Навалочными (насыпными) называют массовые сыпучие грузы, хранимые и перемещаемые без упаковки: руда, уголь, строительные материалы и др. Характеристики их — размер и форма частиц, гранулометрический состав или кусковатость, насыпная плотность, влажность, угол естественного откоса, абразивность (истирающая способность), коррозионность, липкость, ядовитость, взрыво-опасность, способность самовозгораться, слеживаться и смерзаться. Все эти свойства необходимо учитывать, выбирая тип и параметры перегрузочных машин, а также условия хранения.
Угол естественного откоса характеризует взаимную подвижность частиц груза, находящегося в покое и движении. Из-за колебаний грузонесущего органа угол естественного откоса материала при движении будет меньше, чем при покое. Это необходимо учитывать при расчете производительности погрузочно-разгрузочных машин.
Абразивноетью называется свойство частиц навалочного груза истирать (изнашивать) соприкасающиеся с ними во время движения рабочие поверхности лотков, лент, шарниров, цепей и др. Характеризуется она твердостью частиц, определяемой по 10-балльной шкале Мооса. За единицу принята твердость самого мягкого груза (например, талька), а за 10 — самого твердого (алмаза). В зависимости от абразивности навалочные грузы делят на четыре группы: А — неабразивные; В — малоабразивные; С — средней и Д — высокой абразивности.
Под влажностью навалочного груза понимают содержание в нем внешней (химически не связанной с частицами) влаги. Для ее определения берут некоторое количество груза (пробу) и высушивают при температуре + 105 °С. Затем находят разность масс влажной и сухой проб и относят ее к массе последней.
В зависимости от условий перевозок и хранения навалочные грузы условно делят на две группы. К первой относят уголь, торф, сланцы, щебень, гравий, бутовый камень, песок, глину, сахарную свеклу и др., т. е. те грузы, которые преимущественно перевозят в полувагонах, на платформах и хранят на открытых складах в штабелях или отвалах. Во вторую группу входят зерно, цемент, негашеная известь, алебастр, мел, минеральные удобрения, картофель и другие грузы, которые перевозят насыпью в крытых или специальных вагонах, хранят в закрытых складах, элеваторах или под навесом. В крытых вагонах устанавливают дверные заграждения (доски, специальные щиты), на открытом подвижном составе принимают меры, предотвращающие выдувание мелких частиц груза при движении в поездах, а также осыпание «шапки»; поверхность груза после погрузки выравнивают и уплотняют.
Минеральные удобрения отличаются большим разнообразием. В зависимости от химического состава их разделяют на азотные, фосфорные, калийные и др., а по способу производства на сложные и смешанные. Сложные удобрения изготовляют химическим способом, а смешанные — путем механического соединения различных видов. Многие минеральные удобрения гигроскопичны, подвержены слеживаемости и растворимы. Отдельные из них, например аммиачная селитра, при соединении с органическими веществами взрывоопасны. В настоящее время большинство удобрений выпускается в виде гранул с размерами частиц от 1 до 4 мм. Перевозку их осуществляют в специализированных вагонах-минераловозах бункерного типа с боковой разгрузкой или в вагонах типа «Хоппер» с донной разгрузкой. Для пылевидных удобрений используют специальные цистерны-минераловозы с пневматической разгрузкой. Однако еще широко распространена перевозка минеральных удобрений в полиэтиленовых и бумажных битумированных водоотталкивающих мешках массой 42…50 кг в универсальных крытых вагонах. Для обеспечения выгрузки целесообразно их пакетировать как обычные штучные грузы. Сухие удобрения в мягких контейнерах можно перевозить в полувагонах и на открытых железнодорожных платформах. Жидкие удобрения (аммиачную воду, жидкие комплексные удобрения) перевозят в железнодорожных цистернах, предназначенных и для перевозки нефтепродуктов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристика грузов и средства их перевозки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы