Железнодорожный транспорт перевозит значительное количество жидких (наливных) грузов. Их условно можно разделить на три типа: нефть и нефтепродукты, химические и пищевые продукты. Большинство наливных грузов транспортируют в цистернах. Наибольшая доля перевозок наливных грузов приходится на нефть и нефтепродукты. Однако доля их уменьшается в связи со строительством трубопроводов.
Себестоимость транспортирования нефтепродуктов по ним в 2—3 раза ниже, чем по железным дорогам.
Условия транспортировки, хранения и перегрузки определяются физико-химическими свойствами наливных грузов. В зависимости от них наливные грузы разделяют на опасные и неопасные. В свою очередь опасные грузы разделяют на три группы: легковоспламеняющиеся жидкости (нефтепродукты, спирты и др.); едкие и ядовитые вещества (кислоты, щелочи, хлористый цинк и др.); сжиженные газы (аммиак, хлор и др.).
ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные. Классификация и знаки опасности» определяет более подробную классификацию наливных грузов в зависимости от физико-химических свойств. Легковоспламеняющиеся нефтепродукты (бензин, лигроин, керосин, бензолы и т. п.) имеют температуру вспышки паров до 61 °С при нормальном атмосферном давлении («0,1 МПа) в закрытом сосуде и до 65 °С в открытом сосуде. Следует помнить, что интенсивность испарения возрастает при увеличении температуры, например, бензин начинает кипеть при температуре 40-^50 °С. При транспортировании и перегрузке легковоспламеняющихся нефтепродуктов необходимо проявлять особую осторожность в противопожарном отношении. Возгорание их может произойти как от открытого пламени, так и от разряда электростатического электричества, накопленного на цистернах, трубопроводах и пр. Поэтому необходимо иметь надежную непрерывную заземляющую цепь во всех этих элементах.
Характерным свойством легковоспламеняющихся нефтепродуктов является их высокая испаряемость. Наибольшую испаряемость имеет бензин. Значительные потери от испарения происходят при неполном использовании вместимости резервуара. С уменьшением использования вместимости резервуара потери на испарение увеличиваются.
Одним из способов уменьшения площади зеркала испарения является применение плавающей крышки в резервуаре, которая с изменением объема жидкости в резервуаре опускается или поднимается. Изменение температуры в резервуаре и испарение нефтепродукта в значительной степени зависят от окраски поверхности резервуара и наличия изоляционных покрытий.
Нефтепродукты с температурой вспышки паров выше 61 °С (мазуты, смазочные масла, моторное и дизельное топливо, битумы и т. п.) называют горючими. Они более безопасны в пожарном отношении, но имеют большую плотность и вязкость, которые существенно влияют на выбор способа их перегрузки. Такие наливные грузы разделяют на высоковязкие, средневязкие и невязкие. К высоковязким относят различные мазуты (кроме смазочного), гудрон, полугудрон, компрессорное масло и пр., которые обычно перевозят в цистернах. Для их налива и слива требуется подогрев даже летом. Битумы перевозят в специальных бункерных полувагонах с паровой рубашкой, цистернах-термосах и специальных контейнерах. Слабовязкие наливные грузы (моторное топливо, мазут флотский и др.) сливают в летнее время без подогрева, а парафинистые нефтепродукты подогревают на 10 °С выше температуры застывания. Невязкие нефтепродукты перегружаются в любое время года без подогрева. Следует помнить, что с увеличением температуры плотность и вязкость нефтепродуктов снижаются, а процесс слива и налива цистерн ускоряется.
Химические наливные грузы (кислоты, анилиновое масло, древесный и бутиловый спирты, углеводородно-бутановая смесь и др.) перевозят по железным дорогам в специальных цистернах. Эти грузы в зависимости от воздействия на металл разделяют на три группы: сильно (азотная и хлорсульфиновая кислоты) и слабо (каменноугольная смола, карболовая и серные кислоты) разъедающие и неразъедающие (все остальные).
Наливные пищевые грузы (растительные масла, патока) также перевозят в специализированных цистернах. При использовании универсальных цистерн необходимы их тщательная подготовка и обработка перед наливом пищевых продуктов.
Нефтепродукты хранят в металлических или железобетонных резервуарах—нефтехранилищах. Комплекс таких сооружений, служащих для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, называется нефтебазой.
Все нефтебазы в зависимости от вместимости можно разделить на пять категорий:
I — свыше 100 тыс. т;
II — от 30 тыс. до 100 тыс. т;
III — от 25 тыс. до 30 тыс. т;
IV — от 0,5 тыс. до 25 тыс. т;
V — менее 500 т.
Территория нефтебазы делится на зоны:
— слива и налива нефтепродуктов — резервуары сливно-наливных эстакад, насосные установки, пеноаккумуляторные и пенореактивные станции (пена необходима для тушения пожаров);
— оперативную — здесь выдают нефтепродукты мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры, бочки, бидоны;
— вспомогательные технические сооружения — электростанция или трансформаторная подстанция, котельная, насосная, механические мастерские, материальный склад и др.;
— очистные сооружения — для очистки ливневых вод и сбора пролитых нефтепродуктов.
Нефтехранилища бывают наземными, полуподземными и подземными; по форме — цилиндрические (вертикальные- и горизонтальные) и сфероидальные. У наземных нефтехранилищ днище находится на уровне земли или выше поверхности окружающей территории. Днище полуподземных нефтехранилищ заглублено не менее чем на половину высоты резервуара. При этом максимальный уровень нефтепродуктов в нем должен быть не выше 2 м над землей. Подземными хранилищами считают такие, у которых наивысшая точка покрытия резервуара находится на глубине 0,2 м и ниже. Нефтепродукты, как правило, хранят в железобетонных резервуарах, а масла — в металлических.
Типоразмеры железобетонных резервуаров следующие:
— для нефти —0,1; 0,2; 0,5; 1; 2; 3; 5; 10; 20; 30; 40 тыс. м3; для нефтепродуктов — 0,1; 0,2; 0,5; 1; 2; 3; 5; 10 и 20 тыс. м3; для масел — 0,1; 0,2; 0,5; 1; 2; 3; 5 тыс. м3. Типоразмеры металлических резервуаров для нефти и нефтепродуктов:
— наземные вертикальные цилиндрические с внутренним давлением в газовом пространстве до 20,0 Па или в вакууме до 2,5 Па — 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,7; 1; 2; 3; 5; 10; 15 и 20 тыс. м6;
— наземные с повышенным давлением и вакуумом в газовом пространстве — 0,1; 0,2; 0,4; 0,7; 1; 2; 3 и 5 тыс. м3;
— вертикальные цилиндрические с понтонами или плавающей крышкой — 0,2; 0,4; 0,7; 1; 2; 3; 5; 10; 15 и 20 тыс. м3; горизонтальные — 3; 5; 10; 25; 50; 75 и 100 м3.
Резервуары нефтехранилищ размещают поЬдиночке или группами, при этом общая вместимость группы не должна превышать 40 тыс. м3, расстояние между группами не менее 50 м, считая от стен крайних резервуаров. Расстояние между двумя рядом стоящими резервуарами должно быть не менее 10 м. Резервуар с нефтепродуктами ограждают земляным валом высотой не менее 1,2 м. Между внешними границами валов, ограждающих группы резервуаров, устраивают пожарный проезд шириной не менее 3,5 м.
Для хранения нефтепродуктов в таре строят склады из огнеупорных материалов, разделяя их на секции несгораемыми стенами.
Для легковоспламеняющихся материалов вместимость каждой секции не должна быть более 200 м3, а для горючих нефтепродуктов — не более 1000 м3. Соответственно общие вместимости’складов не должны превышать 1200 и 6000 м3. Нефтепродукты в бочках вместимостью от 75 до 500 л хранят в складе либо на стеллажах, либо в штабелях.
На стеллажах в каждом ярусе устанавливают по одному ряду бочек. В штабеля механизированным способом их устанавливают в пять ярусов (горючие нефтепродукты) и в три яруса (легковоспламеняющиеся). По ширине штабеля или стеллажа размещают не более двух бочек. Проезды между стеллажами и штабелями не менее 1,8 м, а проходы не менее 1 м. Ширина дверных проемов складов не менее 2,1 м, а высота не менее 2,4 м; полы с уклоном для стока жидкости в специальные приемники. Нефтепродукты в мелкой таре (бутылях, бидонах) хранят на плоских или ящичных поддонах из несгораемых материалов.
Допускается хранить нефтепродукты в таре на открытых площадках и под навесами. На одной площадке размещают не более шести штабелей длиной 25 м и шириной 15 м. Площадку огр.аждают земляным валом и несгораемой стеной высотой 0,5 м. Штабеля бочек на открытой площадке укладывают в два яруса и покрывают брезентом или толем.
Битум, поступающий в мелкой таре, хранят в закрытых неотапливаемых складах и на площадках под навесом. Полутвердый и жидкий битум, поступающий в цистернах, хранят в специальных бито-хранилищах вместимостью 100…3000 м3. Они оборудованы паровыми, водяными, газовыми или электрическими устройствами для подогрева.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристика грузов и типы складов для наливных грузов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы