Пневмогидравлическая подвеска является оригинальным узлом автомобиля с высокими техническими параметрами. К обслуживанию цилиндров подвески должны допускаться только лица, знакомые с устройством и правилами безопасной работы. Использование газа (азота) иод высоким давлением (до 100 даН/см2) обусловливает строгое выполнение правил техники безопасности.
Разборка и сборка цилиндров подвески должна производиться в специально оборудованных мастерских. Через 100 ч работы автомобиля следует ‘проверить и, если необходимо, подтянуть все резьбовые соединения подвески. Осмотреть сварные швы штанг, вилки и кронштейны подвески. Обнаруженные трещины заварить, выполнив для этого необходимую разделку под сварочный шов. Произвести смазку шарнирных соединений (смазка ЦИАТИМ-201, в качестве заменителя можно использовать смазку ЦИАТИМ-203). Нагнетать смазку необходимо шприцем до появления свежей смазки из соединения. При этом надо следить, чтобы сальники не выпрес-совывались из посадочных мест. Чтобы смазка полностью заполнила объем между подшипником и сальниками, следует монтажной лопаткой поворачивать головки штанг или цилиндров в крайние положения. Например, повернуть влево до отказа, прошприцевать, повернуть вправо до отказа, прошприцевать и установить в нейтральное положение. При такой шприцовке шарнирные подшипники ШСЛ-60 будут обладать достаточной долговечностью.
Проверки заправки насоса маслом. Заправка насоса маслом производится через 500 ч. Для этого нужно отвернуть пробки 23 (см. рис. 22) па ‘Картере маслосборника и на наружной трубке 27 насоса. Вставить в отверстие на трубке воронку с сеткой и залить масло до появления его из отверстия на картере маслосборника. После этого завернуть пробку на картере маслосборника, залить масло в трубку до полного заполнения ее и убедиться, что уровень масла в трубке не понижается (при необходимости долить масло). Плотно завернуть пробку на трубке, отвернуть пробку на картере, дать стечь лишнему маслу и завернуть пробку.
Проверка правильности зарядки цилиндров подвески. При нарушении работы цилиндров подвески (крен автомобиля, повышенная жесткость подвески, стуки в цилиндрах) нужно проверить правильность их зарядки. Перед проверкой очистить кузов и установить автомобиль на ровную горизонтальную площадку.
Предварительно неисправность цилиндра можно определить путем замера расстояния от метки — конусного углубления (рис. 24) на нижней крышке до нижней кромки картера маслосборника.
Номинальные и предельно допустимые размеры цилиндров подвески должны быть следующими: – для автомобиля БелАЗ-540А номинальный размер переднего цилиндра 235 мм и предельно допустимый 215—250 мм, заднего цилиндра соответственно 314 и 295—330 мм; – для автомобиля БелАЗ-548А номинальный размер переднего цилиндра 252 мм и предельно допустимый 232— 267 мм, заднего цилиндра соответственно 314 и 295—330 мм.
Этот размер замеряется специальной характеристической линейкой (рис. 25), имеющейся в комплекте инструмента. Надписи на линейке указывают, какие-цилиндры и какие полости цилиндров по какой шкале контролировать.
У правильно заряженного цилиндра кромка (см. рис. 24) должна быть расположена против зоны допустимой высоты цилиндра.
Рис. 24. Определение высоты цилиндра подвески:
1 — нижняя кромка картера маслосборника, против которой производится отсчет по линейке, 2 — характеристическая линейка, 3 — метка на нижней крышке
Рис. 25. Характеристическая линейка:
1 — линейка, 2 — зона допустимой высоты цилиндра, 3 — игла, 4 — гайка
Однако размеры всех цилиндров подвески взаимосвязаны и изменение высоты одного (неисправного) цилиндра вызывает изменение высоты остальных. Поэтому неисправным цилиндром следует считать тот, у которого кромка картера маслосборника наиболее удалена от зоны допустимой высоты цилиндра. В неисправном цилиндре замеряют дополнительно давление во всех полостях приспособлением (рис. 26), имеющимся в комплекте, инструмента. Для этого нужно плотно навернуть переходник на зарядный клапан, предварительно сняв с него крышку, и ввернуть иглу настолько, чтобы манометр показал давление. Чтобы не повредить клапан, не следует чрезмерно вворачивать иглу.
Давления в полостях цилиндра должны быть равны значениям соответствующих шкал линейки, стоящим напротив кромки картера маслосборника. Цилиндр считается правильно заряженным, если показания манометра и линейки отличаются не более чем на 1,5 даН/см2. В противном случае цилиндр надо перезарядить.
Рис. 26. Приспособление для замера давления в цилиндрах подвесок:
1 и 8 — прокладки, 2 и 7—переходники. 3 — уплотнительное кольцо, 4 — игла, 5 — гайка, 6 — шланг, 9 — манометр
После перезарядки одного цилиндра необходимо снова проверить >высоты остальных цилиндров.и определить, все ли они исправны.
Перезаряжают неисправные цилиндры в следующем порядке.
Сначала необходимо снять крышки зарядных клапанов. Навертывать на нижний.зарядный клапан штуцер, имеющийся в комплекте инструмента, следует до начала выхода газа из клапана, выпустить газ из нижней полости цилиндра (при перезарядке одного цилиндра задней подвески автомобиля БелАЗ-548А все операции выполняют одновременно и со вторым цилиндром задней подвески, установленным с той же стороны). Цилиндр при этом должен полностью разжаться (нижняя кромка картера маслосборника устанавливается против верхней кромки линейки, а у передних цилиндров автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А — против верхней метки шкалы). Если цилиндр не полностью разжался, надо дозарядкой верхней полости газом разжать его до указанного положения.
После -разжатия цилиндра в нижнюю полость добавляют масло до появления непрерывной струи из зарядного клапана, который в это время должен быть открыт. Если во время разжатия цилиндра масло вытекает из клапана непрерывной струей, то добавлять его в нижнюю полость не нужно. Масло добавляют, через штуцер (см. рис. 22), предварительно сняв с него крышку и вывернув его на три-четыре оборота. Масло рекомендуется нагнетать в штуцер насосом, создающим давление 1—3 даН/ом2.
Как только масло начнет выходить из зарядного «лапана, нужно завернуть до отказа штуцер и дать стечь лишнему .маслу через зарядный клапан, после чего закрыть клапан, сняв с его штуцер, а после восстановления требуемого уровня масла выпустить газ из верхней полости цилиндра. Цилиндр должен сжаться (а рама опираться буфером на картер моста-или балку передней оси). Если цилиндр не имеет насоса, следует верхнюю полость цилиндра дозаправить маслом. Порядок дозаправки такой же, как и для нижней полости.
Масло заправляют через заправочный штуцер, установленный вместо зажимного болта, до выхода плотной струи масла через. трубку и верхний зарядный клапан. Нижний конец трубки находится при этом на высоте 20 мм над поршнем, чем обеспечивается нормальный уровень масла в верхней полости. При наличии в цилиндре насоса масло заправляется через зарядный клапан.
Нижнюю полость заряжают газом. Давление, до которого требуется заряжать, определяется по соответствующей шкале характеристической линейки.
При полной замене масла в нижней полости или доливке его более половины (в нижней полости около 3 л масла) необходимо увеличить давление на 3—4 даН/см2. Часть газа растворяется в свежем масле в первые часы работы цилиндра и после этого устанавливается рабочее давление. Для зарядки цилиндров подвески применяется газообразный технический азот, поставляемый в стальных баллонах под давлением 150±5 даН/см2 при температуре 20° С. .Баллоны с газом окрашены в черный цвет с коричневой полосой на верхней части и надписью желтыми буквами «Азот». В использованных баллонах должно ставаться давление 2—5 даН/см2.
При зарядке цилиндра газом пользуются приспособлением (рис. 27), имеющимся в комплекте инструмента.
Порядок зарядки цилиндра: присоединить приспособление к баллону с азотом; плотно навернуть на зарядный клапан переходник приспособления, открыть вентиль на баллоне с газом. Давление газа в баллоне контролируют по манометру; заворачивая иглу, открыть зарядный клапан, вентиль и регулировочным винтом редуктора установить необходимое давление (по манометру) закрыть вентили; проконтролировать еще раз давление, избыточное давление можно снять, выпустив часть газа через клапан при помощи штуцера; вывернуть до полного закрытия зарядного клапана иглу и снять с клапана переходник.
После этого зарядить газом верхнюю полость цилиндра. Давление в заряженном цилиндре должно соответствовать значению, стоящему против нижней кромки маслосборника на шкале «Верхняя полость». После перезарядки цилиндра заправить маслом всасывающую магистраль насоса.
Рис. 27. Приспособление для зарядки цилиндров подвески газом:
1 — цилиндр 2 — шланг, 3, 6, 13 к 22 — переходники, 4 — баллон со сжатым газом, 5 — вентиль баллона 7 14 17 и 23 — уплотнительные медные прокладки, 8 — манометр, показывающий давление газа в баллоне, 9-редуктор, 10-манометр, показывающий давление газа редуктором; 11 — регулировочный винт редуктора, 12 -вентиль редуктора, 15 -клапан 16 – штуцер для выпуска газа, 18 – манометр для контроля давления в цилиндре подвески, 19 — гайка, 20 — уплотнительное кольцо, 21 — игла
При часто .повторяющихся неисправностях в каком-либо цилиндре (чаще 1 раза в неделю) снять его с автомобиля и направить в ремонт.
Перед зарядкой цилиндров обязательно нужно слить из баллона с азотом воду. Для этого баллон переворачивают вентилем вниз и в этом положений выдерживают в течение 1 ч. После этого вентиль открывают и сливают воду.
При обслуживании цилиндров подвески надо руководствоваться следующими правилами техники безопасности: не вывертывать болты крепления верхней крышки цилиндра, зарядный клапан (см. рис. 22) при наличии газа в полостях цилиндра и заправочный штуцер, не сняв с него крышку. Перед вывертыванием пробок убедиться в отсутствии давления во всасывающей магистрали насоса, для чего отвернуть пробку на полтора-два оборота.
Перед снятием цилиндра с автомобиля необходимо выпустить газ из верхней и нижней полостей и убедиться в отсутствии давления. Для выпуска газа следует пользоваться специальным штуцером, имеющимся в комплекте инструмента. При разрядке цилиндра перед снятием его с автомобиля надо не менее трех раз с интервалом 3—5 мин открыть клапаны, чтобы выпустить газ, испаряющийся из масла.
Перед зарядкой гаэа в цилиндр важно убедиться в исправности зарядного приспособления, газ в цилиндр обязательно нужно подавать плавно через редуктор.
Присоединяя приспособление для зарядки цилиндров к новому баллонуу проверяют маркировкуна баллоне. Баллон должен быть окрашен в черный цвет и иметь надпись «Азот». Нельзя заряжать цилиндры подвески другими газами. Цилиндры, заряженные кислородом, взрывоопасны. .
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание пневмогидравлической подвески"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы