Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Ходовая часть и рулевое управление автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130

Читать далее:




Ходовая часть и рулевое управление автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130

Рамы автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 сходны по конструкции: они состоят из двух продольных балок (лонжеронов), связанных между собой пятью (ЗИЛ-130) или семью (ГАЗ-53А) штампованными поперечинами при помощи заклепочного соединения. Для прочности и легкости лонжероны изготавливают из малоуглеродистой листовой стали переменного сечения.

Подвески автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 выполнены зависимыми на полуэллиптических рессорах, расположенных вдоль рамы автомобиля. Основное отличие передней подвески от задней у этих автомобилей заключается в том, что передняя подвеска имеет одинарную рессору и гидравлический амортизатор, тогда как задняя подвеска выполнена с парной (дополнительной) рессорой, без амортизатора.

Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130. Основной ее элемент — рессора, набранная из одиннадцати листов кремнистой стали, подвергнутой упрочняющей (дробеструйной) обработке. Специальные выемки на листах предупреждают их сдвиг в продольном и поперечном направлениях. В средней части рессора опирается на балку передней оси и закрепляется стремянками, проходящими через сверления в балке. Концы рессор присоединяются к литым кронштейнам, прикрепленным к раме автомобиля. Для соединения рессоры с передним кронштейном предусмотрено съемное ушко, прикрепленное к рессоре стремянкой. Ушко имеет втулку, в которую входит стальной палец кронштейна. Для смазки втулки и пальца предусмотрена масленка.

Задний конец рессоры помещен в проушину кронштейна 8 и опирается на сухарь: при прогибе рессора может свободно перемещаться по сухарю. Резиновые буферы ограничивают прогиб рессоры и смягчают удары рессоры о раму при сильных толчках.

Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А имеет некоторые конструктивные отличия от рассмотренной выше. Ее рессора набрана из двенадцати стальных листов. Продольное перемещение рессоры при прогибах происходит также в направлении ее заднего конца, однако соединение обоих концов рессоры с кронштейнами рамы иное. Отличие заключается в том, что верхние (коренные) листы рессоры имеют штампованные чашки, служащие опорами резиновых подушек, помещенных в кронштейнах. Передний кронштейн снабжен тремя резиновыми подушками: передней, верхней и нижней. Передняя подушка воспринимает усилия, передаваемые раме в продольном направлении. Задний кронштейн имеет только верхнюю и нижнюю подушки. Единственный резиновый буфер размещен на рессоре.

Рис. 1 Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130: 1, 5 — кронштейны; 2 —масленка; 3, 15— стремянки; 4, 7 – буферы: 5 — накладка; бамортизатор; 9 — рама автомобиля; 10, 17 — болты; 11, 16— гайки; 12 — балка; 15 — хомутик; 14 рессора; 18 — ушко рессоры

Рис. 2. Телескопический амортизатор: а — устройство; б — ход отдачи; в — ход сжатия: 1, 13 — верхняя и нижняя проушины; 2— гайка резервуара; 3, 4 — сальники штока и резервуара; 5 — перепускной клапан; 6 — отверстие наружного ряда; 7 — клапан отдачи: 8 — пружина клапана отдачи: 9 — впускной клапан; 10— клапан сжатия; 11— пружина клапана сжатия; 12 — отверстие клапана сжатия: 14 — отверстие впускного клапана; 15 — поршень; 16 — отверстие внутреннего ряда; 17 — корпус резервуара; 18 — рабочий цилиндр: 19 — шток поршня: 20 — отверстие для слива жидкости в резервуар; 21 — полость резервуара

Телескопический амортизатор служит для гашения колебаний рамы и кузова автомобиля при деформации рессор. Работа телескопического амортизатора основана на том, что при относительных перемещениях подрессоренных и неподрессоренных масс автомобиля жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие проходные сечения, вследствие чего создается сопротивление, поглощающее энергию колебательных движений. Амортизатор состоит из рабочего цилиндра, заполненного специальной (амортизаторной) жидкостью, штока с поршнем , клапана сжатия, клапана отдачи и резервуара. Шток приварен к верхней проушине и закрыт кожухом. В цилиндре перемещается поршень, укрепленный на штоке. Поршень имеет двадцать сквозных отверстий, расположенных равномерно по окружностям двух диаметров, (на каждой по десяти). Отверстия по окружности большего диаметра закрыты сверху тарелкой перепускного клапана, к которому прижимается пружинная шайба. Отверстия на окружности меньшего диаметра перекрываются снизу дроссельным диском и диском клапана отдачи. Диски прижимаются к поршню пружиной с гайкой.

Шток перемещается по направляющей и уплотнен резиновым сальником. Дополнительное войлочное уплотнение предохраняет сальник от пыли и грязи. Полость резервуара уплотняется сальником. Сальники поджимаются гайкой. В нижней части рабочего цилиндра размещен клапан, состоящий из корпуса, тарельчатого впускного клапана 9 с шайбой и клапана сжатия 10, помещенного в седле и прижимаемого пружиной И. В корпусе клапана имеется отверстие 12 клапана сжатия и отверстие 14 впускного клапана.

Рис. 3. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130: 1, 3, 9 — кронштейны; 2 — масленка; 4 — хомутики: 5, 17 — стремянки: 6, 13 — накладки: 7— дополнительная рессора; 9 — опорный сухарь; 10, 1 — болты; 11 — рама; 12 — фиксаторная подушка; 14, 18 — гайки; 15—-балка; 16 —основная рессора; 20 — ушко рессоры

При движении автомобиля по хорошей дороге колебания подвески незначительны, поэтому и сопротивление амортизатора невелико. Но если неровности дороги таковы, что колебания подвески заметно возрастают, то амортизатор начинает создавать повышенное сопротивление раскачиванию кузова автомобиля. При этом увеличение скорости перемещения поршня вызывает повышение давления жидкости, а вместе с этим и развиваемого амортизатором усилия, в результате чего в определенный момент открывается клапан отдачи (или клапан сжатия), разгружая амортизатор.

Сопротивление амортизатора зависит от числа и размеров калиброванных прорезей в дроссельном диске и на конце запорной кромки корпуса клапана сжатия, а также от силы упругости пружин клапанов отдачи и сжатия; наибольшее усилие возникает при растяжении амортизатора — ходе отдачи. В этом случае поршень движется вверх, жидкость над ним испытывает давление, перепускной клапан закрывается и жидкость через внутренний ряд отверстий поршня поступает к клапану отдачи и открывает его. В это время впускной клапан клапана сжатия открыт и пропускает жидкость через отверстие из полости резервуара в рабочий цилиндр.

При сжатии рессоры (подрессоренная часть сближается с неподрес-соренной частью автомобиля) поршень движется вниз — происходит ход сжатия. При этом перепускной клапан открывается и жидкость перетекает через наружный ряд отверстий поршня в надпоршневое пространство. Определенная часть жидкости, преодолев сопротивление пружины клапана сжатия, вытесняется из цилиндра в резервуар через отверстие. Скорость колебательного движения подвески автомобиля снижается.

Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130 состоит из основной и дополнительной рессор, которые крепятся передними и задними концами так же, как и рессоры передней подвески. Основная рессора составлена из тринадцати, а дополнительная из девяти листов, материал и упрочняющая обработка которых аналогичны передним рессорам. Для предупреждения прогиба задних рессор и смягчения ударов рамы о балку заднего моста предусмотрены резиновые буферы, расположенные на лонжеронах рамы.

Парные рессоры работают совместно, когда под действием нагрузки и при соответствующем прогибе основных рессор концы дополнительных рессор упираются в кронштейны.

Задняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А включает в себя основную и дополнительную рессоры, набранные соответственно из четырнадцати и девяти стальных листов. Концы основной рессоры крепятся к раме через резиновые подушки, как и у рессор передней подвески. Принцип совместной работы основной и дополнительной рессор аналогичен описанному для автомобиля ЗИЛ-130.

Передняя ось автомобиля ЗИЛ-130 состоит из кованой балки двутаврового сечения с установленными на ее концах при помощи шкворней вильчатыми поворотными цапфами. Шкворни закрепляются в балке штифтами. Каждая цапфа свободно расположена на шкворне в бронзовых втулках. Вращение цапфы на шкворне при повороте колес облегчается опорными шайбами. Осевой зазор между цапфой и проушиной балки регулируется прокладками. Ступица колеса установлена на цапфе в конических роликоподшипниках, внутренние обоймы которых закрепляются гайкой, застопоренной замочным кольцом с шайбой.

Передняя ось автомобиля ГАЗ-53А выполнена подобно рассмотренной выше й имеет некоторые различия в размерах и конструктивных формах отдельных деталей.

Колеса автомобиля ЗИЛ-130. На этом автомобиле устанавливается шесть одинаковых колес: два передних и четыре сдвоенных задних. Запасное колесо размещается на откидном кронштейне, расположенном под платформой автомобиля с правой стороны.

Колеса — дисковые, разборные. К ободу приварен диск, имеющий восемь отверстий для крепления к ступице колеса. Крепление диска одинарного колеса к ступице осуществлено шпилькой и гайкой, а взаимная их центровка обеспечивается конической частью гайки с фасками в отверстиях диска. Крепление и центровка диска внутреннего заднего колеса осуществлены внутренней гайкой, навертываемой на шпильку. Диск внешнего заднего колеса закреплен и сцентрирован гайкой, навертываемой на внутреннюю гайку. Шпильки ступиц колес правой и левой стороны имеют соответственно правую и левую резьбу.

Рис. 4. Передняя ось автомобиля ЗИЛ-130: 1 — продольная рулевая тяга; 2, 8 — втулки шкворня; 3 — регулировочные прокладки; 4 — штифт; 5 — балка; 6 — поперечная рулевая тяга; 7 — опорные шайбы; 9 — поворотная цапфа; 10 — ступица; 11 — регулировочная гайка; 12 — контргайка; 13 — замочное кольцо с шайбой; 14 шкворень; 15— сальник; 16 — тормозной барабан

Для колес применяется пневматическая шина И-202, размером 260—20. Давление в шинах колес: передних — 3,5 кГ/см2, задних — 5,3 кГ/см2. Между ободом колеса и камерой в разъеме покрышки устанавливается ободная лента.

Рис. 5. Крепление и центровка колес: а — одинарного; б — двойного: 1 — диск, 2 — ступица; 3 —гайка; 4 — шпилька; 5 — внутренняя гайка

Колеса автомобиля ГАЗ-53А — дисковые, разборные, состоят из диска, обода и бортового кольца. Разрезное съемное бортовое колесо выполняет назначение замочного кольца. Обод колеса — уширенный, с коническими посадочными полками. Передние колеса — одинарные, задние — сдвоенные. На колеса надеваются десятислойные шины 8,25—20 или шестислойные шины типа Р размером 240—20. Крепление дисков колес к ступицам у передних и задних колес подобно описанному для ЗИЛ-130.

Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130—винтового типа. Его картер служит одновременно цилиндром гидравлического усилителя. Винт рулевого механизма соединяется с валом рулевого колеса через промежуточный вал с двумя шарнирами.

При вращении винта перемещается установленная на шариках гайка, связанная с поршнем-рейкой. Рейка находится в зацеплении с зубчатым сектором, выполненным как одно целое с валом рулевой сошки, поэтому движение поршня-рейки приводит к повороту вала сошки. Гайка крепится к поршню-рейке 5 винтами. В гайку вставлены два желоба, образующих трубку, по которой циркулируют шарики; выкатываясь при повороте винта с одного конца гайки, они возвращаются к другому ее концу, и процесс повторяется.

Гидравлический усилитель рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 состоит из лопастного насоса, приводимого в действие от двигателя, бака для рабочей жидкости, цилиндра усилителя и золотника.

Рис. 6. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130: 1 — вал рулевой сошки; 2 — нижняя крышка картера; 3 — зубчатый сектор; 4 — цилиндр гидроусилителя; 5 — поршень-рейка; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — винт; 8 — гайка; 9 — золотник; 10— корпус клапана управления; 11 — рулевой вал

Рис. 7. Схемы работы гидроусилителя рулевого управления: а — нейтральное положение золотника; б — положение золотника при повороте направо; в — положение золотника при повороте налево: 1 — бак; 2— насос; 3 — перепускной клапан; 4 — предохранительный клапан; 5 — шариковый клапан; 6 — пружина; 7 — реактивный плунжер; 8— золотник; 9 — корпус клапана управления; 10 — винт; 11 — поршень-рейка; 12 — цилиндр

Когда автомобиль движется прямолинейно, жидкость, подаваемая насосом, проходит через золотник и перекачивается в бак. При этом обе полости цилиндра соединены между собой.

Вращение рулевого колеса вправо или влево перемещает золотник в корпусе золотник отключает одну из полостей цилиндра и направляет жидкость в другую. Давление жидкости передается на поршень-рейку, благодаря чему облегчается управление автомобилем.

Золотник центрируется шестью пружинами и шестью парами реактивных плунжеров. Шариковый клапан при неработающем насосе или поврежденном шланге соединяет линию высокого давления с линией слива жидкости. Перепускной клапан ограничивает подачу жидкости в систему при большом числе оборотов вала насоса. Предохранительный клапан поддерживает давление в системе в пределах 65—70 кГ/см2.

Рулевой привод — разделенного типа: вал рулевого колеса соединен с рулевым механизмом карданной передачей. Усилие от сошки рулевого механизма передается продольной тягой к цельной трапеции, размещенной позади оси передних колес.

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А состоит из рулевого механизма с глобоидальным червяком и трехгребневым роликом. Глобоидальная (вогнутая) поверхность червяка позволяет ролику во время работы перекатываться по червяку, что повышает надежность работы пары. Осевое перемещение червяка регулируется прокладками, помещенными под нижней крышкой картера. Зацепление пары регулируется винтом, ввернутым в боковую крышку картера механизма. В отличие от рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А совмещенного типа; рулевой привод состоит из продольной тяги и нельмой рулевой трапеции, размещенной сзади переднего моста.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Ходовая часть и рулевое управление автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства