок каната прядями при заплетке: для каната диаметром от 15 до 28мм число пробивок каждой прядью должно-быть не менее пяти. Последняя пробивка производится половинным числом прядей или всеми прядями половинного сечения.
Число сжимов должно быть не менее трех.
Различают сжимы: литой (рис. 43, а), состоящий из литой рамки К и дужки М, и кованый, изображенный на рис. 43, б.
Шаг сжимов и длина свободного конца каната от последнего сжима должны составлять не менее шести диаметров каната. Дужка сжима ставится со стороны короткого конца каната (рис. 43, д) во избежание порчи каната. Сжимы следует затягивать так, чтобы канат был обжат примерно на V8 диаметра. Во время работы сжимы необходимо постоянно подтягивать и следить за их состоянием. Каждому диаметру каната соответствует свой номер сжима.
При креплении канатов узлами применяют беседочный (рис. 44, а) и двойной беседочный узлы (рис. 44, б) для образования незатягивающейся петли; штыковой (рис. 44, в) и полуштыковой узлы (рис. 44, г) при неполной нагрузке на канат. Простой выбленочный (рис. 44, д), двойной выбленочный (рис. 44, е) узлы и задвижной штык (рис. 44, ж) применяют для прикрепления каната к мачте или к якорю, а прямой (рис. 44, з) и брамшкотовый (рис. 44, и) стыки — для соединения канатов. Гачная петля применяется для крепления каната к крюку.
Рис. 42. Размотка канатов
При больших усилиях в канате и при необходимости часто изменять его длину во избежание повреждения наиболее целесообразно крепить канат клиновым зажимом (см. рис. 43, б). При натяжении каната клин входит в зазор между щеками и зажимает канат. Чем сильнее натяжение каната, тем сильнее он зажимается. Зажимы применяют литые или разборные.
При использовании канатов в качестве инвентарных элементов их крепят муфтами (стаканами), в которых заделываются концы канатов. В этом случае на конец каната надевают муфту (рис. 45), затем канат расплетают, загибают отдельные проволоки и расплетенный конец каната заливают в стакане муфты расплавленным баббитом. Крепление на муфтах обыкновенно применяется для жестких канатов, без пеньковой сердцевины (при креплении каната с пеньковой сердцевиной последнюю вырезают). Концевые стаканы работают лучше, чем коуши. На монтажных работах они используются редко; применяются в основном для постоянного крепления каната.
Сращивание канатов на прямых участках разрешается только на сплетке его конца или на специальных муфтах, например в несущем канате кабель-крана. В этом случае на каждый конец каната надевают муфту и расплетенный конец заливают в муфте расплавленным баббитом или специальным алюминиево-цинковым сплавом (АЛ). Снаружи муфта имеет резьбу, на которую навертывается втулка, соединяющая обе муфты. Сращивание канатов, применяемых в грузоподъемных машинах, не допускается. Сращивание концов канатов на сжимах разрешается только для стропов.
Рис. 44. Узлы и петли
а — беседочный узел; б — двойной беседочный узел; в — штыковой узел; г — полуштыковой узел; д — простой выбленочный узел; е — двойной выбленочный узел; э — задвижной штык; з — стык прямой; и — стык брамшкотовый
Стальные канаты бракуют по количеству обрывов проволок на длине одного шага свивки каната.
Для определения шага свивки на поверхности одной пряди наносят метку, от которой отсчитывают по длине каната столько прядей, сколько их в сечении каната (обычно шесть), и на следующей (т. е. на седьмой) наносят вторую метку. Расстояние между метками равно шагу свивки каната,
Пользоваться канатом с оборванной прядью не разрешается.
При подсчете обрывов проволок канатов, свитых из проволок разного диаметра (типа ЛК и ТЛК), обрыв тонкой проволоки принимают за 1, а толстой—за 1,7.
Рис. 45. Концевая муфта
Уменьшение диаметра каната определяется микрометром. При износе более 40% канат бракуется.
Работать с канатом надо в рукавицах, так как лопнувшие и отогнутые проволоки могут нанести серьезные ранения.
Пеньковые канаты применяют для расчалок, оттяжек, а также в качестве стропов и грузовых канатов при подъеме небольших грузов вручную через блоки.
В механизмах с машинным приводом пеньковые канаты не используются. Канаты эти выпускаются смольными и несмольными (бельные канаты). Последние гибки и удобны в работе, но подвержены загниванию, причем прочность их при размокании резко снижается.
На монтажных работах применяются главным образом смольные канаты, пропитанные горячей смолой.
Пеньковые канаты выпускаются в соответствии с ГОСТом, которым нормируется диаметр каната, число прядей, вес и разрывное усилие в канате.
В зарубежной практике все большее распространение получают канаты из капрона и перлона. Они имеют большую прочность на разрыв, водоустойчивы, не подвергаются гниению. Для предохранения от загорания их пропитывают особым составом.
Длина каната устанавливается по заказу. Если длина не оговорена, то канат изготовляется длиной не менее 100 м.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Канаты - такелажные приспособления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы