Колеса большинства грузовых автомобилей — дисковые, со съемными бортовыми кольцами. Диск и обод колеса соединены сваркой. Ободья колес плоские, разборные. Съемное бортовое кольцо обода необходимо для монтажа шины. Оно крепится замочным кольцом или же само может быть разрезным и в этом случае устанавливается на обод без замочного кольца. Диски колес крепятся к шпилькам ступиц гайками с конусной фаской. Чтобы гайки колес при движении автомобиля самопроизвольно не отвертывались, резьба шпилек и гаек правых колес — правая, левых — левая. Задние колеса — сдвоенные. Внутреннее колесо крепится колпачковыми гайками (футорками), имеющими внутреннюю и наружную резьбу; наружное колесо надевается на эти гайки и затягивается навернутыми на них внешними гайками с конусными фасками. У автомобиля КамАЗ колесо бездисковое, состоящее из спицевой ступицы и разъемного обода. У автомобиля ГАЗ-24 колеса дисковые, с приваренными неразборными ободьями, имеющими в средней части глубокую выемку для удобства монтажа шин. Такие ободья называются глубокими.
Рис. 1. Колеса и шины:
а — грузового автомобиля с плоским ободом, б — легкового автомобиля с глубоким ободом; 1 — покрышка, 2 — камера, 3 — ободная лента, 4 — диск колеса, 5 — съемное бортовое кольцо, 6 — замочное кольцо, 7 — борт, 8 — сердечник борта (проволочные кольца), 9 — боковина, 10— каркас, 11 — подушечный слой, 12 — протектор, 13 — вентиль
Шина легкового автомобиля, монтируемая на глубокий обод, состоит из покрышки и камеры, а шина грузового автомобиля, монтируемая на плоский обод, включает еще и ободную ленту. Находят применение также и другие виды шин — бескамерные, со съемным протектором и др.
На каждом автомобиле устанавливают шины определенного размера, в соответствии с которым их маркируют. Размер шин указывается в дюймах или миллиметрах двумя числами: первое обозначает ширину его профиля, второе — диаметр обода колеса, например: 9,00—20 в дюймах или 260—508 в миллиметрах. Радиальные шины данного размера обозначаются соответственно 9,00R —20 или в миллиметрах 260—508Р. Кроме того, на покрышке ставится клеймо с указанием завода, месяца, года выпуска и порядкового номера. Например: О VII 8346057539, где О — Омский завод, VII— июль, 83— год выпуска и далее номер покрышки.
Покрышка состоит из каркаса, бортов с сердечниками, подушечного слоя и протектора с боковинами.
Каркас покрышки является основной силовой частью шины и изготовляется из нескольких слоев прорезиненной прочной ткани — корда. В зависимости от расположения нитей корда в каркасе шины подразделяются на диагональные и радиальные. Последние более перспективны, так как обеспечивают большую устойчивость автомобиля, лучшее сцепление с дорогой и долговечнее диагональных примерно на 40%.
Борта предназначены для крепления покрышки на ободе колеса. Для повышения жесткости и прочности в них проложены проволочные кольца (сердечники).
Подушечный слой представляет собой резинотканевую прослойку, которая смягчает удары, передаваемые от протектора к каркасу, и предотвращает отслоение протектора о? каркаса. В радиальных шинах подушечный слой выполняется обычно из металлокорда.
Протектор, представляющий собой толстый слой износостойкой резины, непосредственно соприкасается с поверхностью дороги и для хорошего сцепления с ней имеет профилированную поверхность (рисунок протектора). В зависимости от условий эксплуатации шины могут иметь различный рисунок протектора: дорожный, универсальный, повышенной проходимости и зимний.
Боковины протектора представляют собой тонкий эластичный резиновый слой, предохраняющий боковые стенки каркаса от повреждений, влаги и пр.; на них указывается обозначение покрышки.
Камера автомобильной шины представляет собой полый замкнутый рукав, изготовленный из эластичной резины. Ее накачивают воздухом через закрепленный в ней вентиль — клапан, предотвращающий обратный выход воздуха из камеры. Вентиль закрывается колпачком, который одновременно служит ключом для завертывания золотника.
Ободную ленту помещают в покрышке между камерой и ободом колеса. Она предохраняет камеру от повреждения об обод и препятствует защемлению камеры при монтаже колеса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Колеса и шины автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы