Остов у колесных тракторов обычно полурамный и безрамный, подвеска жесткая. Различают передние и задние колеса.
Передние колеса, одно или два, используют для изменения направления движения трактора, их называют направляющими.
Чтобы облегчить поворот, эти колеса, как правило, делают небольшого диаметра, с малой шириной обода. Гребни на пневматических шинах препятствуют боковому скольжению колес.
Ступицами колеса свободно устанавливают на поворотных цапфах, у трехколесных тракторов — на оси.
У тракторов «Беларусь» к ступице болтами прикреплен диск с ободом, который оборудован пневматической шиной.
У тракторов ДТ-20, T-40, Т-28Х ступица и диск изготовлены в виде одной детали. Подшипники регулируют у тракторов Т-28Х прокладками, у всех остальных — гайкой.
Задние колера крепят жестко на ведущих валах.
К ступице ведущего колеса трактора «Беларусь» прикреплен болтами диск с ободом, на который надета пневматическая шина. Ступицу трактора МТЗ-50 закрепляют на полуоси при помощи вкладыша и шпонки. Ступицу, а значит, и колесо можно перемещать по полуоси червяком 7, предварительно ослабив стяжные болты.
У ведущих колес тракторов ДТ-20, Т-25 и Т-40 ступиц нет. Диски крепят к фланцам полуосей.
На тракторах применяют пневматические шины низкого давления. Такая шина во время движения колеса деформируется, давление на грунт уменьшается, что приводит к снижению потерь на перекатывание и улучшению сцепления. Шина состоит из покрышки и камеры. Основой покрышки служит каркас, изготовляемый из нескольких слоев прорезиненной ткани. На верхнем слое покрышки (протекторе) ведущих колес выполнены почвозацепы. В бортовые части покрышки заделаны сердечники из пучка стальной проволоки, которые придают жесткость бортам покрышки и удерживают ее на ободе колеса.
Через вентиль камеру заполняют воздухом и, если необходимо, балластной жидкостью.
Размер шин обозначен в дюймах двумя числами и проставлен на боковой поверхности покрышки: первое обозначает -ширину Б профиля шины в дюймах, второе — диаметр D обода колеса. Например, размер шин задних колес трактора МТЗ-50 обозначен так: 12—38, а направляющих 6,5—20. Внутреннее давление воздуха равно соответственно 0,8-=-1,4 кгс/см2 (0,08-h 4-0,14 Мн/м2) и 1,4-4-2,7 кгс/см2 (0,144-0,27 Мн/м2). При обработке узких междурядий взамен колес с шинами 12—38 ставят колеса с шинами 9—42. В настоящее время размер шин начали обозначать в миллиметрах.
В период осенних и весенних полевых работ на влажном и мягком грунте ведущие колеса сильно буксуют. Для повышения сцепных, а значит, и тяговых качеств колесных тракторов применяют следующие приемы:
1. Увеличивают контакт колес с почвой путем снижения давления в шинах и крепления уширителей колес. На тракторах «Беларусь» можно устанавливать колеса с арочными шинами шириной 700 мм, диаметром 1140 мм. Переоборудуют трактор в полугусеничный.
2. Увеличивают сцепной вес при помощи дополнительных металлических грузов или воды, заливаемой в шины (зимой — раствор хлористого кальция), а также используют увеличитель сцепного веса — догружатель ведущих колес.
Чтобы обеспечить проходимость трактора в междурядьях над растениями, регулируют колею передних колес, изменяя длину телескопической балки передней оси. У тракторов МТЗ-52 колею передних колес можно также регулировать, изменяя положение обода и диска колеса.
Колею задних колес у всех тракторов регулируют, изменяя положение диска (выпуклой или вогнутой стороной наружу). Кроме того, колею у тракторов «Беларусь» еще регулируют, перемещая непрерывно, бесступенчато ступицу колеса на полуоси, а у тракторов ДТ-20, Т-40 и самоходного шасси Т-16М — изменяя положение обода относительно диска (ступенчато).
У тракторов ДТ-20 и Т-40 поворотные цапфы позволяют р»« гулировать вертикальный просвет под передней осью. Вертикальный просвет под задней осью у этих тракторов изменяют, переставляя конечные передачи в различные положения. Одновременно увеличивается или уменьшается продольная база.
—
Ходовая часть передает на почву вес трактора, а также часть веса агрегатируемой машины и преобразует вращательное движение колес в поступательное движение агрегата.
Ходовая часть должна отвечать двум главным условиям: обеспечивать хорошее сцепление движителей с почвой и удовлетворять агротехническим требованиям, предъявляемым к трактору при выполнении им сельскохозяйственных работ.
Ходовая часть состоит из остова, задних колес и переднего моста.
Остов —это несущая часть трактора, его основание. Он нагружен весом размещенных на нем агрегатов и воспринимает динамические нагрузки, возникающие при трогании агрегата с места, разгоне, движении по неровностям пути и на поворотах. Остов должен иметь высокую прочность и жесткость, работать без замены до полной амортизации трактора.
Различают три типа остова: рамный, полурамный и безрамный.
Рамный остов образуют соединенные между собой заклепками или сваркой балки различного профиля. Основные балки, расположенные продольно (лонжероны), связываются поперечинами, выполняющими также роль опор для отдельных агрегатов. Рамный остов обладает хорошей жесткостью и прочностью, облегчает доступ к механизмам и их замену, но при прочих равных условиях имеет больший вес, нежели полурамный или безрамный остов. Рамный остов применяется на колесных тракторах-тягачах К-700, Т-150К.
Полурамный остов широко распространен на универсальных пропашных тракторах и представляет собой корпуса отдельных механизмов, соединенных балками (полурамами). К этим балкам крепят присоединительные кронштейны, благодаря чему облегчается боковая навеска машин, а также доступ к машинам или их секциям.
Остов образуют жестко соединенные картеры отдельных механизмов. Его преимущества — хорошая общая жесткость, меньший вес. Однако доступ к механизмам у трактора с безрамным остовом затруднен, размещение навесных машин ограничено, поэтому такой остов применяется редко.
В зависимости от конструкции остова образующие его картеры и корпуса отливают из серого чугуна (реже ковкого) и стали, а элементы рам и полурам изготавливают из стального проката и частично стального литья (передние брусья).
По числу колес тракторы делятся на двух-, трех и четырехколесные, по числу ведущих колес различают тракторы с двумя и четырьмя ведущими колесами. Эти признаки выражает колесная формула, в которой первая цифра обозначает общее число колес, а вторая— число ведущих. Так, колесная формула 4X2 обозначает, что трактор четырехколесный, с двумя ведущими колесами.
Передние колеса тракторов с колесной формулой 4X2 или 3X2 меньшего размера, чем задние колеса. По такой схеме выполняется большинство колесных универсальных и пропашных тракторов (например, МТЗ-50, Т-40, Т-25, Т-16М, Т-28Х4). Передние колеса тракторов с колесной формулой 4X4 могут быть меньше задних (универсальные тракторы МТЗ-52 и Т-40А) и одинаковыми с ними (тракторы-тягачи К-700, Т-150К).
Для каждой из рассмотренных схем характерны свои преимущества и недостатки.
Тракторы с колесной формулой 4X2 не имеют привода к передним колесам и переднего ведущего моста, поэтому их стоимость и затраты на технические уходы и обслуживание меньше, чем для тракторов с колесной формулой 4×4. Однако первые по тягово-сцепным качествам, особенно на влажных и рыхлых почвах,, значительно, уступают вторым. Это наглядно показано на графике зависимости буксования трактора МТЗ-52 от тягового усилия на его крюке при работе с включенным и выключенным передним мостом. Так, предельно допустимому по условиям сохранности шин (20-процентному) буксованию при отключенном переднем мосте соответствует тяговое усилие 900 кГ, тогда как при включенном переднем мосте тяговое усилие достигает 1400 кГ.
Так как наибольшая касательная сила тяги на ведущих колесах тем выше, чем больший сцепной вес приходится на них (95), естественно, что в схеме 4 X 2 максимум сцепного веса сосредоточивается на задних ведущих колесах (примерно, около 3/4 общего веса трактора). Однако нагрузки на передние управляемые колеса должны быть достаточными для сохране ния управляемости и продольной устойчивости трактора.
Наибольшая разгрузка переднего моста происходит при движении трактора с поднятой в транспортное положение навесной машиной, помещенной сзади трактора, в результате чего может произойти отрыв передних колес от почвы и опрокидывание трактора назад. Этот недостаток устраняется применением специальных балластных грузов, устанавливаемых в передней части остова трактора.
У тракторов 4X4 ведущий момент подводится ко всем колесам.
Смещение двигателя вперед по ходу трактора позволяет уравнять нагрузки на переднюю и заднюю оси трактора, создать одинаковые условия работы шин и применить колеса одного размера, меньшего в сравнении с задними колесами трактора с не смещенным вперед двигателем. Тягово-сцепные качества и продольная устойчивость трактора 4X4 с колесами одного размера лучше, чем такого же трактора с неодинаковыми колесами. Однако дорожный просвет трактора с колесами разного размера, при прочих равных условиях, меньше, управлять передними колесами (если в том и другом варианте они являются управляемыми) труднее.
На отечественных универсальных тракторах с колесной формулой 4X4 и с большим дорожным просветом (МТЗ-52, Т-40А) применены колеса разного размера, а на тракторах-тягачах К-700 — одинакового.
На рисунке 6, а, б, в, г схематически представлены конструкции ходовой части универсальных и пропашных тракторов различных типов. Конструкция ходовой части этих тракторов должна быть такой, чтобы работа в междурядьях проходила без повреждения растений. Это зависит прежде всего от агротехнического просвета, колеи и ширины колес трактора.
Вообще просветом h называется расстояние по вертикали от почвы до нижней точки трактора. Просвет универсальных и пропашных тракторов подразделяю на дорожный и агротехнический; первый является наименьшим просветом, а второй — просветом над рядком растений.
Колеей трактора I называют расстояние между осевыми линиями, проведенными через середины профиля шины (гусеницы). Показателем оценки проходимости трактора в междурядьях служат защитные зоны (х и у), представляющие собой расстояния по горизонтали от середины рядка до ближайших частей трактора (обычно колес или гусениц).
При увеличении просвета положение центра тяжести трактора повышается, вследствие чего ухудшается его устойчивость, ограничиваются возможности применения трактора на транспортных работах. Этот недостаток устраняют при помощи разъемного соединения цапфы с поворотным кулаком, позволяющим регулировать просвет в зависимости от условий работы агрегата. Просвет под задним мостом изменяют, устанавливая конечные передачи в горизонтальное или наклонное относительно остова трактора положение. Такая конструкция позволяет менять дорожный просвет трактора Т-40 с 430 до 580 мм, а агротехнический просвет соответственно с 500 до 650 мм. Регулируемый просвет имеют и другие универсальные тракторы.
Такая конструкция позволяет менять дорожный просвет трактора Т-40 с 430 до 580 мм, а агротехнический просвет соответственно с 500 до 650 мм. Регулируемый просвет имеют и другие универсальные тракторы.
Колею передних колес обычно регулируют благодаря телескопическому устройству передней оси: в ось трубчатого сечения с обоих концов устанавливают выдвижные кулаки поворотных цапф. В требуемом положении выдвижные кулаки фиксируются в оси болтами.
Для изменения колеи задних колес применяют несколько конструкций, которые можно разделить на две группы: регулируемые ручным и механизированным способами.
При ручном способе регулировка осуществляется перемещением ступицы колеса по шпонке полуоси червячным механизмом или поворотом обода с нецентрально расположенными стойками относительно диска, а также поворотом диска колеса относительно фланца 3 полуоси выпуклостью внутрь или наружу. Регулировка червячным механизмом легче, не требует снятия и установки колеса. Однако при этом необходимы длинные полуоси, увеличивающие габариты и ухудшающие маневренность трактора.
При механизированном способе возможны различные конструкции ходовой части. Для регулирования колеи гидравлическими силовыми цилиндрами (на примере трактора Т28Х4) предусматривается следующее устройство. С кожухом полуоси трактора телескопически соединена гильза. К фланцу гильзы болтами прикреплен картер с размещенными в нем деталями конечной передачи. Силовой цилиндр проушиной прикреплен к кожуху, а его шток — к гильзе. При подаче масла под давлением в одну из полостей силового цилиндра шток перемещает гильзу в кожухе, изменяя этим ширину колеи трактора.
Другая конструкция механизированной регулировки колеи показана на рисунке 9, б. К внутренним поверхностям дисков прикреплены спиральные направляющие — полозья.
На полозьях расположены ползуны, хвостовая часть которых неподвижно соединена с диском колеса. Ползуны фиксируются на полозьях стопорным устройством. Для регулировки следует отпустить стопоры ползунов 2, завести двигатель и включить передачу. После регулировки ползуны закрепляются стопорами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ходовая часть колесного трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы