Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А

Читать далее:




Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А

Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А трехвальная, четырехступенчатая, трехходовая, с прямой передачей. Механизмы коробки передач смонтированы в литом чугунном картере, прикрепленном к картеру муфты сцепления.

Внутри картера в подшипниках размещены первичный, вторичный и промежуточный валы с их шестернями и блок шестерен заднего хода.

Первичный вал установлен в шарикоподшипниках и шлицами соединен с ведомым диском муфты сцепления. Передний подшипник первичного вала помещен в расточке коленчатого вала, задний подшипник — в передней стенке картера. Задний конец вала имеет шестерню с двумя зубчатыми венцами: венцом с косыми зубьями, которые находятся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала, венцом с прямыми зубьями, предназначенными для получения прямой передачи, когда в зацепление с ними входят зубья муфты синхронизатора.

Синхронизатор, выравнивая окружные скорости вращения соединяемых шестерен, способствует их плавному, безударному включению.

От осевого смещения вал предохраняется задней крышкой и упорным кольцом, установленным в канавке шарикоподшипника.

Опорами вторичного вала служит цилиндрический роликоподшипник, сидящий в расточке торца первичного вала, и шарикоподшипник, размещенный в задней стенке картера.

На вторичном валу помещены синхронизатор и шестерни соответственно первой, второй и третьей передач. Ступица синхронизатора помещена на шлицевой части вала. На распорной втулке, закрепленной на валу штифтом, свободно расположены шестерня третьей передачи, имеющая конусную часть, и венцы: с косыми и с прямыми зубьями. Шестерня второй передачи размещена на цилиндрической шейке вала и снабжена двумя зубчатыми венцами: венцом с косыми зубьями (для постоянного зацепления с венцом шестерни второй передачи промежуточного вала) и венцом с прямыми зубьями (для включения второй передачи). Шестерня помещена на шлицевой части вала и имеет два венца с цилиндрическими зубьями: большой для зацепления с шестерней первой передачи промежуточного вала и малый для сцепления с зубцами шестерни при включении второй передачи. На заднем конце вала помещены и затянуты гайкой через шайбу распорная втулка и фланец карданного шарнира.

Промежуточный вал с блоком шестерен вращается в двух подшипниках: впереди на роликовом и сзади на шариковом. От осевых смещений, возникающих при зацеплении с косозубыми шестернями вал фиксируется крышкой и внутренней обоймой шарикоподшипника, закрепленной на валу гайкой. На оси свободно вращается блок шестерен заднего хода (зубчатый перебор) с двумя венцами: большим и малым. Ось блока шестерен застопорена в отверстиях картера пластиной, закрепленной болтом и ушком (приливом) крышки.

При включении передач в зацеплении находятся следующие пары шестерен: на первой — 65—51 и 40—22; на второй — 65—51 и 45—13; на третьей — 65—51 и 50—10; на четвертой (прямой) — 66—54; на передаче заднего хода — 65—51, 40—43 и 39—22.

Синхронизатор состоит из ступицы, муфты, блокирующих колец, сухарей и пружин. Ступица с пазами А для сухарей 10 закреплена неподвижно на вторичном валу. Сухари пружинами прижимаются к выточкам Б. Блокирующие кольца имеют три паза Г для сухарей, куда последние входят с некоторым зазором, а также внутренние конические поверхности В и зубчатый венец. Соответственно венцы и конусные поверхности Д сделаны на шестернях валов. Блокирующие кольца устанавливаются с противопо ложных сторон муфты, которая может перемещаться вилкой по зубцам ступицы.

Рис. 1. Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А: а — конструкция; б —схема работы: 1 — шаровая опора: 2 — колпак; 3 — стопор пружины предохранителя; 4 — вилка переключения третьей и четвертой передач; 5 — зубчатый венец с прямыми зубьями шестерни третьей передачи; 6 — пружина предохранителя; 7 — предохранитель включения заднего хода; 8 — головка валика включения заднего хода; 9— шестерня третьей передачи; 10 — зубчатый венец с косыми зубьями шестерни третьей передачи; 11, 33 — распорные втулки; 12, 16, 42 — бронзовые втулки; 13 — зубчатый венец с косыми зубьями шестерни второй передачи; 14 — упорная шайба; 15 — шестерня второй передачи; 17 — зубчатый венец с прямыми зубьями шестерни второй передачи; 18 — валик включения заднего хода; 19— валик включения третьей и четвертой передач; 20 — валик включения первой и второй передач; 21 — вилка включения первой и второй передач; 22 — шестерня первой передачи: 23— прокладка; 24 — стопорное кольцо; 25— сапун; 26, 34, 59— шарикоподшипники; 27, 37, 58, 68 — крышки; 28 — ведущая шестерня привода спидометра; 29 — сальниковое уплотнение; 30— фланец карданного шарнира; 3/— вторичный вал; 32 — шайба; 35 — ведомая шестерня привода спидометра; 36 — гайка; 38 — упорная пластина; 39 — большой зубчатый венец блока шестерен заднего хода; 40 — зубчатый венец первой передачи промежуточного вала; 41 — блок шестерен заднего хода; 43 — малый зубчатый венец блока шестерен заднего хода; 44 — ось блока шестерен заднего хода; 45 — зубчатый венец второй передачи промежуточного вала; 46 — картер коробки передач; 47 — пробка маслозаливного отверстия; 48 — пробка сливного отверстия; 49— грязеуловитель; 50 — зубчатый венец третьей передачи промежуточного вала; 51— зубчатый венец постоянного зацепления промежуточного вала; 52, 62 — роликоподшипники; 53 — промежуточный вал; 54 — муфта синхронизатора; 55 — сухарь; 56— пружина; 57 — блокирующее кольцо; 60— стопорный штифт; 61— ступица синхронизатора; 63 — первичный вал; 64— шестерня первичного вала; 65 — зубчатый венец с косыми зубьями шестерни первичного вала; 66 — зубчатый венец с прямыми зубьями шестерни первичного вала; 67 — шариковый фиксатор с пружиной; 69 — рычаг переключения передач; 70 — защитный колпак; 71 — стопорный палец

Рис. 2. Синхронизатор: а — устройство: б и в — схемы работы: 1— шестерня первичного вала; 2 — зубчатый венец: 3 —пилка переключения передач; 4 — муфта; 5 — блокирующее кольцо; 6 — шестерня вторичного вала; 7 — вторичный вал; 8 — пружина; 9 — ступица; 10 — сухарь; 11— первичный вал; А, Г — пазы; Б — выточки; В, Д — конусные поверхности

Действие синхронизатора таково. Если, например, включают прямую передачу, муфта 4 передвигается вилкой по ступице влево (по чертежу). При этом сухари, прижатые к муфте пружинами, давят своими торцами на левое блокирующее кольцо и несколько прижимают его к конусной поверхности Д шестерни вала. Возникающие вследствие разности скоростей вращения валов силы трения сдвигают кольцо в сторону вращения первичного вала на величину зазора, образованного сухарями в пазах кольца.

Одновременно муфта и кольцо упираются скошенными поверхностями торцов своих зубьев, и давление между коническими поверхностями кольца и шестерни вала увеличивается. После того как возросшие силы трения конусных поверхностей кольца и шестерни уравняют их скорости, сопротивление продольному перемещению муфты уменьшится, муфта плавно передвинется до конца влево и включит передачу.

Рис. 3. Схема действия механизма переключения передач: 1, 3, 5 — валики; 2, 4 — плунжеры; 6 — стопорный палец

Механизм переключения передач состоит из качающегося рычага на шаровой опоре, валиков переключения вилок, закрепленных на валиках винтами, шариковых фиксаторов с пружинами и замков для предупреждения одновременного включения двух передач. Между валиками помещены два плунжера, а в горизонтальном отверстии среднего валика установлен стопорный палец. Если перемещают средний валик (положение I), то плунжеры выходят из его углублений и входят в углубления валиков и запирают их.

Если перемещают один из крайних валиков, например валик (положение II), то плунжер выходит из углубления валика и входит в углубление валика. Одновременно плунжер перемещает стопорный палец и вводит плунжер в углубление валика. При этом валики будут заперты в нейтральном положении. При перемещении валика запираются валики (положение III).

Чтобы включить передачу заднего хода, надо предварительно преодолеть сопротивление пружины предохранителя.

Для снижения избыточного давления в картере коробки предусмотрен сапун. Утечка масла через выход заднего конца вторичного вала из картера предотвращается универсальным сальником. С этой же целью на внутренней поверхности крышки сделана маслосточная канавка, по которой сопрягается шейка фланца карданного шарнира. В нижней части картера размещен грязеуловитель. Продукты износа деталей и старения масла, а также отстой собираются грязеуловителем и по наклонным пазам стекают на дно картера.

Коробку передач заполняют смазкой через отверстие с пробкой, она же служит для контроля за уровнем масла. Сливают масло через отверстие с пробкой.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства