Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Грузоподъемные краны предприятий

Публикация:
   Строительные подъемники

Читать далее:




Строительные подъемники

Строительные подъемники предназначены для подъема (опускания) в грузонесущих органах строительных грузов и людей на этажи и крыши зданий и сооружений при выполнении строительно-монтажных, отделочных и ремонтных работ. Грузонесущие органы строительных подъемников (клеть, кабина, платформа, ковш, крюк. бункер, бадья, захваты и т. д.) движутся, как правило, по вертикальным жестким направляющим.

Строительные подъемники классифицируют по назначению. способу установки, конструкции направляющих, типу грузонесуще-го органа и механизма подъема, способу монтажа и степени мобильности.

Подъемники различают:
— по назначению — грузовые, предназначенные только для транспортирования грузов, и грузопассажирские — для транспортирования грузов и людей;
— по способу установки — передвижные (самоходные и несамоходные), способные перемещаться относительно здания в процессе работы, и стационарные, которые могут быть приставными, прикрепляемыми к зданию, и свободностоящими — без крепления к зданию. Передвижные подъемники на рельсовом или пневмо-колесном ходу используют сравнительно редко.

По конструкции направляющих грузонесущего органа — с подвесными (гибкими) и жесткими направляющими.

Подъемники с жесткими направляющими бывают мачтовыми. скиповыми и шахтными. Тип грузонесущего органа подъемника определяется его назначением. Грузопассажирские подъемники оборудуются кабинами, грузовые — выдвижными и невыдвижными, поворотными и неповоротными платформами, выдвижными рамами. выкатными консолями, монорельсами и направляющими с подвесной клетью, а также саморазгружающимися ковшами. Механизмы подъема подъемников разделяют на канатные и бесканатные. В канатных механизмах подъема используются канатно-блочная система и лебедка, в бесканатных — зубчато-реечные или цевочно-реечные механизмы модульного типа.

По способу монтажа подъемники делят на мобильные. перевозимые с объекта на объект в собранном виде, и немобильные. разбираемые при демонтаже на секции и перевозимые в таком виде к месту монтажа.

Подъемники не имеют единой системы индексации.

Главным параметром подъемников является грузоподъемность — максимально допустимая масса груза, поднимаемая подъемником.

К основным параметрам относятся:
— наибольшая высота подъема груза (расстояние по вертикали от уровня земли до нижнего уровня груза, находящегося в крайнем верхнем положении);
— скорость подъема и опускания груза;
— величина перемещения груза по горизонтали (максимальное расстояние от оси мачты подъемника до конца платформы, введенной в оконный проем, или до оси крюка, на котором подвешен груз);
— величина вертикального перемещения груза, введенного в здание (максимальное расстояние по вертикали между крайними верхним и нижним положениями груза);
— скорость подачи груза (скорость горизонтального перемещения груза);
— для передвижных подъемников колея (расстояние между осями рельсов или между колесами, расположенными на одной оси) и база (расстояние между осями крайних ходовых колес, расположенных на одном рельсе или одной стороне подъемника);
— установленная мощность;
— конструктивная и общая масса подъемника;
— шаг настенных опор (расстояние, по вертикали между соседними креплениями подъемника к стене здания или сооружения);
— производительность и т. д.

Грузовые подъемники выпускают мачтовыми и шахтными. Шахтные подъемники применяют при возведении кирпичных труб высотой до 120 м.

Мачтовые подъемники наиболее распространены в городском строительстве и предназначены для подъема и поэтажной подачи через оконные и дверные проемы зданий различных строительных материалов и деталей при санитарно-технических, отделочных, ремонтных и других работах. Различают грузовые и грузопассажирские мачтовые подъемники. Последние применяют для подъема не только грузов, но и людей при строительстве многоэтажных зданий. Мачтовый подъемник состоит из опорной рамы, вертикальной направляющей мачты, подъемной грузовой платформы (у грузовых) или кабины (у грузопассажирских), механизма подъема платформы (кабины), органов управления и предохранительных устройств. В механизмах подъема используются реверсивные лебедки с электроприводом. По конструкции мачты различают подъемники с одной направляющей мачтой (одностоечные) и с двумя направляющими мачтами (двухстоечные). Одностоечные и двухстоечные подъемники оснащаются жесткими и выдвижными грузонесущими органами. Подъемники с жестким грузонесущим органом имеют одно рабочее движение — подъем груза, с выдвижным два рабочих движения — подъем груза и горизонтальное его перемещение внутрь здания через проем.

Грузовой мачтовый подъемник состоит из опорной рамы, реверсивной грузовой лебедки, канатно-блочной системы, вертикальной мачты, в направляющих которой перемещается грузо-несущий орган (стрела, платформа, монорельс), системы управления и предохранительных устройств. В мобильных подъемниках, перевозимых в прицепе к автомобилю, предусмотрены колеса на пневмошинах, которые во время работы подъемника вывешиваются винтовыми опорами (аутригерами). Мобильные свободностоящие подъемники имеют неразборную на отдельные секции мачту высотой до 12 м, жесткую платформу и применяются на строительстве зданий малой этажности. Монтаж—демонтаж подъемника осуществляется с помощью грузовой лебедки в течение 10… 15 мин. Грузоподъемность мобильных грузовых подъемников — 320 кг.

Рис. 1. Мачтовые строительные подъемники: а — грузовой; б — грузопассажирский

Рис. 2. Схемы устройств для выдвижения грузонесущих органов мачтовых подъемников

Приставные грузовые подъемники имеют секционно-разборную мачту и выдвижной грузонесущий орган. Подача груза внутрь здания после подъема осуществляется выдвижением платформы с грузом вдоль жесткой подъемной рамы, изменением угла наклона и перемещением шарнирно-сочлененной стрелы с гуськом или перемещением монорельса с грузом относительно мачты. Наличие таких органов обеспечивает высокую безопасность работы, так как отпадает необходимость выхода рабочего на грузовую платформу подъемника для ее разгрузки.

Мачты подъемников представляют собой решетчатые конструкции прямоугольного и треугольного сечения с одной или двумя направляющими для роликов грузонесущего органа. Мачты крепят к зданию настенными опорами. Мачты подъемников для многоэтажного строительства выпускают разборными, состоящими из взаимозаменяемых секций длиной 1,5…3 м. Вдоль мачты с помощью канатно-блочной системы или реечного зацепления перемещаются жесткие или подвижные в пространстве грузонесущие органы. К жестким органам относят вертикально перемещаемые платформы.

В грузовых подъемниках с канатным механизмом подъема грузовая платформа перемещается по вертикали с помощью прикрепленного к ней каната, сходящего с барабана и огибающего нижний и верхний направляющие блоки мачты.

В конструкциях подъемников с канатными механизмами подъема груза используют одно- или двухбарабанные реверсивные лебедки, состоящие из электродвигателя, соединительных муфт, тормозов, цилиндрического или червячного редуктора и барабанов. В двухбарабанной лебедке имеется открытая зубчатая передача, приводящая в действие поочередно (по необходимости) грузовой или монтажный барабаны. Управление включением осуществляется рычагом через кулачковые муфты. Чтобы предотвратить вращение барабанов в момент переключения, в конструкции имеются подпружиненные фиксаторы.

Рис. 3. Схемы запасовок грузовых канатов мачтовых подъемников

В последнее время все большее распространение получают грузовые мачтовые подъемники с бесканатным механизмом подъема. Бесканатный реечный механизм подъема монтируется непосредственно на грузонесущем органе и включает электродвигатель, тормоз и редуктор, на выходном валу которого закреплена шестерня, входящая в зацепление с зубчатой или цевочной рейкой, установленной по всей длине мачты. При своем вращении шестерня перемещается поступательно вдоль рейки, увлекая за собой платформу. Реечные подъемные механизмы включают один или два подъемных модуля.

По сравнению с подъемниками с канатным механизмом подъема, подъемники с реечным механизмом более надежны и безопасны в эксплуатации и имеют более высокие технико-эксплуатационные показатели.

Рис. 4. Кинематические схемы грузовых лебедок мачтовых подъемников

Подъемники устанавливают параллельно или перпендикулярно стене здания или сооружения. При этом, когда ось платформы параллельна зданию, в проем подаются малогабаритные грузы, а при перпендикулярном положении платформы могут подаваться и длинномерные грузы.

Управление подъемниками осуществляется машинистом с пульта управления (или переносного пульта на этаже адресования) или непосредственно из кабины с автоматическими остановками на этажах по адресованным вызовам.

Грузоподъемность приставных грузовых мачтовых подъемников с канатным механизмом подъема — 500 кг, с реечным механизмом — 600…800 кг, высота подъема груза подъемников с канатным подъемным механизмом до 75 м (скорость подъема груза 0,4… 0,5 м/с) с реечным механизмом до 150 м (скорость подъема груза 0,55…0,6 м/с).

Грузопассажирские подъемники представляют собой приставные немобильные (разбираемые при демонтаже) машины, которые по конструкции жестких направляющих разделяют на шахтные и мачтовые. Шахтные подъемники имеют ограниченное применение и используются для строительства кирпичных и монолитных железобетонных дымовых труб. Мачтовые грузопассажирские подъемники широко применяют в строительном производстве. Составными частями каждого грузопассажирского мачтового подъемника являются решетчатая мачта прямоугольного или треугольного сечения, опорная рама, грузонесущий орган — кабина для размещения грузов и людей, противовес и механизм подъема. Мачты подъемников крепят к зданию настенными опорами. На мачтовых грузопассажирских подъемниках применяют подъемные механизмы двух типов — канатные и бесканатные (реечные). В канатных механизмах подъема используют реверсивные барабанные лебедки и лебедки с канатоведущим шкивом.

В механизмах подъема с барабанными лебедками кабина соединена с балансирной подвеской, к которой крепятся два каната, сходящие с одного барабана и огибающие отводные блоки, расположенные на головке мачты. Подвеска служит для выравнивания неравномерного натяжения канатов. На барабане канаты располагаются в винтовых канавках на его поверхности, имеющих левую и правую нарезку. В зависимости от направления вращения барабана канаты попарно навиваются на него или разматываются. При использовании лебедки с канатоведущим шкивом кабина подвешивается на трех канатах.

Грузопассажирский подъемник грузоподъемностью 1000 кг с канатным механизмом подъема состоит из решетчатой мачты, установленной на опорной раме, кабины, противовеса, машинного отделения с механизмом подъема и ограждением. Через отводные блоки головки мачты запасованы три грузовых каната, на одних концах которых через балансирную подвеску подвешена кабина, а на других — противовес с тремя резервными барабанами для сматывания излишков каната при малой высоте мачты. Кабина по мачте перемещается на ходовых роликах и снабжена входной и выходной дверями и откидным трапом для высадки пассажиров на этажах. Мачта крепится к зданию настенными опорами. Механизм подъема включает канатно-блочную систему и лебедку с канатоведущим шкивом. От двухскоростного электродвигателя лебедки через гло-боидный редуктор приводятся во вращение монтажный барабан и канатоведущий шкив, которые сидят на валу свободно и включаются с помощью водила и фиксирующих болтов. Выходной вал редуктора соединен с валом шкива и барабана зубчатой муфтой. Лебедка снабжена автоматическим колодочным тормозом.

Канатоведущий шкив с тремя кольцевыми ручьями на поверхности огибают три грузовых каната, располагаемые в ручьях. Канаты прижимаются к поверхности ручьев за счет натяжения, создаваемого весом кабины и противовеса. Тяговое усилие каждому канату сообщается за счет трения между контактирующими поверхностями каната и ручья шкива.

Монтаж подъемника осуществляют методом наращивания сверху секции с помощью монтажного барабана лебедки, монтажного каната и самоподъемной монтажной головки с наклоняющейся стрелой и собственным механизмом перемещения головки по мачте. Подъемник можно монтировать также с помощью башенного крана, монтажного блока, каната и вспомогательной лебедки.

При наращивании мачты во время монтажа грузовые канаты, запасованные на максимальную высоту подъема кабины, постепенно сматываются с резервных барабанов.

Подъемником управляет один машинист. Безопасность работы подъемника обеспечивается ограничителем скорости, установленным на каретке, и ловителями, срабатывающими при ослаблении натяжения или обрыве подъемного каната.

Максимальная высота подъема — 150 м, скорость подъема — 0,7 м/с.

Грузопассажирские подъемники с бесканатным механизмом подъема используют на строительстве зданий высотой 70… 150 м. Их грузоподъемность составляет 580… 1000 кг.

Возвратно-поступательное движение кабины обеспечивается реечным приводным устройством, состоящим из двух унифицированных моноблочных приводных модулей закрытого типа. Каждый модуль включает электродвигатель со встроенным дисковым тормозом и червячный редуктор на выходном валу которого закреплена ведущая шестерня, входящая в зацепление с рейкой мачты.

Рис. 6. Кинематическая схема реечного приводного устройства

Модули смонтированы в кабине, роликовые башмаки которой охватывают направляющие стойки мачты с трех сторон. Кабина снабжена центробежным фрикционно-дисковым узлом безопасности с постоянным усилием торможения. Узел безопасности растормаживается при неработающем механизме подъема вручную за 20…30 с с помощью ручного привода. Уравновешивание кабины обеспечивается противовесом, подвешенным на канатах, огибающих блоки оголовка мачты. Скорость подъема составляет 0,5…0,65 м/с.

Обеспечение безопасной эксплуатации мачтовых подъемников осуществляется автоматически действующими клиновыми и эксцентриковыми ловителями, останавливающими и удерживающими платформу или кабину в случае превышения номинальной скорости ее опускания (при обрыве, ослаблении грузового каната или при выходе из строя механизма подъема бесканатного типа — реечного зацепления), а также концевыми выключателями, звуковыми и световыми сигнализаторами, блокировочными выключателями замков на двери нижнего ограждения и входной двери кабины, блокировочными выключателями слабины канатов противовеса и перепуска, путевыми выключателями точной остановки и т. п.

Самоподъемные вышки, люльки и подмости широко применяют в городском строительстве на монтажных, отделочных и ремонтных работах с незначительными объемами. Они предназначены для подъема одного или нескольких рабочих с инструментом и небольшим количеством материалов на определенную высоту.

Рис. 7. Принципиальные схемы телескопических вышек и гидравлических подъемников

В вышках люлька или площадка, установленная в верхней части телескопических или рычажных подъемников. перемещается только по вертикали, а в рычажно-шарнирных, телескопических шарнирных и телескопических рычажно-шарнирных автогидроподъемниках они могут перемещаться в пространстве (и по вертикали и по горизонтали). а также ниже уровня стоянки машины, охватывая значительную зону обслуживания.

Рис. 8. Автомобильный гидравлический подъемник

Автомобильный подъемник состоит из базового автомобиля У, коленчатой стрелы, шарнирно установленных одной или двух люлек, опорной стойки, поддерживающей стрелу при перебазировках, пульта управления, поворотной платформы, гидроцилиндра подъема стрелы и выносных гидравлических опор, используемых при работе. Зона, обслуживаемая подъемником, показана на рис. 8, б.

Перемещение телескопических секций вышек и секций стрелы подъемников осуществляется с помощью гидроцилиндров, с использованием канатно-блочных систем (полиспастов) и комбинированным способом. Стрелы автогидроподъемников состоят из двух-трех шарнирно соединенных между собой управляемых секций, а телескопические вышки имеют до пяти секций в мачте. Известны комбинированные конструкции, состоящие из двухколенной стрелы с нижним трехсекционным телескопическим коленом и верхним, перемещаемым в пространстве. Перемещение стрелы в пространстве осуществляется с помощью поворотного устройства, шарниров и телескопических устройств, управление подъемниками — с пульта управления, расположенного на поворотной раме и сдублированного с пультом в люльке. Для связи между рабочими, расположенными на высоте и на земле, устанавливается двустороннее переговорное устройство. Рабочие площадки имеют различную конструкцию и состоят из рифленого металлического пола, сплошного бокового ограждения по высоте не менее 100 мм для предотвращения падения инструмента и материалов, а также безопасного ограждения для рабочего. Горизонтальное ориентирование пола площадок осуществляется рычажными и канатно-блоч-ными следящими системами.

Телескопические вышки имеют высоту подъема 12…26 м при грузоподъемности люльки 0,15…0,35 т, а автомобильные подъемники — высоту подъема до 37 м при грузоподъемности до 0,4 т. Некоторые подъемники можно использовать как стреловые краны, так как на оголовке нижнего колена стрелы предусмотрена установка крюка грузоподъемностью т.

Рис. 9. Передвижной подъемник

Рис. 10. Передвижные самоподъемные подмости

В период строительства многоэтажных зданий высотой более 16 этажей, а также при их эксплуатации возникает необходимость выполнения работ, включающих в себя уплотнение и заделку швов и трещин, очистку стекол и стен, окраску фасадов и т. д. Для выполнения этих работ применяют самоподъемные подвесные на канатах люльки, состоящие из огороженной площадки с установленными на ней ручными или реверсивными электролебедками. ловителями и электрооборудованием. Люльки обычно подвешивают на двух предохранительных и двух грузовых канатах. Грузовые канаты наматываются на один или два синхронно работающих барабана, поднимающих люльку с помощью блоков, установленных на рычагах, которые закреплены на крыше здания. Ловители надежно удерживают люльку от падения при возможном внезапном обрыве грузового каната. Эти люльки, имея длину платформы до 3,5 м, легко перемещаются на колесах вдоль фасада здания на новый участок работы. Грузоподъемность люлек до 300 кг при высоте подъема до 100 м и мощности электродвигателя до кВт.

Рис. 10. Самоподъемная подвесная люлька

Однако рычаги и балласт противовеса приходится переносить вдоль крыши и с объекта на объект. Поэтому на зданиях большой высоты устанавливают передвижные подъемники, на опорной раме которых монтируют стрелу, грузовую и стрелоподъ-емную лебедки. На стреле подвешена люлька, рассчитанная на подъем и работу в ней двух человек. Перемещение лебедки по плоской крыше осуществляется с помощью механизма передвижения по рельсам или на пневмоколесах. Изменение вылета позволяет регулировать расстояние от люльки до фасада при возможных углублениях и выступах на здании. Управление лебедками осуществляется из люльки через пульт управления. После окончания работы люлька поднимается на максимальную высоту и устанавливается за счет поворотного устройства или поворотных блоков на конце стрелы на крышу здания.

Подмости представляют собой открытую, установленную на определенной высоте или вертикально перемещающуюся площадку для производства отделочных и монтажных работ в основном во внутренних помещениях общественных, производственных и других зданий. Их изготовляют в виде сборно-разборной или неразборной конструкции. Они могут быть неподвижными и выдвижными, стационарными и передвижными (самоходными и несамоходными). Передвижные самоподъемные подмости состоят из опорной рамы, на которой установлен гидропривод (электродвигатель, гидронасос, масляный бак и т. п.), рычажного устройства и рабочей площадки. Подъем на высоту до 8 м и опускание площадки осуществляются телескопическими гидроцилиндрами. Устойчивость подмостей обеспечивается винтовыми опорами. Грузоподъемность составляет 300 кг.

Строительные подъемники являются машинами прерывного действия, предназначенными в основном для вертикального транспортирования грузов в устройствах, перемещающихся по жестким направляющим.

В зависимости от вида грузоподъемного устройства и конструкции направляющих подъемники подразделяются на мачтовые, ковшовые, шахтные и струнные.

Мачтовые подъемники грузоподъемностью 0,125—0,8 тс с высотой подъема до 50 м могут быть одностоечными и двухстоечными и широко используются для подачи строительных материалов и деталей на перекрытия (этажи) зданий при производстве строительно-монтажных ремонтных работ.

Рис. 11. Мачтовый передвижной подъемник

Мачта двухстоечного передвижного подъемника изготовляется из двух швеллеров, которые соединяют хомутами и раскосами крепят к раме-салазкам. На раме-салазках установлена грузоподъемная электрореверсивная или фрикционная лебедка, служащая одновременно противовесом. Грузоподъемная платформа с четырьмя катками, перемещающимися по внутренним полкам швеллеров, подвешивается к грузовому канату, огибающему направляющий блок, установленный в верхней части мачты.

Свободностоящие подъемники высотой до 10 м можно перемещать на раме-салазках вдоль здания. У более высоких подъемников мачта дополнительно крепится канатными растяжками или специальными кронштейнами к стене здания и для удобства монтажа и транспортировки изготовляется в виде отдельных секций.

При расположении рамы подъемника вдоль здания грузы можно подавать непосредственно в оконные проемы, однако подъем длинномерных грузов (труб, досок и т.п.) при этом невозможен. При расположении подъемника перпендикулярно к зданию этого недостатка не бывает, но для приема грузов необходимо устраивать специальные площадки или применять для подачи груза в окна поворотную платформу.

Независимо от вида конструкции подъемники оборудуются ловителями, препятствующими падению грузоподъемного устройства при обрыве грузового каната.

В клиновом ловителе при обрыве грузового каната ослабляется прикрепленный к нему зажимом вспомогательный тросик и пружина, поворачивая рычаги, вдвигает клинья в промежуток между швеллерами мачты и скобами каретки, что приводит к заклиниванию грузовой платформы на направляющих.

Подъемники оборудуются также конечными выключателями, ограничивающими высоту подъема и опускания платформы, а в некоторых конструкциях и автоматической системой вызова и остановки платформы на нужном уровне. Скорость подъема платформы предусмотрена До 0,5 м/с.

В тех случаях, когда при производстве строительно-монтажных, отделочных или ремонтных работ использование сложных подмостей и кранов становится затруднительным и нецелесообразным, применяются различные подъемники.

На строительных площадках находят применение мачтовые (одно- и двухстоечные), шахтные, скиповые и струнные подъемники.

На рис. 12 показан двухточечный подъемник. Его мачта собирается из отдельных звеньев на болтах. Каждое звено имеет два направляющих швеллера, соединенных поперечными и раскосными связями. Мачта закрепляется на сварной опорной раме, несущей лебедку. В вертикальном положении мачта удерживается тягами. При высоте мачты свыше 10 м она должна дополнительно крепиться с помощью тросовых или проволочных расчалок к возводимому зданию или якорям. По направляющим швеллерам, опираясь на их полки катками, перемещается каретка, к которой консольно крепится грузовая площадка. Перемещение каретки производится тросом, который одним концом закрепляется на барабане лебедки, огибает отводной блок у основания мачты, головной блок, установленный на поперечине верхнего звена мачты, и закрепляется на проушине каретки. Подъемник устанавливается у стены возводимого здания и по мере необходимости может быть передвинут на небольшое расстояние без разборки. Передвижку производят с помощью ручной лебедки, а в некоторых случаях — с помощью лебедки подъемника.

Рис. 12. Мачтовый подъемник двухстоечный

Шахтные подъемники в основном применяются для перемещения бетонной смеси, растворов и сыпучих материалов. Внутри шахты по двум направляющим движется вверх и вниз траверса или клеть, на которой закреплена платформа (ковш). Перемещение траверсы производится с помощью лебедки, установленной у основания подъемника. Шахта по высоте имеет проемы, через которые производится разгрузка ковшей в результате их самоопрокидывания.

Скиповые (ковшовые) [подъемники являются грузоподъемным устройством машин, применяемых для приготовления бетонных смесей и растворов.

Струнные подъемники в последние годы применяются мало, хотя имеют весьма простую конструкцию. Грузоподъемность их колеблется в пределах от 0,25 до 0,5 тс.

В целях улучшения эксплуатационных показателей подъемников, обеспечения их универсальности и применения в производстве подъемников унифицированных механизмов, узлов и деталей был утвержден типаж подъемников, которым предусматривается изготовление свободно стоящих строительных мачтовых подъемников грузоподъемностью 125, 300, 500 и 800 кГ с высотой подъема груза до 9, 17, 28 и 48 м.

На рис. 13 изображен мачтовый грузо-пассажирский подъемник для подъема рабочих и строительных грузов при строительстве здания повышенной этажности.

Подъемник состоит из мачты, которая монтируется из отдельных секций, головки с блоками, кабины, будки машинного отделения и семиэтажных площадок с ограждающими дверями. В будке машинного отделения размещаются лебедка, а также электроаппаратура и ограничитель скорости. Подъемник устанавливается на расстоянии 500—700 мм от стены строящегося здания. Мачта его крепится к стене кронштейнами. Подъемник можно использовать после возведения 3—4 этажей и наращивать его по высоте. Подъем секций мачты производится при помощи стойки, закрепляемой на кабине. Для безопасности эксплуатации подъемника он снабжен ловителями, удерживающими кабину при обрыве троса, а также световой и звуковой сигнализацией. Грузоподъемность подъемника 800 кг, скорость подъема 0,5 м/сек.

Рис. 13. Мачтовый грузо-пассажирский подъемник

Имеются строительные подъемники с грузозахватывающим устройством, позволяющим подавать грузы на перекрытия строящегося здания через проемы.

Для выполнения монтажных и отделочных работ на высоте применяются подъемники, смонтированные на автомобилях и тракторах. На рис. 14 показаны конструктивные схемы шар-нирно-рычажных, шарнирно-телескопических, шарнирно-рычажно-телескопических, телескопических и шарнирно-параллелограммных подъемников.

Рис. 14. Передвижные подъемники
а — конструктивные схемы подъемных устройств:
1 — шарнирно-рычажного; 2 — шарнирно-телескопического; 3 — шарнирно-рычажно-телескопического; 4 — телескопического; 5 — рычажного; 6 — схема автомобильного подъемника ПВГ-1

На рис. 80,6 показана схема автомобильного подъемника ПВГ-1, основными узлами которого являются: опорная и поворотная рамы, двухколенная мачта, гидросистема, электрооборудование. Опорно-ходовой частью подъемника является

автомобильное шасси, на котором крепятся опорная рама и две поперечные балки, несущие на своих концах гидравлические опоры. На поворотной раме смонтирована двухколенная мачта, состоящая из нижнего колена (стрелы) и верхнего колена (рукояти), на свободном конце которой закреплена рабочая площадка — люлька. Подъем нижнего колена производится непосредственно гидроцилиндром, а верхнего — через рычажную систему.

Насосы для питания гидросистемы работают от электродвигателей, получающих ток от генератора, смонтированного на опорно-ходовой части. Генератор имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Рис. 15. Схема тележечного крана

Увеличение производительности подъемников в значительной мере зависит от правильной организации погрузочных и разгрузочных операций, что позволяет уменьшить и увеличить число циклов.

Тележечные строительные краны применяются в малоэтажном строительстве для подъема строительных материалов и деталей весом до 300 кг на высоту до 50 м. В большинстве своем они являются усовершенствованными конструкциями кранов, сконструированных еще в довоенное время, и устанавливаются либо на строящемся здании, либо на передвижном постаменте.

Сварная тележка такого крана опирается на четыре катка. Она имеет трубчатый стакан, в котором в подшипниках вращается вертикальный вал, несущий поворотную платформу с шарнирно укрепленной стрелой, выполненной из трубы. Стрела удерживается на заданном вылете тягой. На платформе установлена реверсивная лебедка с червячным редуктором. Грузовой трос лебедки огибает блок на оголовке стрелы и подвижной блок грузовой обоймы, образуя полиспаст из двух ниток, и закрепляется на стреле. Чтобы грузовая обойма не ударилась при подъеме груза о стрелу, устанавливается рычаг концевого выключателя. При смещении этого рычага разъединяется электросеть двигателя. К платформе подвешивается противовес, частично разгружающий вертикальный вал от изгибающего момента.

Для строительных подъемников допускается ряд отступлений от общих требований, а именно:
а) ограждение шахты может быть выполнено тесом по всей высоте или на высоту не менее 2 м от уровня пола (земли) или площадок (настилов), прилегающих к шахте;
б) двери шахты могут быть сплошные деревянные без автоматических замков;
в) устройство приямка у шахты необязательно, клеть может садиться непосредственно на пол площадки;
г) у клетей, загружаемых с двух сторон, ограждение клети может быть выполнено только со стороны направляющих, устройство двери клети необязательно;
д) ловители устанавливаются в том случае, когда при загрузке или разгрузке клети в нее возможен вход людей; допускается взамен ловителей устройство приспособлений, поддерживающих клеть (платформу) в местах остановки;
е) при автоматической остановке клети в крайних рабочих положениях установка концевых выключателей необязательна; у подъемников с фрикционными лебедками устройство для автоматической остановки клети в нижнем рабочем положении необязательно;
ж) допускается установка аппаратов управления на нескольких площадках, однако при управлении подъемником с какой-либо из площадок аппараты управления, установленные на всех других площадках, должны отключаться;
з) допускается управление подъемником из машинного помещения; при этом рабочее место моториста должно быть размером не менее Ю00ХЮ00 мм, а механизм подъемника должен быть огражден.

У подъемников, устанавливаемых в трубчатых строительных лесах, грузоподъемностью до 250 кгс включительно, а также у мачтовых и передвижных (двустоечных) подъемников вместо клети может устанавливаться платформа, огражденная бортами, а со стороны направляющих — сплошными стенками. Высота бортов должна быть такова, чтобы при загрузке платформы мелким штучным грузом (кирпич, щебень и т. п.) весом, соответствующим номинальной грузоподъемности подъемника, они возвышались над этим грузом не менее чем на 50 мм. Платформы, на которые при их загрузке возможен вход людей, должны быть оборудованы перилами высотой не менее 1000 мм.

Подъемники с поворотной платформой должны быть оборудованы устройством, предотвращающим самопроизвольный поворот платформы.

Строительные подъемники, за исключением мачтовых, передвижных (двухстоеч-ных) и устанавливаемых в трубчатых строительных лесах, подлежат регистрации в органах надзора, а их техническое освидетельствование производится инженером-контролером (инспектором) в порядке, установленном для лифтов.

Мачтовые, передвижные (двухстоечные) подъемники, а также подъемники, устанавливаемые в трубчатых строительных лесах, в органах надзора не регистрируются, а заносятся в журнал учета грузоподъемных машин предприятия за присвоенным им номером. Техническое освидетельствование этих подъемников возлагается на администрацию строительства.

Рис. 1. Установка мачтового подъемника Т-37
а — расположение частей подъемника; б — схема запасовки каната для подъема; в — схема подъема мачты

Разборка подъемника выполняется в последовательности, обратной сборке:
— с помощью лебедки, монтажной стойки и грузовой платформы демонтируются и спускаются вниз последовательно одна за другой три верхние секции мачты длиной 18 м;
— на оставшейся части мачты укрепляется головная часть мачты; грузовая платформа опускается; трос лебедки укрепляется через монтажную обойму; болты, соединяющие мачту с опорной рамой, удаляются; с помощью лебедки мачта опускается в горизонтальное положение на козлы; в начале опускания мачты необходимо придерживать ее расчалками;
— опущенная мачта разбирается на отдельные секции. Продолжительность полной разборки подъемника при работе бригады в составе 5 человек равна:
— при высоте подъемника 18 м—8 час. при высоте подъемника 10 м — 1 час.

При использовании подъемника для штукатурных или малярных работ на фасадах необходимо очистить вдоль этой стороны здания горизонтальную площадку шириной 1,5 м и установить ручную лебедку для передвижения подъемника вдоль стены без его разборки; в этом случае мачту нужно придерживать расчалками, а грузовую платформу опускать в нижнее положение.

Устройство фундамента и установка опорной секции мачтового подъемника Т-41 производятся в такой последовательности:
— на месте установки подъемника подготовляется площадка, на которой устраивается кирпичный или бетонный фундамент под опорный башмак ни;жней секции мачты;
— на фундаменте устанавливается опорная секция мачты со вставленным головным блоком и тросом, протянутым через блок башмака опорной секции, лапу кронштейна и головной блок;
— башмак мачты укрепляется на фундаменте анкерными болтами; секция мачты прикрепляется к кронштейну, который устанавливается на высоте 3 м от уровня опорного башмака секции так, чтобы положение лапы кронштейна было строго по оси секции;
— снимаются с одной стороны направляющие ролики каретки и последняя заводится на мачту, после чего снова монтируются направляющие ролики;
— соединяется грузовой трос с кареткой кабины при помощи коуша и зажимов.

Монтаж секций мачты подъемника по мере необходимости производится при помощи монтажной стойки в следующем порядке:
— монтажную стойку устанавливают и закрепляют на кабине; с помощью ручной лебедки, смонтированной на монтажной стойке, грузят на кабину одну секцию мачты;
— кабину поднимают до крайнего положения и четырьмя фасонными болтами закрепляют на мачте;
— ослабляют грузовой трос, с помощью монтажной стойки и ручной лебедки снимают головную часть мачты и кладут ее на кабину;
— подвязывают секцию мачты, опускают ее, как показано на рис. 2, а, и вставляют головную часть мачты; к щекам головной части мачты прикрепляют ванты;
— поднимают вновь монтируемую секцию мачты и крепят на ней головной блок;
— новую секцию вставляют в смонтированную секцию, обращая внимание на правильность положения шипа и укрепляют секцию вантами; натягивают грузовой трос, открепляют кабину от мачты;
— отпускают трос ручной лебедки;
— отвязывают трос ручной лебедки от секции, для чего поднимают кабину на необходимую высоту и закрепляют болтами;
— проверяют правильность монтажа, для чего ненагруженную кабину поднимают до крайнего положения два-три раза.

Рис. 22. Установка мачтового подъемника Т-41
а — кабину с монтажной мачтой закрепляют на конец мачты и головной блок снимают; б — поднимают новую секцию и к ней крепят головной блок; в — новую секцию устанавливают на мачте

При наращивании подъемника необходимо помнить, что свободная длина мачты без закрепления верхнего конца не должна превышать 3 м.

При монтаже и демонтаже мачты для закрепления кабины следует пользоваться только специальными, поставляемыми с подъемником болтами.

Лебедка подъемника устанавливается на расстоянии до 10 м от мачты так, чтобы канат, идущий от барабана до нижнего блока, был направлен вдоль стены.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:
— под лебедкой устраивается деревянная рама из прочных брусьев, которая укрепляется анкерами, или бетонное основание с отверстиями для анкерных болтов;
— для прохождения каната от нижнего блока до лебедки устанавливается направляющий деревянный лоток;
— над лебедкой рекомендуется установить дощатую будку, внутренние размеры которой должны обеспечивать свободный проход вокруг лебедки.

Демонтаж подъемника производится в последовательности, обратной монтажу.

Перед началом работы подъемника необходимо:
— проверить все места крепления подъемника, лебедки, электродвигателя и ослабевшие крепления подтянуть;
— проверить состояние и надежность крепления грузового и аварийного канатов, а также правильность распределения витков грузового каната на барабане лебедки и направляющих блоках;
— проверить надежность крепления стеновых кронштейнов или расчалов;
— смазать все трущиеся части в соответствии с таблицей смазки, проверить наличие масла в редукторе лебедки, наполнить все колпачковые масленки смазкой;
— проверить состояние пусковых приборов (рубильника или магнитного пускателя) и наличие предохранителей в сети;
— поднять и опустить грузовую платформу без груза, проверив при этом исправность механизма ловителя;
— проверить действие световой и звуковой сигнализации; до включения рубильника проверить, не остались ли на лебедке и электродвигателе инструменты или какие-либо посторонние предметы;
— подъем и опускание груза производить плавно, без рывков; не допускать большого ослабления грузового каната во избежание образования петель, попадания их в механизмы лебедки и срабатывания ловителей;
— при опускании грузовой платформы при помощи зубчатофрикцион-ной лебедки выключать фрикцион, одновременно подтормаживая барабан тормозом, и не допускать резкого падения платформы и ее перегрузки.

Неисправности в работе подъемников и способы их устранения

Таблица 1
Неисправности в работе подъемника Т-37

Таблица 2
Неисправности в работе подъемника Т-41 и их устранение

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Грузоподъемные краны предприятий

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Строительные подъемники"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства