На автомобиле установлено сухое однодисковое сцепление с наружным диаметром 170 мм.
В случае замены сцепления ограничиваются его статической балансировкой. В запасные части сцепление поставляется статически отбалансированным.
Управление сцеплением МеМЗ-966Г осуществляется при помощи гидравлического привода выключения от ножной педали, а сцеплением МеМЗ-966В — механическим тросовым приводом.
Сцепление состоит из двух основных частей: нажимного диска в сборе с кожухом и рычагами выключения сцепления и ведомого диска. Диски заключены в литой картер, имеющий форму колокола.
Механизм сцепления соединен с маховиком двигателя с помощью двух установочных штифтов и шести болтов с пружинными шайбами.
Нажимной диск с кожухом в сборе. Механизм сцепления размещен в штампованном стальном кожухе, в точно расположенных прямоугольных окна кожуха входят выступы чугунного нажимного диска. Ведомый диск сцепления зажат между нажимным диском и маховиком усилием шести нажимных цилиндрических пружин. Между нажимным диском нажимными пружинами установлены термоизоляционные прокладки, изготовленные из прессованного фенопласта.
Три стальных штампованных отжимных рычага имеют прямоугольные окна и качаются на упорных стойках, приклепанных к кожуху. Пальцы нажимного диска свободно входят в отверстия диска и в фигурное отверстие рычага. На пальцы установлены термообработанные опорные шайбы, опирающиеся на цилиндрическую выштамповку рычагов, и навернуты регулировочные гайки. В прорези на концах рычагов о входят выступы стальной цианированной пяты, которая прикреплена к рычагам соединительными звеньями пружины.
Рис. 1. Сцепление:
1 — картер сцепления; 2 — маховик; 3 — ведомый диск сцепления; 4 — нажимной диск сцепления; 5 — манжета; 6 — подшипник; 7 — маслоотражатель; 8 — вал сцепления; 9 — упорная втулка подшипника; 10 — подпятник выключения сцепления; 11, 14 — нижняя и верхняя втулки оси; 12 — вилка выключения; 13 — возвратная пружина вилки выключения; 15 — ось вилки с рычагом в сборе; 16 — пружинное кольцо; 17 — регулировочная шайба; 18 — соединительное звено; 19 — стопор манжеты; 20 — клин крепления вилки; 21 — стопорная шайба; 22 — гайка; 23 — роликовый подшипник вала сцепления; 24 — сальник подшипника; 25 — заглушка; 26 — болт маховика; 27 — вилка выключения сцепления; 28 — чехол вилки выключения сцепления; 29 — ось вилки; 30 — кронштейн вилки; 31 — крышка люка; 32 — прокладка крышки люка картера сцепления; I — механизм переключения сцепления МеМЗ-966В.
Рис. 2. Нажимной диск сцепления с кожухом в сборе:
1 — кожух в сборе; 2 — нажимной диск с тремя выступами; 3 — опорная шайба регулировочной гайки; 4 — регулировочная гайка; 5 — палец нажимного диска; 6 — рычаг нажимного диска; 7 — пружина пяты в сборе; 8 — пята рычагов; 9 — стакан нажимной пружины сцепления; 10 — нажимная пружина; 11 — термоизоляционная прокладка; 12 — упорная стойка рычага; 13 — заклепка; а — контрольные отверстия; б — метки на кожухе и диске при статической балансировке; в – отверстия диаметром 8,5 мм с расстоянием между центрами не менее 12,5 мм сверлить при статической балансировке; А — перед регулировкой биения пяты выбрать зазор между стойкой и рычагом в сопряжении “А”
Положение пяты рычагов в период эксплуатации не регулируется. Оно фиксируется при заводской сборке или при ремонтных работах.
Нажимной диск с кожухом в сборе балансируется статически, допускаемый дисбаланс составляет не более 40 г-см.
Ведомый диск передает вращение от двигателя на вал сцепления. К диску приклепаны стальными заклепками восемь пружинных пластин с волнистой поверхностью. На пластинах с двух сторон при помощи алюминиевых заклепок закреплены независимо одна от другой фрикционные накладки.
Заклепки вставлены со стороны накладки, которую они крепят, и расклепаны на пружинных пластинах. Головки заклепок утопают относительно рабочей поверх ности накладок на 1. . .1,6 мм. При таком креплении фрикционные накладки могут несколько раздвигаться вследствие прогиба пружинных пластин, которые выпрямляются при включенном сцеплении и изгибаются снова при выключенном, когда ведомый диск не зажат рабочим усилием нажимных пружин — это обеспечивает плавность включения.
Рис. 3. Ведомый диск сцепления в сборе:
1 — Фрикционная накладка; 2,4,6- заклепки; 3 — пружинная пластина; — диск; 7 — ступица; В — размер в свободном состоянии; Г — размер в сжатом состоянии под давлением нажимных пружин
Картер сцепления — колоколообразный и изготовлен из магниевого сплава MЛ-5. Центрирование картера сцепления относительно картера двигателя осуществляется кольцевой проточкой диаметром 278+0’05 мм и глубиной 5…5,5 мм. Посадочные места картера сцепления и картера коробки передач обрабатываются совместно, поэтому картер сцепления не взаимозаменяем. Крепление картера сцепления к картеру коробки осуществляется на восемь шпилек с гайками, центрирование — на два контрольных штифта; между картером сцепления и картером коробки ставится прокладка, которая с двух сторон смазывается уплотняющей пастой УН-25 по ТУ 6-10-1284-72.
Для предотвращения проникновения смазки из картера коробки передач в полость картера сцепления в центральное отверстие в задней стенке картера сцепления запрессована манжета. На внутренней поверхности задней стенки картера имеются приливы, в отверстия которых установлены полиамидные втулки, в которые вставлена ось вилки выключения сцепления. Ее осевое перемещение устанавливается 0,1…0,5 мм подбором шайб и ограничивается пружинным кольцом. На оси устанавливается вилка выключения, которая крепится распорным клином с пружинной шайбой и гайкой.
Возвратная пружина осуществляет возврат вилки с осью вилки рычага при включении сцепления и обеспечивает свободный ход педали сцепления. Пружина свободно надета на ось вилки, одним концом упирается в стенку картера, а другим (специальным усом) захватывает вилку. В растворе вилки шарнирно установлен выжимной подпятник выключения сцепления.
Свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления определяет зазор между графитовым подшипником и пятой отжимных рычагов. Этот зазор равен примерно 2,4. . .3,4 мм. При недостаточной величине зазора или его отсутствии торец графитового подшипника будет контактировать с пятой, что не даст возможность полностью прижать нажимной диск к ведомому. В результате неизбежна пробуксовка сцепления и, как следствие, быстрый износ подпятника. Если указанный зазор слишком велик, то это приводит к неполному выключению сцепления (сцепление “ведет”), что затрудняет переключение передач, может вызвать поломку зубьев шестерен и повышенный износ блокирующих колец синхронизатора коробки передач. По мере износа фрикционных накладок сцепления толщина ведомого диска уменьшается. Нажимной диск при этом приближается к маховику, и зазор между пятой и подпятником, а следовательно, и свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления и педали сцепления уменьшаются. Ни в коем случае нельзя регулировать величину свободного хода вращением гаек и пальцев — это может привести к перекосу пяты 8 и отжимных рычагов. Перекос пяты и рычагов в свою очередь вызовет при выключении сцепления перекос нажимного диска, что затруднит выключение сцепления, и сцепление начинает “вести”, затрудняя переключение передач.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструктивные особенности сцепления автомобиля "Запорожец""
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы