Ступенчатые коробки передач различают по числу передач переднего хода (например, трех-, четырех-, пятиступенчатые).
Ступенчатые коробки передач могут быть с неподвижными осями валов (простые) и с вращающимися осями валов (планетарные). Простые коробки передач дешевле и надежнее, поэтому они получили преимущественное распространение на тракторах и автомобилях.
Планетарные коробки применяются в сочетании с гидротрансформатором, а также в качестве дополнительного редуктора, называемого увеличителем крутящего момента (УКМ), к простой коробке передач (ДТ-75). К достоинствам планетарных коробок передач следует отнести возможность переключения передач без остановки трактора, плавное, безударное переключение, меньшую нагруженность шестерен за счет большего числа зубьев, находящихся в зацеплении. В сравнении с простыми коробками они требуют высокой точности изготовления, большего времени на уход и регулировку.
По типу механизма переключения передач различают коробки с подвижными шестернями и с шестернями постоянного зацепления. Шестерни постоянного зацепления включаются жесткими муфтами (зубчатыми, кулачковыми) и фрикционными муфтами сцепления. Включение и выключение подвижных шестерен осуществляется механическим приводом. Шестерни постоянного зацепления с жесткими муфтами имеют механический, а с фрикционными муфтами — гидравлический привод.
Коробки передач классифицируют также по числу скользящих шестерен (кареток) или жестких муфт для включения шестерен (например, двух- трех-, четырехходовые).
На автомобилях применяются коробки со скользящими шестернями и шестернями постоянного зацепления, на тракторах преимущественное распространение получили скользящие шестерни. В том и другом случае привод управления — механический.
Коробки передач с шестернями постоянного зацепления применяются лишь на отдельных моделях тракторов: включаемые фрикционными муфтами сцепления с гидравлическим приводом на К-700 и Т-150 и зубчатыми муфтами — на Т-130.
В зависимости от метода переключения передач различают коробки, переключаемые без нагрузки (с остановкой трактора), и коробки, переключаемые под нагрузкой (на ходу). Установлено, что для переключения передачи без остановки время движения машины (агрегата, поезда) по инерции после выключения муфты сцепления должно быть примерно в два раза больше времени, затрачиваемого на переключение передачи и последующее включение муфты сцепления.
Относительно высокие скорости движения автомобиля позволяют накапливать большую кинетическую энергию для продолжительного движения по инерции, в результате чего переключение передач на ходу автомобиля не вызывает затруднений даже при неблагоприятных условиях (движение на подъеме или с крюковой нагрузкой в виде буксируемого прицепа). Поэтому все автомобили имеют коробки со скользящими шестернями и шестернями постоянного зацепления с механическим приводом, переключаемым на ходу, под нагрузкощ
У тракторов скорости движения, а следовательно, и запас кинетической энергии значительно ниже, а сопротивление, оказываемое внешними силами движению тракторного агрегата по инерции, высокое. После выключения муфты сцепления агрегат быстро теряет первоначальную скорость и останавливается, до того как тракторист успеет переключить передачу — ввести в зацепление скользящую шестерню с соответствующей неподвижной шестерней и вновь включить муфту сцепления. Поэтому на большинстве тракторов применяются коробки передач, переключаемые без нагрузки, при остановленном тракторе.
В связи с увеличением рабочих скоростей тракторов обеспечение безостановочного переключения передач стало одним из основных условий повышения производительности тракторного агрегата.
Эта задача решается в двух направлениях:
— применением шестерен постоянного зацепления, переключаемых многодисковыми муфтами сцепления с гидравлическим приводом, позволяющим резко сократить время переключения передач и выполнять переключение на ходу, под нагрузкой;
—применением планетарных механизмов, позволяющих изменять передаточное число без разрыва потока мощности двигателя к ведущим колесам (УКМ и планетарные коробки передач).
По числу валов для передач переднего хода коробки подразделяются на двухвальные, трехвальные, четырехвальные и коробки умножительноготипа (с редуктором).
Двухвальная коробка состоит из первичного вала, приводимого во вращение от двигателя (через муфту сцепления), и вторичного, передающего вращение следующим за коробкой передач механизмам силовой передачи. Ее недостаток — малое число передач (не более трех-четырех). В новых конструкциях тракторов она сохранилась как составная часть коробок передач умножительного типа.
Трехвальные коробки передач, используемые наиболее широко на автомобилях, позволяют получить пять-шесть передач.
Коробки передач умножительного типа применяются на большинстве тракторов. Они представляют сочетание двух-, трехвальной коробки и редуктора, имеющего одну или две ступени.
Передачи заднего хода осуществляются тремя способами: промежуточной шестерней, зубчатым перебором и реверсом. Зубчатый перебор и промежуточная шестерня дают задний ход и увеличивают передаточное число передачи (причем большее увеличение происходит при зубчатом переборе). Число передач заднего хода, получаемого от промежуточной шестерни и зубчатого перебора, зависит от типа коробки: одна передача у двух- и трехвальных и обычно две-три у коробок умножительного типа (в зависимости от числа ступеней редуктора).
Реверс позволяет обеспечить движение трактора задним ходом с такими же скоростями, которые он имеет на основных передачах переднего хода, без изменения передаточного числа. Конструктивно реверс выполняется в общей компоновке с редуктором, например реверс-редуктор трактора Т-4А, или как самостоятельный узел коробки передач (трактор Т-25).
По монтажным признакам коробки передач подразделяются на съемные и несъемные. К съемным относятся коробки передач всех автомобилей. На тракторах применяются как первые (МТЗ-50, МТЗ-52, Т-54В, Т-74, Т-4А, Т-130, Т-100М), так и вторые (Т-16М, Т-25, Т-40, Т-40А, ДТ-75, ДТ-75М). Преимущества съемных коробок заключаются в хорошей доступности и монтажно-демонтажных качествах, несъемных — в лучшей компактности, меньшем весе и габаритах. Съемная коробка позволяет использовать ее на нескольких моделях тракторов, например на базовой модели трактора МТЗ-50 и его модификациях — тракторах МТЗ-52, Т-54В, Т-54С, МТЗ-50Х.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Классификация коробок передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы