Ходовое оборудование ремонтно-строительных машин (движитель) предназначено для перемещения их в процессе работы или транспортировки с одного строительного объекта на другой.
Движитель состоит из ходового устройства и механизмов передвижения. Ходовые устройства выполняют функции: поддерживающего элемента, передающего вертикальные нагрузки на опорную поверхность; механизмы передвижения преобразуют вращательное движение ведущих колес или звездочек гусениц в поступательное движение машины по опорной поверхности за счет взаимодействия. Специальные упругие элементы смягчают толчки и обеспечивают плавное движение машины даже по бездорожью.
Рис. 3.10. Схема пневматического управления
В зависимости от условий работы и назначения ремонтно-строительных машин применяются следующие типы ходового оборудования: гусеничное, йневмоколесное, в том числе автомобильное, рельсовое. Наиболее распространенным является гусеничное и колесное оборудование. Колесное ходовое оборудование может иметь колеса с жестким недеформируемым ободом и колеса, снабженные пневматическими шинами. По условиям эксплуатации ремонтно-строительных машин и особенно землеройных машин ходовое оборудование должно обеспечивать их проходимость по плохим дорогам, которая зависит от величины удельного давления ходового устройства на грунт и площади контакта с опорной поверхностью.
Рис. 3.11. Гусеничное ходовое оборудование:
а — гусеничный движитель; б — схема привода с бортовыми фрикционами; в —схема с кулачковыми муфтами и цепными передачами; г — с индивидуальным приводом
Рельсовое ходовое оборудование имеют башенные краны и некоторые другие ремонтно-строительные машины.
Гусеничное ходовое оборудование имеет большую площадь контакта с опорной поверхностью и наименьшее удельное давление на нее. Гусеничные машины обладают большой проходимостью по рыхлым и особенно переувлажненным грунтам, хорошей маневренностью, развивают большие тяговые усилия. Наряду с этим гусеничный ход имеет большую массу, меньшую по сравнению с пнев- моколесным долговечность, низкий КПД вследствие больших потерь на трение и малые скорости.
Гусеничное ходовое оборудование (рис. 3.11) состоит из рамы гусеничной цепи, ведущей звездочки, направляющего колеса, опорных и поддерживающих катков и подвески, соединяющей раму мапнйш с ходовой частью и поворотным кругом. Гусеничная бесконечная цепь состоит из шарнирных звеньев—траков, соединенных пальцами и приводимых в движение/ведущей звездочкой. Натяжение ее осуществляется направляющими колесами и механизмом с натяжными винтами. Опорная поверхность траков гусеничной цепи выполняется гладкой или с грунтозацепами. За счет внедрения их в грунт увеличивается сцепление гусениц с грунтом, что способствует увеличению тягового усилия и уменьшению буксования.
Гусеничное ходовое оборудование может быть выполнено в виде многоопорной рамной (рис. 3.12, а), мягкой безрамной (рис. 3L12, б) и полужесткой (рис. 3.12, в) конструкции.
Скорость перемещения машин на гусеничном ходу не превышает 15… 20 км/ч. Поворот машины при гусеничном ходе может осуществляться многодисковыми фрикционными муфтами (бортовыми фрикционами) или планетарными механизмами. Для обеспечения остановки машины и удержания ее на площадке в механизмы передвижения включены тормоза ленточного типа.
Колесное ходовое оборудование на 25… 30% легче гусеничного, значительно долговечнее (30… 40 тыс. км вместо 1,2… 1,5 тыс. км у гусеничного), имеет большие скорости (до 50 км/ч) и КПД (0,80 …0,85 вместо 0,65… 0,75 у гусеничного). Колеса выполняются жесткими металлическими или с пневматическими шинами. Первые применяются на машинах, работающих стационарно, и служат только для перемещения машины с одного места работы на другое. Колеса с пневматическими шинами являются основным видом движителей этого вида ходового оборудования. Применение пневматических шин увеличивает срок службы механизмов передвижения, они смягчают толчки и частично поглощают удары, воспринимаемые колесами от неровностей дороги. Энергия ударов поглощается упругостью сжатого воздуха и частично упругостью стенок покрышки.
Рис. 3.12. Конструктивные схемы гусеничных тележек:
1 — гусеничная цепь (траки); 2 — направляющее колесо; 3 — поддерживающие катки; 4 — ведущее колесо (звездочка); 5 — опорные катки
Пневматическая камерная шина (рис. 3.13, а) состоит из покрышки 2, камеры 3, в которую накачивается воздух, вентиля для накачки воздуха и ободной ленты, предохраняющей камеру со стороны обода. Применяются бескамерные шины, представляющие собой покрышки, герметически прилегающие к ободам дисков. В этих шинах камера отсутствует, воздух накачивается непосредственно в полость покрышки (рис. 3.13, б).
Существуют два основных вида шин: высокого давления (0,5… 0,7 МПа) и низкого давления (0,2…0,35 МПа). В некоторых случаях для повышения проходимости машин на ведущих колесах применяют бескамерные арочные шины (рис. 3.13, г), имеющие широкий профиль, низкое давление (0,05… 0,014) МПа) и выступающие грунтозацепы. Покрышки имеют разнообразный рисунок протектора, который выбирается в зависимости от условий работы (рис. 3.13, в).
Рис. 3.13. Типы пневматических шин
Основными параметрами пневматической шины являются диаметр, ширина покрышки и давление. Размер шины наносится на боковых поверхностях покрышки и состоит из двух цифр — в дюймах или в миллиметрах, например 14.00—20; 330—20. Первое число соответствует ширине профиля В в дюймах, а второе — внутренний или посадочный диаметр обода ID в дюймах или в миллиметрах. В маркировку шин включают также завод-изготовитель, дату выпуска шин и их номер.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ходовое оборудование строительно-ремонтных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы