Колодочные тормоза барабанного типа используют как колесные тормоза, так и трансмиссионные (центральные). Простота и легкость регулирования тормозов, величина создаваемого ими тормозного момента и характер износа тормозных накладок в значительной мере зависят от способа крепления колодок к опорному тормозному диску. Первую по направлению вращения от разжимного устройства колодку называют первичной, а следующую — вторичной. В колодочном тормозе с шарнирным креплением двух симметричных колодок на одной общей неподвижной опоре А действуют следующие силы: сила Р, прижимающая колодки к барабану; реакции У1 и У2 колодок; силы трения Хг и Х2 между колодками и барабаном.
Момент силы Хг относительно опоры колодок действует в ту же сторону, что и момент силы Р, и увеличивает прижатие первичной колодки. Момент силы Х2 направлен в обратную сторону по отношению к моменту силы Р и, следовательно, ослабляет прижатие к барабану вторичной колодки. Автомобиль тормозят почти всегда при его движении вперед. Поэтому первичная колодка будет постоянно находиться под действием большей силы трения и быстрее износится, чем вторичная. Поэтому для выравнивания износа фрикционную накладку на первичной колодке делают больших размеров, чем на вторичной. В таких тормозах невозможно индивидуальное регулирование положения нижних концов колодок.
В тормозах с креплением колодок на отдельных опорах возможна более точная регулировка. У тормозов с плавающими колодками последние при помощи шарнирных звеньев связаны нижними концами с общей опорой и автоматически устанавливаются в необходимое положение. В этих тормозах регулируют только верхние концы колодок. Такой способ крепления колодок обеспечивает более равномерный их износ по сравнению с колодками тормозов, описанных выше.
При размещении опор колодок на противоположных сторонах тормозного диска на обе колодки действуют одинаковые силы Р. Тогда моменты сил трения Х± и Х2 будут направлены в ту же сторону, что и моменты сил Р, и, следовательно,” обе колодки работают как первичные. Этот тормоз не создает дополнительных нагрузок на подшипники колес, так как силы, действующие на тормозной барабан, равны по величине и уравновешены в одинаковой степени. При прочих равных условиях тормоз этого типа дает больший тормозной момент по сравнению с моментом тормозов, выполненных по первым трем схемам. В процессе торможения при движении автомобиля задним ходом обе колодки работают как вторичные и тормозной момент заметно уменьшается.
Автомобили ГАЗ-63А, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 имеют барабанно-колодочные тормоза, конструкция которых соответствует схеме, показанной на рис. 2, б. Тормоза передних и задних колес в этом случае имеют одинаковую конструкцию, и отличаются лишь размерами деталей. У автомобиля ГАЗ-24 «Волга» по такой схеме выполнены лишь задние тормоза.
Тормозной диск заднего тормоза прикреплен к фланцу кожуха полуоси ведущего моста, а тормозной диск переднего тормоза — к фланцу поворотного кулака переднего моста. Пружина стягивает стальные тормозные колодки, свободно посаженные на опорных пальцах, которые закреплены в тормозном диске гайками. На наружных концах пальцев поставлены метки для регулирования и сделаны головки под ключ. В верхней части колодки опираются на эксцентрики, под которые поставлены фиксирующие пружиньт. Зазор между колодками и барабаном регулируют при помощи эксцентриков и надетых на опорные пальцы эксцентриковых бронзовых шайб. К трущимся поверхностям колодок прикреплены имеющие различный угол охвата накладки из прессованной асбестовой массы. Верхние концы колодок упираются в поршни гидравлического разжимного устройства 8. Экран защищает это устройство от нагревания теплом от тормозного барабана. От бокового смещения колодки удерживаются скобами с пластинчатыми пружинами. Тормозной барабан прикреплен к ступице колеса так, что его можно снимать для доступа к тормозу, не снимая ступицы. В чугунный обод тормозного барабана залит стальной диск.
В колесном тормозе автомобиля ЗИЛ-130 на эксцентриковых осях планкой и стопорными кольцами укреплены две литые чугунные колодки. Колодки могут разжиматься кулаком, который приводится в движение червяком через червячное колесо, посаженное на шлицевой части валика кулака. Червяк в свою очередь приводится в движение, от пневматической камеры через шток и рычаг. Тормоз регулируют при помощи этой червячной передачи.
Обе тормозные колодки прижимают к барабану при помощи отдельных колесных тормозных цилиндров и имеют неподвижные опоры в виде пальцев. При движении автомобиля вперед обе колодки во время торможения работают как первичные. Осями качания колодок служат эксцентриковые шайбы. Пружины отводят колодки от тормозных барабанов при прекращении торможения.
В тормозных механизмах автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ЗАЗ-966 «Запорожец» применены устройства для автоматического регулирования зазора между колодками и тормозными барабанами. Внутрь колесных цилиндров с натягом вставлено разрезное упорное кольцо. Поршень имеет замок в виде буртика, позволяющего поршню перемещаться относительно кольца 5 на 1,9—2;06 мм. Этого перемещения достаточно для нормальной работы тормозов. При увеличении в случае износа зазора между тормозными накладками и барабаном поршень во время торможения увлекает за собой упорное кольцо и перемещает его на величину этого зазора. При растормаживании поршень под действием стяжной пружины возвращается в исходное положение, а для перемещения упорного кольца силы этой пружины, равной 250 Н (25 кгс), недостаточно, так как для этого необходима сила в 500— 600 Н (50—60 кгс). Тормоз заднего колеса автомобиля ГАЗ-24 «Волга» выполнен по схеме, показанной на рис. 195, б, и имеет такое же автоматическое регулирование зазора между колодками и барабанами, как и тормоз переднего колеса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Колодочные тормоза барабанного типа"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы