Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А трехвальная, четырехступенчатая, трехходовая, с прямой передачей. Механизмы коробки передач смонтированы в литом чугунном картере, прикрепленном к картеру муфты сцепления.
Внутри картера в подшипниках размещены первичный, вторичный и промежуточный валы с их шестернями и блок шестерен заднего хода.
Первичный вал установлен в шарикоподшипниках и шлицами соединен с ведомым диском муфты сцепления. Передний подшипник первичного вала помещен в расточке коленчатого вала, задний подшипник — в передней стенке картера. Задний конец вала имеет шестерню с двумя зубчатыми венцами: венцом с косыми зубьями, которые находятся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала, венцом с прямыми зубьями, предназначенными для получения прямой передачи, когда в зацепление с ними входят зубья муфты синхронизатора.
Синхронизатор, выравнивая окружные скорости вращения соединяемых шестерен, способствует их плавному, безударному включению.
От осевого смещения вал предохраняется задней крышкой и упорным кольцом, установленным в канавке шарикоподшипника.
Опорами вторичного вала служит цилиндрический роликоподшипник, сидящий в расточке торца первичного вала, и шарикоподшипник, размещенный в задней стенке картера.
На вторичном валу помещены синхронизатор и шестерни соответственно первой, второй и третьей передач. Ступица синхронизатора помещена на шлицевой части вала. На распорной втулке, закрепленной на валу штифтом, свободно расположены шестерня третьей передачи, имеющая конусную часть, и венцы: с косыми и с прямыми зубьями. Шестерня второй передачи размещена на цилиндрической шейке вала и снабжена двумя зубчатыми венцами: венцом с косыми зубьями (для постоянного зацепления с венцом шестерни второй передачи промежуточного вала) и венцом с прямыми зубьями (для включения второй передачи). Шестерня помещена на шлицевой части вала и имеет два венца с цилиндрическими зубьями: большой для зацепления с шестерней первой передачи промежуточного вала и малый для сцепления с зубцами шестерни при включении второй передачи. На заднем конце вала помещены и затянуты гайкой через шайбу распорная втулка и фланец карданного шарнира.
Промежуточный вал с блоком шестерен вращается в двух подшипниках: впереди на роликовом и сзади на шариковом. От осевых смещений, возникающих при зацеплении с косозубыми шестернями вал фиксируется крышкой и внутренней обоймой шарикоподшипника, закрепленной на валу гайкой. На оси свободно вращается блок шестерен заднего хода (зубчатый перебор) с двумя венцами: большим и малым. Ось блока шестерен застопорена в отверстиях картера пластиной, закрепленной болтом и ушком (приливом) крышки.
При включении передач в зацеплении находятся следующие пары шестерен: на первой — 65—51 и 40—22; на второй — 65—51 и 45—13; на третьей — 65—51 и 50—10; на четвертой (прямой) — 66—54; на передаче заднего хода — 65—51, 40—43 и 39—22.
Синхронизатор состоит из ступицы, муфты, блокирующих колец, сухарей и пружин. Ступица с пазами А для сухарей 10 закреплена неподвижно на вторичном валу. Сухари пружинами прижимаются к выточкам Б. Блокирующие кольца имеют три паза Г для сухарей, куда последние входят с некоторым зазором, а также внутренние конические поверхности В и зубчатый венец. Соответственно венцы и конусные поверхности Д сделаны на шестернях валов. Блокирующие кольца устанавливаются с противопо ложных сторон муфты, которая может перемещаться вилкой по зубцам ступицы.
Действие синхронизатора таково. Если, например, включают прямую передачу, муфта 4 передвигается вилкой по ступице влево (по чертежу). При этом сухари, прижатые к муфте пружинами, давят своими торцами на левое блокирующее кольцо и несколько прижимают его к конусной поверхности Д шестерни вала. Возникающие вследствие разности скоростей вращения валов силы трения сдвигают кольцо в сторону вращения первичного вала на величину зазора, образованного сухарями в пазах кольца.
Одновременно муфта и кольцо упираются скошенными поверхностями торцов своих зубьев, и давление между коническими поверхностями кольца и шестерни вала увеличивается. После того как возросшие силы трения конусных поверхностей кольца и шестерни уравняют их скорости, сопротивление продольному перемещению муфты уменьшится, муфта плавно передвинется до конца влево и включит передачу.
Механизм переключения передач состоит из качающегося рычага на шаровой опоре, валиков переключения вилок, закрепленных на валиках винтами, шариковых фиксаторов с пружинами и замков для предупреждения одновременного включения двух передач. Между валиками помещены два плунжера, а в горизонтальном отверстии среднего валика установлен стопорный палец. Если перемещают средний валик (положение I), то плунжеры выходят из его углублений и входят в углубления валиков и запирают их.
Если перемещают один из крайних валиков, например валик (положение II), то плунжер выходит из углубления валика и входит в углубление валика. Одновременно плунжер перемещает стопорный палец и вводит плунжер в углубление валика. При этом валики будут заперты в нейтральном положении. При перемещении валика запираются валики (положение III).
Чтобы включить передачу заднего хода, надо предварительно преодолеть сопротивление пружины предохранителя.
Для снижения избыточного давления в картере коробки предусмотрен сапун. Утечка масла через выход заднего конца вторичного вала из картера предотвращается универсальным сальником. С этой же целью на внутренней поверхности крышки сделана маслосточная канавка, по которой сопрягается шейка фланца карданного шарнира. В нижней части картера размещен грязеуловитель. Продукты износа деталей и старения масла, а также отстой собираются грязеуловителем и по наклонным пазам стекают на дно картера.
Коробку передач заполняют смазкой через отверстие с пробкой, она же служит для контроля за уровнем масла. Сливают масло через отверстие с пробкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы