Привод в грузоподъемных машинах подразделяется по виду энергии, используемой для создания рабочего усилия или момента. В зависимости от типа, назначения и характера работы грузоподъемной машины механизмы ее могут иметь в основном два вида привода: машинный и ручной. Машинный привод имеет следующие разновидности: электрический, паровой, от двигателя внутреннего сгорания, гидравлический и пневматический; кроме того, в ряде машин находит применение комбинированный привод, как, например, дизель-электрический привод, электрогидравлический и электропневматический.
В грузоподъемных машинах в основном применяется электрический привод, у которого имеются следующие преимущества:
1) постоянная готовность к действию;
2) возможность установки самостоятельного двигателя к каждому механизму грузоподъемной машины, что значительно упрощает конструкцию и управление механизмами;
3) высокая экономичность электропривода по сравнению с другими типами приводов;
4) легкость регулирования скорости в значительных пределах и удобство реверсирования механизмов;
5) безопасность работы, простота устройства и надежность работы различных предохранительных устройств;
6) возможность работы со значительными кратковременными перегрузками.
Паровой привод, использующий паросиловые установки с самостоятельным паровым котлом, дает возможность легкого реверсирования движения и регулирования скорости в широких пределах, имеет хорошую кратность пускового момента, но в настоящее время практически не находит применения в грузоподъемных машинах вследствие весьма низкого значения к. п. д., больших габаритов и веса, необходимости в длительном периоде подготовки паросиловой установки к пуску или расходованию большого количества топлива для обеспечения постоянной готовности к действию.
Вместо парового привода широкое применение в передвижных кранах получает привод от двигателей внутреннего сгорания. Применяются карбюраторные и дизельные двигатели, работающие на жидком и газообразном топливе. Преимуществом этого типа привода является постоянная готовность к работе, относительно небольшие габариты и вес, высокий к. п. д. (по сравнению с паровой машиной), высокая экономичность, возможность регулирования скорости механизма.
К недостаткам этого типа привода относятся:
а) невозможность пуска двигателя внутреннего сгорания под нагрузкой, что приводит к необходимости установки фрикционных муфт, отключающих двигатель от механизма при пуске;
б) необходимость установки двигателей повышенной мощности для преодолевания пусковых моментов, так как двигатель внутреннего сгорания не развивает больших пусковых моментов и не может работать со значительными перегрузками:
в) необходимость установки реверсивных муфт и дополнительных тормозов, так как двигатель внутреннего сгорания имеет постоянное направление вращения своего вала.
Обычно все механизмы грузоподъемной машины обслуживаются одним двигателем внутреннего сгорания через систему зубчатых передач и муфт, причем привод к каждому механизму должен иметь реверсивные устройства.
Большое распространение в передвижных кранах получает дизель-электрический привод, при котором дизель приводит в движение электрогенератор, питающий электроэнергией электродвигатели различных механизмов машины. Применение дизель-электрического привода позволяет сочетать преимущества электропривода отдельных механизмов с независимостью работы грузоподъемной машины от общей электросети и избежать установки трансмиссионного вала и сложных фрикционных муфт управления, неизбежных при использовании двигателей внутреннего сгорания.
Недостатком дизель-электрического привода является громоздкость, сложность и высокая стоимость установки и ее эксплуатации. В ряде конструкций кранов на автомобильном ходу для питания электродвигателей механизмов используется мощность основного двигателя автомобиля В этом случае автомобильный двигатель через коробку отбора мощности приводит в действие генератор, питающий электрооборудование отдельных механизмов крана.
Гидравлический привод грузоподъемных машин состоит из электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания, приводящего в действие насос, подающий жидкость в рабочий цилиндр, исполнительного механизма, системы трубопроводов и клапанов управления. Гидропривод обеспечивает широкий диапазон регулирования скорости, плавность движения элементов машины, устранение динамической нагрузки, простоту предохранительных устройств, предотвращающих перегрузку, большую компактность. Это приводит к тому, что в последнее время гидропривод получает все большее применение в различных грузоподъемных машинах и особенно в передвижных кранах.
Недостатками гидропривода являются: пониженная экономичность при работе с грузами, вес которых меньше расчетного (так как расход жидкости не зависит от веса груза); сложность подачи рабочей жидкости к приводу передвижной установки; ухудшение работы гидропривода при низких температурах, что заставляет применять дорогостоящие морозоустойчивые жидкости; большие гидравлические сопротивления при наличии длинных трубопроводов; необходимость
Щательном наблюдении за состоянием уплотнений.
В простейших пневматических приводах сжатый воздух под давлением 5—8 am подается в цилиндры — толкатели прямого действия, штоки поршней которых непосредственно воздействуют на рабочий орган. Для более сложных машин, например пневмоталей, используются поршневые или роторные двигатели, приводящие в действие исполнительные механизмы. Подача воздуха производится обычно от компрессорных установок или от основных воздушных магистралей предприятия при помощи гибких шлангов.
Преимуществами пневматического привода являются плавность работы, простота конструкции, удобство и легкость управления, простота обслуживания и ремонта, возможность работы с весьма большим числом включений в единицу времени, удобное устройство приспособлений, устраняющих перегрузку.
К недостаткам пневматического привода следует отнести ограниченность радиуса действия передвижных установок вследствие наличия питающего воздухопроводного шланга и снижение к. п. д. установки при работе с грузами, меньшими номинальных.
Пневматический привод еще не нашел широкого применения в подъемно-транспортных машинах и его использование ограничивается случаями работы во взрывоопасной среде, когда применение электрооборудования становится опасным, а также теми предприятиями, где имеется подвод сжатого воздуха для нужд основного производства, например в литейных цехах.
Определение границ рационального применения различных типов приводов следует производить на основе анализа экономических и конструктивно-эксплуатационных показателей, из которых основными следует считать себестоимость транспортирования, энергетические показатели, надежность работы во все времена года (независимость действия от температуры окружающей среды), удобство управления, технологичность конструкции.
Технико-экономические показатели отечественных и зарубежных образцов кранов с гидравлическим приводом дают основания сделать заключение о большой перспективности гидравлического привода, который успешно можно применять в самых различных механизмах грузоподъемных машин. Широкое внедрение гидравлического привода ограничивается в настоящее время высокой стоимостью комплектующего гидравлического оборудования. Весьма эффективным оказалось применение гидравлического привода для кранов, ряд образцов которых был создан в нашей стране. Эти машины имеют бесступенчатое регулирование рабочих скоростей в весьма широких пределах, что выгодно отличает их от машин с электромеханическим приводом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристики приводов грузоподъемных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы