Современные грузоподъемные краны разделяют по назначению, области применения, конструктивным признакам, эксплуатационным параметрам и другим особенностям.
Так, в соответствии с рекомендациями Международной конференции технических надзоров грузоподъемные краны машиностроительных предприятий разделяют: – по конструктивному исполнению — на краны мостового типа (мостовые, козловые, полукозловые и мостовые перегружатели), стрелового типа (консольные) и краны- штабелеры (рис. 1); – по возможности передвижения — на передвижные (все типы кранов) и стационарные (консольные поворотные) краны, управляемые с пола основными производственными рабочими (в учебнике не рассматриваются);
по Способу передвижения — с приводными ходовыми колесами (механизм передвижения первого типа) и с неприводными ходовыми колесами (механизм передвижения второго типа — с тяговым канатом); – по конструкции ходового устройства — рельсовые (все краны передвигаются по рельсовому крановому пути); – по способу установки — на опорные (опирающиеся сверху на рельсовый крановый путь) и подвесные (прикрепленные к крановому пути снизу);
по роду привода механизмов — на ручные и машинные. К ручному приводу относят подвесные мостовые краны и кран-балки малой грузоподъемности, механизмом подъема груза в которых служит ручная таль. Передвижение моста крана вдоль пролета цеха и грузовой тележки крана по мосту также осуществляют вручную. Указанные краны применяют преимущественно при производстве работ по ремонту и монтажу технологического оборудования цехов. Выпускают также ручные стационарные консольные поворотные краны, которые в учебнике не рассматриваются.
Все остальные краны оснащены электрическим (машинным) приводом; – по возможности и степени поворота стрелы (консоли или колонны) — неповоротные и неполнопо во ротные консольные передвижные краны или полноповоротные краны-штабелеры; – по конструкции грузозахватного органа — на крюковые, предназначенные для работы с различными штучными грузами, магнитные — для транспортирования стальных и чугунных грузов, грейферные — для работы с сыпучими материалами, клещевые — для работы с затаренными в ящики, бочки или мешки грузами, траверсные — оснащенные траверсами со съемными грузозахватными устройствами, например вакуумные захваты, вилочные, штыревые, торцовые и другие и автоматические захваты (спредеры для транспортирования контейнеров, схваты у манипуляторов и роботов); – по способу управления — на управляемые из кабины, с пола (посредством подвесной кнопочной станции или ручного привода), дистанционно (для кранов, работающих в среде, содержащей пары кислот, щелочи, пыль и другие вредные для человека вещества) и автоматически (по заданной программе или при помощи компьютера, например краны- штабелеры); – по назначению — на краны общего назначения, оснащенные преимущественно грузовым крюком и применяемые в основных производствах, и специального назначения (краны металлургические, строительно-монтажные, для обслуживания гидротехнических сооружений и др., а также краны, работающие во взрыво- и пожароопасных средах, в условиях повышенного агрессивного воздействия среды).
Рис. 1. Классификационная схема кранов
Рассматриваемые конструкции грузоподъемных кранов не охвачены в настоящее время единой системой индексации машин, как, например, стреловые и башенные краны или экскаваторы. Поэтому каждая отрасль народного хозяйства страны, выпускающая краны, маркирует их по-своему.
Мостовые и консольные краны маркировки не имеют. Козловые краны по ГОСТ 7352—81, оснащенные грузовой тележкой, обычно имеют обозначение КК, а краны, оснащенные передвижной электроталью,— К. Так, обозначение КК-12,5-32 означает козловой кран с однобалочным мостом и двухрельсо- вой грузовой тележкой грузоподъемностью 12,5 т, а КС-5 — кран с однобалочным трубчатым мостом и электроталью грузоподъемностью 5 т. ГОСТ 16553—82 (СТ СЭВ 723—77) предусматривает изготовление мостовых опорных кранов-штабе- леров: ОК — управляемых из кабины, ОП — с пола и ОКД — для работы с длинномерными грузами; мостовых подвесных кранов-штабелеров: ПК — управляемых из кабины и ПП — с пола: стеллажных кранов-штабелеров: СА — автоматических, СК — комплектовочных и САД — для работы с длинномерными грузами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Классификация современных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы