К ходовой части относятся: рама автомобиля, подвеска с направляющим устройством, передняя ось, колеса и шины.
Рама выполнена из листовой стали 10ХСНД и состоит из двух продольных балок, соединенных пятью поперечинами. Балки сварные, коробчатого сечения. В передней части рамы крепится бампер. Рама автомобиля БелАЗ-548А отличается размерами продольных бало-к, расположением и конструкцией поперечни. В связи с закрытым профилем продольных балок все кронштейны закреплены на раме сваркой.
Пневмогидравлический цилиндр — пневматическая рессора поршневого типа в комбинации с гидравлическим амортизатором (рис. 22). Цилиндр подвески состоит из основного цилиндра и цилиндра противодавления, который представляет собой поршень с приваренным к нему пустотелым штоком.
Полость над поршнем — верхняя полость — через зарядный клапан заряжается сжатым газом — азотом. В эту же полость предварительно заливается масло (высота слоя масла над поршнем. 20 мм). Слой масла необходим для предотвращения утечки газа через подвижное соединение поршня с цилиндром и смазки рабочих поверхностей.
Кольцевая полость под поршнем и нижняя часть пустотелого штока тоже заполнены маслом. Эти полости соединены между собой трубками и сверлениями в штоке. В одной из трубок установлен шариковый обратный клапан. Верхняя часть подпоршяевой. полости через зарядный клапан и трубку заряжена сжатым газом — азотом, давление которого через жидкость передается на кольцевую полость поршня. Таким образом, поршень находится под. давлением газа сверху (основное давление) и снизу (противодавление).
Для гашения колебаний при движении автомобиля по неровной дороге цилиндр подвески имеет гидравлический амортизатор, функцию которого выполняют трубки сообщения подпоршяевой полости и полости штока. При ходе сжатия (наезд колеса на препятствие или при погрузке платформы) рабочая жидкость проходит в под-поршневую полость по обеим трубкам, a в момент отбоя — только через калиброванное отверстие в штоке цилиндра противодавления, так как с другой стороны проходу жидкости в полость штока препятствует обратный клапан. Этот клапан позволяет жидкости проходить только в одном направлении, что обеспечивает необходимое сопротивление перетеканию рабочей жидкости и способствует гашению колебаний.
Для предотвращения утечек масла и газа из цилиндра подвески неподвижные соединения уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, а подвижные соединения поршня, штока и плунжера насоса уплотнены фторопластовыми манжетами. Фторопластовые манжеты устанавливаются с натягом, регулируемым при сборке прокладками толщиной 0,15 и 0,5 мм. По мере износа манжет натяг их уменьшается. Для поддержания постоянного натяга манжеты поджимаются пружинами. Натяг должен быть 1,7—2 мм для манжет 38 и 49 и 1,2—1,4 мм для манжеты.
Для поддержания постоянного уровня масла в верхней над-поршневой полости в цилиндре установлен плунжерный насос, который приводится в действие колебаниями автомобиля. Насос вступает в работу только при появлении утечки масла из верхней полости, когда высота слоя масла над поршнем становится меньше 20 мм. В последнее время Белорусский автозавод изготовляет цилиндры подвески без плунжерных насосов.
Рис. 22. Цилиндр подвески:
1 — шарнирный подшипник, 2— нижняя крышка, 3 — штуцер, 4, 14 и 2.3 — пробки, 5 — регулировочная гайка, 6 — пружина клапана, 7 — крышка камеры маслосборника, 8, 16 к 17 — прижимные диски, 9 — корпус манжеты, 10, 28 и 29 — направляющие буксы, 11 — шарик клапана насоса, 12 — цилиндр противодавления, 13 — клапан амортизатора, 15 —гильза насоса, 16 — дистанционная втулка, 19— плунжер насоса, 20 — гайка, 21 — верхняя крышка, « — зарядный клапан, 24 — зажимной болт, 25 и 31 — заправочные трубки, 26 — обратный клапан, 27 — всасывающая трубка насоса, 30 — основной цилиндр, 32 — втулка, 33 — защитный чехол, 34 — стопорная шайба, 35 — заправочный штуцер, 36, 50 и 51 — уплотнительные кольца, 37, 44 и 47 — нажимные кольца, 38, 46 и 49 — уплотнительные манжеты, 39, 45 и 48 — распорные кольца, 40, 42 и 52 — регулировочные прокладки, 41, 43 и 53 — нажимные пружины, 54— защитная шайба, 55 — сальник, 56 — крышка зарядного клапана, 57 — уплонительная прокладка
Все цилиндры подвески конструктивно выполнены одинаково. Цилиндры передней оси от цилиндров задней оси автомобиля БелАЗ-540А отличаются только длиной цилиндров. На автомобиле БелАЗ-548А все цилиндры одинаковы и унифицированы с цилиндрами задней подвески автомобиля БелАЗ-540А.
Цилиндры подвески передают только вертикальную нагрузку. Продольные и поперечные нагрузки, а также реактивный от колес и тормозной моменты передаются направляющим устройством. Направляющее устройство передней подвески состоит из трех продольных и одной поперечной штанг, шарнирно соединенных с рамой. Направляющее устройство задней подвески включает две продольные, штанги, шарнирно соединенные с рамой и картером заднего моста, и заднюю вилку, соединенную с рамой через шарнирные подшипники, а с картером заднего моста — сферическим шарниром и шкворнем.
Устройство передней оси автомобиля БелАЗ-548А показано на рис. 23. Передняя ось автомобиля БелАЗ-540А по устройству подобна передней оси автомобиля БелАЗ-548А и отличается от нее только размерами поворотных кулаков, подшипниками, ступицами, тормозными барабанами и колесами.
Балка передней оси изготовлена из трубы, на концы которой напрессованы литые кожухи, которые имеют кронштейны для крепления цилиндров подвески и реактивных штанг и проушины с отверстиями под шкворни поворотных кулаков. Шкворни установлены с поперечным наклоном 6°, закреплены в поворотных кулаках и вращаются во втулках.
На поворотной цапфе имеется горизонтальное коническое отверстие, в которое вставляется рычаг рулевой трапеции. На поворотный кулак на двух конических роликовых подшипниках установлена ступица с тормозным барабаном. С внутренней стороны к ступице крепится крышка сальника. Для посадки обода колеса на наружной стороне ступицы выполнен конус.
Колесо состоит из обода и шины. Обод колеса — с коническими полками; на полки установлены бортовые кольца. В ободе выфрезерован паз под вентиль камеры. Колеса передней оси крепятся к ступицам прижимами, а ведущего моста — клиньями и прижимами.
При обслуживании ходовой части автомобиля необходимо выполнять следующие операции.
Первое техническое обслуживание. При ТО-1 необходимо: проверить крепление цилиндров подвески и направляющего устройства задней подвески и подтянуть все резьбовые соединения; подтянуть гайки прижимов колес, проверить биение шин и давление воздуха в камерах; заменить смазку в шарнирах подвески и направляющего устройства подвески.
Второе техническое обслуживание. При ТО-2 необходимо: проверить правильность зарядки цилиндров подвески, заправку.насоса маслом, затяжку подшипников ступиц колес, схождение и углы поворота передних колес; заменить смазку в подшипниках ступиц передних колес.
Рис. 23. Передняя ось:
1 — бортовое кольцо, 2 — посадочное кольцо, 3 — замочное кольцо, 4 — обод колеса 5 — прижим, 6 —ступица колеса, 7 — пробка, 8 — замковая шайба, 9 — стопорная шайба, 10 — контргайка, 11 — поворотная цапфа, 12 — наружная крышка, 13 — гайка, 14 — подшипники, 15 — тормозная колодка, 16 — тормозной барабан, 17 — резиновая прокладка, 18 — ободная лента, 19 — камера с вентилем, 20 — покрышка, 21 — внутренняя крышка, 22 — наружный сальник, 23 — заглушка, 24 и 31 — бронзовые втулки, 25 — масленка, 26 — упорный подшипник, 27 — установочная шайба, 28 — балка передней оси, 29 — сальник, 30 — регулировочные шайбы, 32 — уплотнительное кольцо, 33 — шайба, 34 — шкворень, 35 — распорная втулка, 36 — суппорт тормоза, 37 — защитный диск
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристика ходовой части"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы