Разделение труда внутри промышленного предприятия приводит к выделению основных и вспомогательных работ.
По принятой в СССР методологии к основным относятся работы, предусмотренные технологическим процессом изготовления основной продукции предприятия. Основной продукцией предприятия считается вся продукция, зачисленная по окончании производства в товарную. Рабочие цехов, выполняющие основные работы, относятся к основным рабочим предприятия. Вспомогательными рабочими считаются все рабочие вспомогательных цехов, а также рабочие основных производственных цехов, занятые обслуживанием рабочих мест (применительно к машиностроительному производству — рабочие транспорта, энергетики, складов и т. д.).
Уровень производительности труда в промышленности определяется по выработке продукции на одного среднесуточного работающего.
Поэтому большой удельный вес вспомогательных рабочих в общем списочном составе предприятия существенно влияет на общий показатель производительности и обычно характеризует несовершенство организации производства и труда.
Общая численность вспомогательных рабочих в нашей промышленности достигает И млн. человек, что составляет примерно половину всех рабочих, занятых в промышленности. В машиностроении из 7 млн. рабочих около 50% составляют вспомогательные рабочие.
Механизация и правильная организация вспомогательных работ, в том числе погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских, позволяют высвободить большой процент вспомогательных рабочих и, таким образом, значительно повысить общий уровень производительности труда на предприятиях.
В процессе обращения разных грузов на промышленном предприятии, начиная с поступления сырья и исходных материалов и кончая отправкой готовой продукции потребителю, производятся различные погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы (ПРТС), связанные с перемещением масс грузов.
При этом под общим термином «груз» понимаются любые материалы и предметы, подвергающиеся погрузке, выгрузке, транспортированию или складированию: сырье, топливо, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, детали, узлы, комплектующее оборудование, готовая продукция, тара, отходы производства и пр.
Погрузочно-разгрузочные работы представляют собой различные операции перемещения груза, а совокупность всех этих операций составляет процесс перемещения груза. К операциям перемещения следует относить все рабочие приемы, связанные с изменением положения груза в пространстве и не вызывающие при этом изменений физических свойств и качества груза.
Операция перемещения представляет собой комплекс рабочих приемов, выполняемых с грузом от момента захвата его рабочим органом машины (или руками человека) до момента освобождения (оставления или отправления) груза. Очевидно, что процессы перемещения могут быть простыми и сложными. Примером простого процесса перемещения, состоящего из одной операции, может служить перегрузка контейнера с железнодорожной платформы на площадку промышленного предприятия. Более сложным процессом перемещения является, например, доставка металла с заводского склада в цех, включающая операции отгрузки порции металла со склада, транспортирования со склада в цех и выгрузки металла в цехе.
Современные средства комплексной механизации позволяют с помощью одного агрегата, например электропогрузчика, выполнить ряд операций в сложных процессах перемещения грузов. В современном производстве имеют место случаи совмещения операций перемещения с технологическими, контрольными и учетными операциями, например на комплексно-механизированных и автоматизированных складах с помощью крановых весов совмещаются операции перемещения с операцией взвешивания, а применение фотоэлементов при перемещении грузов конвейерами позволяет совмещать операции перемещения с учетными операциями и т. п.
В зависимости от задачи проектирования процесс перемещения рассматривается в определенных границах того или иного участка, например в узких границах перегрузочного пункта, фронта одного склада или в более широких границах — целого цеха или промышленного предприятия и даже в пределах от предприятия-производителя до предприятия-потребителя. Однако во всех случаях независимо от масштаба и границ участка начальные и конечные операции связаны с погрузочно-разгрузочными работами по приему и выдаче груза на рассматриваемом участке.
Таким образом, рассматриваемый процесс в комплексе представляет собой цепочку выполняемых в определенной последовательности операций перемещения груза, связанную начальной и конечной операциями с внешними, примыкающими к рассматриваемому участку операциями, которые в значительной степени могут определять условия организации и механизации всего процесса перемещения в целом.
Для определенности дальнейшего изложения требуется уточнить ряд положений, формулировок и терминов, что имеет целью упорядочение терминологии и уточнение технической сущности и прикладного значения формулировок и терминов в практике проектирования и расчетов систем комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ.
В первую очередь следует остановиться на понятиях «грузопоток», «грузопереработка» и «грузооборот».
Грузопоток является основным показателем, характеризующим процесс перемещения на рассматриваемом участке не только с количественной, но и с организационной стороны. Грузопотоки различаются по виду и характеристике грузов, направлению перемещения и мощности (интенсивности) грузопотока. Так, например, рассматриваются грузопотоки различных видов сырья, исходных материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.
Грузопоток определенного вида груза, поступающего извне на промышленное предприятие или отправляемого с предприятия, может полностью пропускаться через склад предприятия или только частично, при этом остальная часть груза направляется транзитом непосредственно на производство или на внешний тоанспоот.
На рис. 1 представлено расчленение общего грузопотока Qn0CT определенного груза, поступающего с внешнего транспорта, на грузопоток направляемый на склад, а затем со склада на производство, и грузопоток, непосредственно (прямо) направляемый с внешнего транспорта на производство. Таким же образом может быть представлено разделение общего грузопотока по отправлению груза с производства на разветвляющиеся грузопотоки: грузопоток, перерабатываемый через склад готовой продукции, и прямой грузопоток, направляющийся с производства непосредственно на внешний транспорт, минуя склад. С производства выходит обычно также и грузопоток отходов Q0TX, вместе с которым общий грузопоток отправления по величине соответствует общему грузопотоку поступления.
Рис. 1. Схема расчленения грузопотоков
На рис. 2 представлена примерная схема грузопотоков машиностроительного завода. На схеме грузопотоки наглядно показаны лентами, ширина которых характеризует мощность грузопотоков. Кроме того, мощность, например, суточных грузопотоков может быть указана цифрами (на схеме в кружках). Направления грузопотоков указываются стрелками в местах входа в цех (склад). Маршруты перемещения однородных грузов для наглядности выделяют условной штриховкой соответствующих полос грузопотоков. На схеме могут быть показаны расстояния перемещения грузов на маршрутах в метрах, а также намечаемая последовательность грузопотоков по ходу технологического процесса (на схеме указана римскими цифрами).
Рассмотрение схемы позволяет выявить участки наибольшего сгущения грузопотоков, наличие встречных или пересекающихся грузопотоков, а также излишне дальние перемещения и другие показатели, необходимые при анализе грузопотоков промышленного предприятия.
В процессе перемещения грузов характер грузопотоков изменяется, они расчленяются и соединяются, возникают новые грузопотоки. Эти изменения связаны с изменением характеристики грузов (их габаритов, массы, конфигурации и пр.), а также с переменным режимом перемещений.
Рис. 2. Схема грузопотоков машиностроительного завода
Характерное расчленение грузопотоков имеет место на общезаводских складах, снабжающих предметами обработки несколько различных производственных участков и цехов. В этих случаях каждый из грузопотоков, выходящих из склада, отличается один от другого по характеру грузов и их адресованию, интенсивности перемещения, отвечающей режиму доставки грузов по требованию производственных цехов, а также по величине транспортных партий и соответственно по способам перемещения грузов.
Вторичное расчленение грузопотоков происходит в цеховом складе при выдаче грузов на технологические участки или непосредственно на участке перед подачей на обработку в тех случаях, когда доставка грузов с общезаводского склада производится на технологические участки, минуя цеховой склад.
В дальнейшем по ходу производственного процесса может иметь место соединение грузопотоков. Например, при поступлении готовых деталей с участков обработки в цеховой склад и далее на сборку. Затем возникают новые грузопотоки, связанные с отправкой готовой продукции на склад и далее на внешний транспорт.
Схема грузопотоков и изменения их характера в процессах перемещения грузов на промышленных предприятиях оказывают весьма существенное влияние на решение вопросов рациональной организации и комплексной механизации ПРТС-работ.
Кроме изменений, упомянутых ранее, на каждом грузопотоке могут возникнуть изменения, специфические для конкретных условий перемещения грузов на промышленном предприятии. Такие изменения вызываются специальными техническими и технологическими требованиями по приему, складированию и отправке грузов, по соблюдению ритма перемещения груза определенными транспортными партиями при обусловленной величине промежуточных емкостей (в рабочих заделах и промежуточных складах), а также расстановкой основного технологического оборудования и условиями его обслуживания средствами механизации.
Изменения в характере грузопотока могут привести к изменению характера отдельных операций, а также к включению дополнительных операций в процесс перемещения.
Грузопереработка, имея те же единицы измерения, что и грузопоток, отличается от последнего своей технологической сущностью и обычно значительно большей по сравнению с грузопотоком величиной.
Рассматривая, например, грузопоток сортового металла, поступающего на машиностроительный завод по железной дороге, можно предусматривать, что до первой технологической операции по разделке металла на заготовки сортовой металл претерпевает ряд операций перемещения. Процесс перемещения начинается с выгрузки металла с железной дороги на приемную площадку склада, второй операцией обычно является складирование, третьей операцией осуществляется отгрузка со склада на межцеховой транспорт и доставка на склад заготовительного отделения, где четвертой операцией производится прием партии металла на складе отделения для последующего выполнения пятой операции по отгрузке металла со склада к технологическому оборудованию для разделки на заготовки.
Грузооборот является одним из основных показателей, характеризующих промышленный объект или транспортный узел. Грузооборот представляет собой общий вес отправляемых, прибывающих и проходящих транзитом грузов. Термин «грузооборот» широко распространен на транспорте, где служит основным показателем общего объема перевозок, представляя совокупность выполняемых транспортом грузовых перевозок.
Следует остановиться также на развернутом понятии комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ.
В зависимости от способа выполнения работ и полноты охвата их средствами механизации и автоматизации различают ручные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и комплексно-автоматизированные ПРТС-работы.
К ручным относят работы, выполняемые человеком вручную или с помощью простейших ручных механизмов: блоков, талей, лебедок и пр.
Механизированными считают такие работы, при которых основные операции процесса перемещения выполняются средствами механизации. При этом могут оставаться ручными не только управление машинами, но и различные вспомогательные операции, открывание и закрывание люков полувагонов, за-стропка и отстропка грузов, очистка подвижного состава от остатков груза и пр.
Комплексная механизация предусматривает такую систему механизации, при которой все основные и трудоемкие вспомогательные операции рассматриваемого процесса выполняются рационально подобранными современными средствами механизации в увязке с механизацией смежных участков. При комплексной механизации ПРТС-работ могут оставаться ручными не только управление машинами, но и некоторые нетрудоемкие вспомогательные операции, для механизации которых нет еще целесообразных и рентабельных средств. На промышленных предприятиях комплексная механизация процесса перемещения грузов представляет собой систему взаимосвязанных машин, устройств и приспособлений, обеспечивающую выполнение операций перемещения, обусловленных требованиями технологического процесса производства.
Система комплексной механизации, как «объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов», поддается расчетам при проектировании именно благодаря наличию закономерных связей между составляющими средствами механизации.
Современная обобщенная методика проектирования и расчета систем комплексной механизации ПРТС-работ базируется на общности закономерностей в выборе средств механизации в зависимости от ряда решающих факторов, а также на закономерных связях между собой применяемых средств механизации, облегчающих рациональную компоновку системы комплексной механизации.
В отличие от термина «система» под термином «схема» комплексной механизации следует понимать лишь графическое изображение основного принципа при том или ином варианте механизации, где главные элементы системы представлены условными обозначениями.
Автоматизированными считают ПРТС-работы, в которых отдельные механизированные операции выполняется в автоматическом режиме, без участия человека. Человеком при этом выполняются лишь наладка оборудования и контроль за протекающими автоматически операциями.
При комплексной автоматизации на рассматриваемом участке все операции комплекса работ выполняются автоматически; за оператором остаются только функции контроля, он вмешивается в процесс тогда, когда фактические параметры процесса перемещения грузов (скорость движения механизмов, направление пути перемещения грузов и пр.) отличаются от заданных. На высшей стадии комплексной автоматизации ПРТС-работ, связанной с применением самонастраивающихся и саморегулирующихся (адаптивных) систем, может осуществляться оптимальное управление процессами перемещения грузов по критериям времени или эксплуатационных (приведенных) затрат.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы