Гусеничная ходовая часть должна удовлетворять следующим требованиям:
— надежное сцепление гусеничных движителей с опорной поверхностью при минимальных сопротивлениях качению и повороту;
— высокая износостойкость и надежность работы всех узлов ходовой части;
— плавность движения трактора при работе как на рабочих, так и на транспортных скоростях движения;
— удобство эксплуатации и технического обслуживания. Ходовая часть гусеничных тракторов подразделяется по типу подвески на две группы: с полужесткой подвеской и с эластичной подвеской.
При полужесткой подвеске каждый гусеничный движитель имеет самостоятельную раму, к которой крепятся снизу опорные катки, впереди натяжное колесо с амортизирующим натяжным устройством, сверху поддерживающие ролики. Рама и закрепленные на ней детали гусеничного движителя называются тележкой гусеницы.
Тележки гусениц соединяются с остовом трактора шарнирно. Для этого к раме каждой тележки приваривают раскосы с присоединительными кулаками, через которые проходит ось, закрепленная на корпусе заднего моста. Ось качания гусеничных тележек может быть как отдельной деталью, так и совпадать с осью ведущих звездочек.
Передняя часть остова трактора опирается на рамы тележек или через поперечную балансирную листовую рессору, или через торсионную подвеску. Как балансирная рессора, так и торсионная подвеска дают возможность передней части рамы тележки приподниматься или опускаться при копировании микрорельефа местности.
При наезде на неровности пути передняя часть тележки гусеницы приподнимается, изгибая рессору или скручивая торсионный вал. Колебания остова трактора при этом несколько уменьшаются.
Хотя такая конструкция подвески гусеничного движителя проста, надежна и прочна, однако она рассчитана на движение трактора по мягкому грунту с небольшими скоростями. Применяется в основном на мощных гусеничных тракторах.
Эластичная подвеска характерна тем, что остов гусеничного трактора опирается на катки через упругие элементы в виде спиральных пружин, листовых рессор или торсионов. Опорные катки при эластичной подвеске могут соединяться с остовом трактора индивидуально или попарно как балансирные каретки. При эластичной подвеске гусеницы хорошо копируют неровности пути, трактор имеет плавный ход, а воспринимаемые гусеничными движителями толчки достаточно эффективно смягчаются.
Эластичная подвеска нашла наиболее широкое применение как на сельскохозяйственных тракторах, так и на быстроходных транспортных гусеничных машинах.
Гусеничный движитель с эластичной подвеской (рис. 1, б) состоит та клее из гусениц, ведущей звездочки, натяжного колеса с амортизирующим натяжным устройством, опорных катков (на схеме они показаны объединенными попарно в балансирные каретки) и поддерживающих роликов.
Схема балансирной каретки показана на рисунке 2. Такая каретка состоит из двух балансиров, соединенных между собой Шарнирко при помощи оси. Вверху между балансирами устанавливаются распорные пружины. Опорные катки монтируются на осях, закрепленных в балансирах. Балансирная каретка присоединяется к раме трактора через ось качания.
При наезде одного из опорных катков каретки на неровность давление от катка передается на балансир и через него на пружины. Нагрузка от остова трактора также воспринимается пружинами и через них передается на опорные катки.
Гусеницы состоят из отдельных звеньев, соединенных между собой шарнирно. По конструкции и технологии изготовления звенья гусениц могут быть цельнолитыми необработанными, составными штампованными или цельноштампованными обработанными.
На рисунке 3, а показана гусеница со стальными цельнолитыми звеньями. На внутренней поверхности звеньев имеются беговые дорожки для опорных катков и направляющие реборды, на наружной — почвозацепы. Друг с другом такие звенья соединяются при помощи проушин и пальцев. С одной стороны пальцы имеют выштампованные головки, с другой стопорятся кольцами и шайбами.
Составное звено состоит из штампованных стальных деталей — звеньев, соединяемых стальными втулками и пальцами, и башмаков, прикрепленных к звеньям болтами.
Гусеницы с цельнолитыми необработанными звеньями просты в изготовлении, сравнительно легкие, удобные для сборки и разборки, однако быстро изнашиваются вследствие незащищенности шарниров.
Гусеницы с составными звеньями имеют лабиринтную защищенность шарниров от попадания грязи и сравнительно небольшие удельные давления в шарнирах (палец опирается на втулку по всей длине), что увеличивает срок их службы. Вместе с тем такие гусеницы сложны в изготовлении, тяжелее, трудно монтируются и значительно дороже других гусениц.
Гусеницы с цельными обработанными звеньями имеют литые или штампованные звенья с обработанными поверхностями сверление в проушинах. Звенья соединяются при помощи закаленных втулок и пальцев, образующих лабиринтное уплотнение шарниров.
Гусеничная цепь может иметь с ведущей звездочкой цевочное или гребневое зацепление. При цевочном зацеплении зубья ведущей звездочки опираются на проушины или втулки (цевки) звеньев гусениц, при гребневом — выступы (гребни) специального профиля на звеньях гусеницы входят в соответствующие впадины на ободе ведущей звездочки.
Для уменьшения износа элементов зацепления число зубьев на ведущих звездочках делают обычно нечетным, а шаг зубьев — в 2 раза меньше шага гусениц. Благодаря этому зубья через один входят в контакт с цевками и через каждый оборот звездочки чередуются в зацеплении с цевками.
Цевочное зацепление получило на гусеничных тракторах преимущественное распространение.
Натяжение гусениц в гусеничном движителе основано на перемещении натяжного колеса. Применяются натяжные приспособления с ползунами и с кривошипами.
Натяжное приспособление с ползунами состоит из натяжного колеса, ось которого закреплена в ползунах, которые могут передвигаться по балкам тележки гусеницы. Ползуны вилкой связаны с регулировочным винтом, который ввертывается в подвижный кронштейн.
С этим же кронштейном связан и болт, который свободно проходит через неподвижный кронштейн. Задний конец болта имеет резьбу, на которую наворачивается гайка. Между кронштейнами в сжатом состоянии устанавливается пружина. Под действием этой пружины подвижный кронштейн и связанные с ним винт, вилка с ползунами и натяжное колесо перемещаются вперед.
Рабочая длина пружины ограничивается упором гайки в неподвижный кронштейн. Перемещение натяжного колеса вперед при натяжении гусеницы осуществляется вывертыванием регулировочного винта из подвижного кронштейна.
При наезде на препятствие гусеница натягивается и натяжное колесо отходит назад, сжимая пружину. В дальнейшем, при ослаблении натяжения гусеницы, пружина вновь распрямляется и натяжное колесо возвращается в исходное переднее положение.
Натяжное приспособление с кривошипом монтируется непосредственно на раме трактора. Оно состоит из кривошипа, внутренний конец которого установлен в опоре рамы, а наружный является цапфой натяжного колеса. Кривошип шарнирно связан с вилкой, через которую свободно проходит стержень болта с ограничительной головкой впереди и с резьбой на заднем конце. Между вилкой и упорной шайбой с гайкой установлена пружина. Задний конец болта опирается на неподвижный кронштейн.
При натяжении гусеницы под воздействием дорожного препятствия натяжное колесо поворачивает кривошип и сжимает пружину.
Натяжение гусеницы регулируют при помощи гайки, которая при навинчивании на болт упирается в неподвижный кронштейн и перемещает болт, вилку и натяжное колесо вперед. Рабочая длина пружины регулируется гайкой.
Натяжное приспособление с ползунами. применяют на гусеничных тракторах с полужесткой подвеской, натяжное приспособление с кривошипом — на гусеничных тракторах с эластичной подвеской.
Гусеницы натягивают при помощи винтовых и гидравлических устройств.
—
Ходовая часть трактора ДТ-75М. Рама трактора состоит из двух продольных лонжеронов, соединенных впереди осью, в средней части — двумя поперечными брусьями и в задней части — осью.
Передняя ось прикреплена к кронштейнам, приваренным к продольным лонжеронам. К этой же оси при помощи бугелей крепится передний брус с чугунным грузом.
Кронштейны и накладки являются опорами для крепления двигателя. Они также служат для установки водяного радиатора и боковой навески сельскохозяйственных орудий.
Снизу впереди приварены буксирные крюки. На заднем поперечном брусе имеется обработанная опора для крепления корпуса трансмиссии трактора.
Спереди на продольных лонжеронах крепятся опоры осей кривошипов натяжных колес, а в средней части — кронштейны шаровой опоры амортизирующего и натяжного устройства направляющего колеса. На кронштейне устанавливается ось опоры рычагов управления.
К задним концам лонжеронов приварены литые кронштейны, на которых с помощью соединительного кронштейна крепится задняя ось, служащая для размещения узлов механизма навески гидросистемы трактора. Поддерживающие ролики гусеницы устанавливаются в кронштейнах. К поперечным брусьям стяжными болтами прикреплены полые цапфы балансирных кареток.
Балансирные каретки подвески устанавливаются на цапфе и от продольных перемещений удерживаются упорной шайбой и цанговой гайкой. Гайка фиксируется в цапфе клиновидным распорным болтом.
На наружном балансире имеется пробка заливного отверстия, в которое заливают масло для смазки втулок и цапфы. Наружный и внутренний балансиры соединены шарнирно полой осью, которая крепится во внутреннем балансире клиновым болтом. В ступице каждого балансира на двух конических подшипниках вращается ось опорных катков. Катки напрессовываются на шпонки и закрепляются гайкой.
Между ступицей балансира и катком устанавливается торцевое уплотнение, состоящее из корпуса уплотнения, двух уплотнительных колец, пружины уплотнения и чехла уплотнения.
Между ступицей и корпусом уплотнения установлены прокладки для регулировки зазоров в подшипниках.
Вверху балансиры кареток распираются двумя пружинами, смягчающими толчки при наезде на препятствие.
Натяжное (направляющее) колесо вращается на двух конических подшипниках на оси кривошипа и закреплено на ней гайкой. Торец колеса закрыт крышкой. С обратной стороны колеса установлено торцевое уплотнение, аналогичное уплотнению опорного катка.
С помощью ушка и пальца ось кривошипа соединена с кронштейном амортизационного устройства, состоящего из упора и двух пружин. Внутри пружины проходит натяжной болт, на резьбу которого наворачивается гайка пружины и регулировочная гайка с упорным яблочком для регулировки натяжения гусеницы.
Гусеничная цепь состоит из 42 звеньев, соединенных стальными пальцами. В верхней части гусеница поддерживается роликами, установленными на осях на подшипниках качения. На опорной поверхности катков устанавливаются резиновые бандажи.
Аналогичную конструкцию ходовой части имеют тракторы Т-74 и Т-150.
Особенностью устройства кареток трактора Т-150 является наличие гидроамортизаторов, которые устанавливаются между верхними чашками внутреннего и внешнего балансиров.
Обслуживание ходовой части заключается в следующем:
1) через 60 ч работы тракторов (Т-150, ДТ-75М, Т-74) проверяют и при необходимости заливают масло в подшипники опорных катков направляющих колес и поддерживающих роликов. Цапфы кареток смазывают через 60 ч у тракторов ДТ-75М и Т-74 и через 240 ч — у Т-150;
2) через 240 ч работы трактора, а при работе на песчаных почвах через 60 ч проверяют и при необходимости регулируют натяжение гусеничных цепей. У тракторов Т-150, ДТ-75М, Т-74, Т-70С устанавливают линейку или рейку на выступающие концы пальцев звеньев, расположенных над поддерживающими роликами, и определяют величину провисания гусеницы в средней части. Она должна быть в пределах 30—50 мм для тракторов ДТ-75М, Т-70С и 40—60 мм — у Т-150. При этом пружины амортизирующего устройства должны быть сжаты у ДТ-75М на 640 мм, Т-150 —до 525 мм, у Т-74— до 460—475 мм. Натяжение цепи у тракторов ДТ-75М и Т-74 осуществляется вращением гайки. У тракторов Т-150 и Т-130 для натяжения гусеничной цепи нагнетают рычажным шприцем через масленку консистентную смазку в рабочую полость цилиндра натяжного устройства. У тракторов Т-70С и Т-54В гусеницу натягивают вращением корпуса амортизатора. При износе пальцев более 3,5—4,0 мм их заменяют;
3) через 960 ч работы проверяют и регулируют осевые зазоры в подшипниках направляющего колеса и опорных катков, которые должны быть у тракторов Т-150, ДТ-75М, Т-74, Т-70С в пределах 0,2—0,5 мм. Подшипники направляющих колес регулируют следующим образом. Затягивают регулировочную гайку 17 до тугого вращения колеса, а затем отворачивают на 1/3—1/5 оборота у тракторов ДТ-75М, Т-74 или Ve—.Vs – у Т-150 до свободного вращения колеса. При регулировке колеса рассоединяют гусеницу и снимают ее с направляющего колеса. Подшипники опорных катков регулируют у тракторов Т-150, ДТ-75М, Т-74 с помощью прокладок, устанавливаемых под корпус уплотнения. Для регулировки ставят на домкрат соответствующую каретку, снимают каток и уплотнение, для уменьшения зазора выбрасывают часть прокладок из-под корпуса уплотнения и производят сборку. Если ось катка после этого вращается от небольшого усилия руки и не имеет заметного осевого вращения, то подшипники отрегулированы правильно;
4) при одностороннем износе зубьев ведущей звездочки их меняют местами;
5) через каждые 1920—2000 ч работы тракторов ДТ-75М, Т-74 их каретки переставляют по перекрестной схеме.
—
Масса гусеничного трактора через опорные катки и гусеницы распределяется по значительно большей опорной поверхности, нежели у колесного трактора. Этим обеспечиваются лучшее сцепление движителей с почвой, меньшее буксование, стабильные тяговые качества, возможность развивать более высокие тяговые показатели в сравнении с колесными машинами. Благодаря малым удельным давлениям на грунт гусеничные тракторы обладают повышенной проходимостью по слабым и влажным грунтам.
К недостаткам гусеничного трактора в сравнении с колесным относится более высокая стоимость его ходовой части, повышенная металлоемкость, большая сложность конструкции и повышенные затраты времени на техническое обслуживание.
Ходовая часть гусеничного трактора состоит из остова, подвески и гусеничного движителя.
Подвеска соединяет остов с гусеничным движителем, передает на него массу трактора и смягчает вертикальные колебания остова, возникающие при наезде на неровности грунта.
Гусеничный движитель воспринимает на себя массу трактора и приводит трактор в движение. Движитель состоит из гусеницы, ведущего колеса, опорных катков, направляющего колеса с натяжным устройством и поддерживающих роликов. Гусеница — это замкнутая цепь, состоящая из отдельных звеньев, соединенных шарнирами или гибкой связью. Она охватывает ведущее и направляющее колеса, опорные катки и поддерживающие ролики, образуя гусеничный обвод.
Под действием ведущего момента, приложенного к ведущему колесу, гусеница, перематываясь, расстилается под опорными катками. Возникшее от взаимодействия гусениц с почвой толкающее усилие действует на остов трактора и приводит его в движение, заставляя катки перекатываться по гусеницам. Поддерживающие ролики уменьшают провисание гусеницы и предохраняют ее от бокового раскачивания во время движения. Натяжное устройство позволяет восстанавливать натяжение гусеницы, которая постепенно вытягивается вследствие износа. При наезде на препятствия происходит изменение гусеничного обвода, компенсирующееся упругим ходом направляющего колеса в пределах деформации пружины. Тем самым смягчаются лобовые толчки на остов и предупреждается возникновение чрезмерных усилий, вызывающих поломки деталей трактора.
К конструкции ходовой части гусеничного трактора предъявляются следующие основные требования:
— эластичность подвески, обеспечивающая плавное движение трактора;
— надежное сцепление гусеничного движителя с почвой при наименьших сопротивлениях качению и повороту;
— хорошая самоочищаемость гусеницы от грязи (отсутствие залипания);
— высокая долговечность гусеницы, опорных катков, ведущих колес и других элементов гусеничного движителя;
— удобство эксплуатации, регулировок и замены звеньев, возможно меньший шум при движении.
Требования к плавности хода и меньшему шуму приобретают особое значение для тракторов, работающих на повышенных рабочих скоростях.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ходовая часть гусеничных тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы