Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Агрегаты автомобилей "Запорожец"

Публикация:
   Ремонт коробки передач и главной передачи с дифференциалом

Читать далее:




Ремонт коробки передач и главной передачи с дифференциалом

Внешними признаками, определяющими потребность в проверке коробки передач главной передачи и дифференциала, являются повышенный шум при движении автомобиля, плохое включение, а также самовыключение передач. Следуеттакже иметь в виду,что износ колец синхронизатора проявляется постепенно, не приводит к отказу коробки передач в работе, но тем не менее приводит к износу более ответственных деталей, к каким следует отнести венец синхронизатора шестерен, муфты и др. Поэтому своевременная замена изношенных колец синхронизатора способствует продлению общего срока службы коробки передач и предотвращает проведение впоследствии более трудоемких и дорогостоящих работ

При определении неисправностей следует по возможности избегать даже частичной разборки. Но если разборка неизбежна, то при сборке коробки передач нужно следить, чтобы все ее основные детали, если они не заменялись, были установлены на места и положения, в которых эти детали находились до разборки.

Разборка коробки передач дифференциала. При разборке и последующей сборке необходимо иметь приспособление для крепления коробки передач, съемник подшипника дифференциала, торцовые-ключи с набором головбк 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с головкой 17, 30 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертку, выколотку, контрольные приспособления для подбора толщины регулировочной шайбы.

Рис. 1. Приспособление для сборки и разборки коробки передач

Рис. 2. Съемник подшипника дифференциала:
1 — упор; 2 — лапка; 3 — втулка с маховиком; 4 — винт; 5 — рукоятка

Коробку передач и дифференциал рекомендуется собирать в следующей последовательности:
— установить коробку на приспособление, постукивая по специальным приливам, снять заднюю и верхнюю крышки стараясь не повредить прокладки;
— отвернуть гайки крепления картера сцепления и легким постукиванием снять его;
— отвернуть гайки крепления корпусов подшипников дифференциала; пользуясь выколоткой, выпрессовать корпус подшипников дифференциала и вынуть дифференциал;
— установить корпус дифференциала в сборе в тиски и, пользуясь съемником, снять внутренние обоймы конических подшипников, отогнуть усы стопорной шайбы и снять скобу;
— отвернуть восемь болтов и легким постукиванием снять ведомую шестерню главной передачи, крышку дифференциала, шестерню полуоси и регулировочную прокладку;
— выпрессовать палец сателлитов, вынуть шестерни сателлитов, вторую шестерню полуоси и опорную шайбу шестерни полуоси;
— вывернуть регулировочные гайки из корпусов подшипников дифференциала и выпрессовать наружные обоймы конических подшипников;
— снять крышку фиксаторов пружины и шарики. Отогнуть ус стопорной шайбы болта крепления вилки заднего хода, вывернуть болт и, слегка поворачивая, вынуть шток переключения заднего хода из картера, снять вилку;
— отогнуть замковую шайбу на ведущем валу и вынуть шплинт гайки ведомого вала. Включить II передачу и вручную ввести в зацепление блок шестерен заднего хода, отвернуть гайки первичного и вторичного валов, снять ведущие шестерни II передачи и привода редуктора спидометра;
— отогнуть стопор болта крепления вилки III и IV передач, отвернуть болт и вынуть шток переключения; после этого отвернуть болт крепления вилки I передачи, вынуть шток с вилкой включения II передачи, муфтой и ступицей II передачи;
— снять ведомую шестерню II передачи, втулку и упорное кольцо;
— выколоткой из мягкого металла со стороны дифференциала выбить ведущий вал, снять подшипник со стопорным кольцом и вынуть ведущий вал из картера коробки. Спрессовать сведущего вала ведущую шестер. ню 8 IV передачи, снять стопорное кольцо и спрессовать подшипник с ведущей шестерни IV передачи. Снять стопорное кольцо с подшипника;
— отвернуть стопорный болт оси блока шестерен заднего хода и мягкой выколоткой выбить ось из картера коробки передач;
— зачистить напильником гнездо упора стопорного болта во избежание задира втулки блока, снять блок шестерен заднего хода с оси и вынуть ось из картера коробки;
— слегка постукивая мягкой выколоткой в сторону дифференциала, вынуть ведущую шестерню главной передачи, ведомые шестерни III (25), IV (18) передач, втулки, ступицу, муфту и ведомую шестерню I передачи из картера коробки передач. Спрессовать роликовый подшипник с ведомого вала;
— втулки шестерен и кольца синхронизаторов пометить по шестерням, перестановка их не рекомендуется;
— снять стопорную проволоку отвернуть болты, снять крышку подшипника и мягкой выколоткой выбить двухрядный упорный подшипник из картера коробки.

Снять редуктор I привода спидометра и вынуть ползун из задней крышки.

Проверка состояния деталей коробки передач и дифференциала. После разборки коробки передач и дифференциала детали следует промыть и проверить их состояние с учетом монтажных и допустимых зазоров в эксплуатации.

Износ шлицов муфт включения III и IV передач, а также торцевой износ I передачи и блока шестерен заднего хода замеру не поддаются, поэтому пригодность этих деталей определяется внешним осмотром.

Задняя крышка коробки передач. Уплотняющая поверхность крышки не должна иметь забоин, рисок или трещин. При обнаружении трещин их нужно заварить или заменить крышку. Зазор между отверстием и ползуном не должен превышать 0,30 мм. При большом зазоре можно отремонтировать крышку запрессовкой новой втулки с последующей разверткой до номинального размера. Перед запрессовкой втулки крышку надо нагреть до температуры 90…100 °С.

Подшипники. Вращение подшипников должно быть плавным, бесшумным. На беговых дорожках внутренних и наружных обойм на шариках или роликах не должно быть выкрашиваний металла (питтинга).

При обнаружении выкрашиваний на беговых дорожках внутренних или наружных обойм, на шариках или роликах подшипники следует заменить. Максимально допустимый радиальный люфт подшипников 0,05 мм, а осевой — только у двухрядного упорного подшипника 166805А — 0,05 мм.

Кольца синхронизаторов. Для удовлетворительной работы синхронизатора блокирующие кольца должны плотно садиться на конические поверхности шестерен. Для проверки посадки кольца надо на конусе шестерни нанести мягким карандашом несколько рисок по образующим конуса, расположив их равномерно по окружности. Затем нужно надеть на коническую поверхность блокирующее кольцо и, прижимая его рукой, повернуть несколько раз. Если после этого риски окажутся стертыми не менее чем на 0,6 длины, посадку кольца можно считать достаточно хорошей.

Зазор между торцами каждого блокирующего кольца, надетого на коническую поверхность, и соответствующим венцом синхронизатора шестерни для новых колец должен быть равен 1,15…1,73 мм, а для колец, бывших в употреблении, — не менее 0,5 мм. Если зазор меньше — коническая поверхность блокирующего кольца слишком изношена.

Рис. 3. Ремонт задней крышки:
1 — задняя крышка; 2 – втулка; Б – задняя крышка коробки МеМЗ-966В; В – задняя крышка коробки МеМЗ-966Г: М – размеры от контрольных штифов для расточки отверстий диаметром 21 и 23 мм. Материал втулки чугуна СЧ- 18- 36

Втулки ведомых шестерен II, III и IV передач. Рабочие поверхности втулок не должны иметь кольцевых рисок, забоин и следов прихвата. При наличии одного из указанных дефектов втулки надо заменить.

Детали дифференциала не должны иметь задиров, прихватов и забоин. Имеющиеся забоины и небольшие прихваты нужно зачистить. При значительном повреждении детали ремонту не подлежат и требуют замены.

Зубья шестерен коробки передач и главной передачи не должны иметь выкрашиваний и наволакиваний металла на поверхности. Шестерни нужно заменить, если указанные дефекты занимают 10% поверхности зуба хотя бы на двух зубьях шестерен. Контакты шлицев муфт переключения II, III и IV передач с соответствующими шлицами венцов синхронизатора шестерен не должны выходить за кромку зубьев. При наличии указанного дефекта следует заменить одну из сопрягаемых или обе детали.

При наличии забоин и сколов на торцах шлицев муфт переключения II, III и IV передач муфту нужно заменить. Торцы зубьев ведущей и ведомой шестерни I передачи, а также торцы блока шестерен заднего хода не должны иметь сколов и забоин. При незначительных забоинах и сколах торцы следует зачистить. При сколах металла на торцах зубьев более 1,5 мм шестерни нужно заменить.

Замки нижнего и верхнего штоков и толкатель замков блокировочного устройства для предотвращения включения одновременно двух передач не должны иметь износа более 0,1 мм. При большем износе замки и толкатель необходимо заменить.

Манжету вала сцепления, чехол ползуна и вилки, уп-лотнительные кольца под корпуса подшипников дифференциала при потере эластичности или разрушении следует заменить.

Сборка коробки передач и дифференциала производится в последовательности, обратной разборке. При этом все рабочие поверхности необходимо смазать маслом для двигателя, а уплотняющие поверхности и прокладки — уплотняющей пастой УН-25.

При сборке главной передачи ведущую шестерню необходимо установить относительно ведомой с учетом поправки на монтажное расстояние, в этом случае будет достигнуто правильное расположение пятна контакта зубьев и его желательная форма. Для правильной установки ведущей шестерни главной передачи по контрольному размеру необходимо выполнить следующие операции:
— запрессовать двухрядный шариковый упорный подшипник в картер коробки, установить крышку подшипника, закрепить ее болтами и застопорить болты стопорной проволокой;
— напрессовать на хвостовик ведущей шестерни главной передачи, который является вторичным валом коробки передач, роликовый подшипник установить регулировочную и упорную шайбы. Регулировочную шайбу установить между внутренней обоймой подшипника и упорной шайбой;
— установить в картер коробки набор из деталей, уКа занных на рис. 94, запрессовать ведомый вал с подщипником в гнезда картера и затянуть гайку ведущего вала главной передачи;
— проверить контрольный размер Б. Для измерения фактического размера А при сборке ведущей шестерни главной передачи следует применять контрольное приспособление. Для этого установить контрольное приспособление на эталон настройки по размеру 58,2, задать натяг показания индикатора 0,5. 1,0 мм, совместить стрелку индикатора с нулем;
— установить оправку со втулкой в отверстия под корпуса подшипников дифференциала картера коробки и контрольным приспособлением определить действительный размер А от торца ведущей
— в случае отсутствия контрольного приспособления монтажное расстояние А допускается установить и проверить по размеру В = 8,2 мм. Для этого следует установить картер коробки передач, собранный с деталями согласно рис. 95 вертикально, в гнезда под корпуса подшипников дифференциала уложить оправку диаметром 40. . .60 мм и длиной 190. . .200 мм;
— при помощи набора измерительных плиток или щупа проверить, а при необходимости установить размер В, выполнив необходимые операции, как указано выше;
— проверив контрольный размер А, отвернуть гайку и, слегка постукивая мягкой выколоткой, вынуть ведущую шестерню главной передачи, обязательно пометив втулки;
— перестановка их не допускается;
— проверить осевой разбег шестерен II, III и IV передач на втулках, который должен быть 0,26 . . . 0,39 мм;
— укомплектовать набор, состоящий из ведомой шестерни IV передачи с кольцом синхронизатора, ступицы муфты синхронизатора III и IV передач в сборе с муфтой включения, пружинами, сухариками и ведомой шестерней I передачи, ведомой шестерни III передачи с кольцом синхронизатора, втулкой и упорной шайбой. При установке колец синхронизаторов проследить, чтобы сухарики муфты
— синхронизаторов зашли в прорези кольца синхронизатора;
— надеть на хвостовик ведущей шестерни втулку IV передачи, ввести ведущую шестерню и набор шестерен в картер коробки, слегка покачивая ведущую шестерню главной передачи и, подправляя набор, совместить паз на валу со шпонкой в ступице и направить вал во внутреннюю обойму двухрядного упорного шарикового подшипника. Запрессовать ведущую шестерню главной передачи с подшипником в гнездо картера;
— ввести блок шестерен заднего хода в картер коробки, запрессовать ось и закрепить ее стопорным болтом. Вставить вилки первой, третьей и четвертой передач в пазы муфты и шестерни I передачи;
— установить ведущий вал в картер коробки, ведущую и ведомую шестерни II передачи на ведущий и ведомый валы. Установить вилку включения II передачи в паз муфты и совместно с муфтой и ступицей поставить шток переключения I и II передач в картер и одновременно надеть вилку I передачи на шток, закрепить болтом и законтрить отгибной шайбой. Ступицу на ведомый вал нужно устанавливать углубленной торцевой проточкой к ведомой шестерне II передачи, установка ступицы обратной стороной приведет к поломке кольца синхронизатора;
— установить на вторичный вал упорную шайбу сухарей, шестерню привода редуктора спидометра, закрепить гайкой и установить шплинт;
— установить на ведущий вал замковую шайбу, затянуть гайку и отогнуть шайбу на грань гайки;
— поставить замок нижнего штока в картер коробки, в отверстие штока вилки переключения III и IV передачи установить толкатель замков и установить шток в картер, совместив отверстие вилки переключения III и IV передачи со штоком, завернуть болт крепления и законтрить отгибной шайбой;
— установить шарик замка, шток вилки переключения заднего хода в картер и собрать шток с вилкой, затянуть болт и законтрить отгибной шайбой;
— установить фиксаторы, пружины, смазать прокладку уплотняющей пастой, установить крышку фиксаторов и закрепить ее гайками;
— проверить легкость вращения шестерен, прокрутив ведущий вал вручную.

Рис. 4. Правильное (а, б) и недопустимое (в, г, д, е, лг) расположения пятна контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи:
а — пятно на стороне зуба, соответствующее движению автомобиля вперед; б — то же, назад; в — пятно на внешней половине зуба; г — пятно выходит на внешний торец зуба; д — пятно раздвоено; е – пятно выходит на внешнюю кромку зуба; ж – пятно расположено у основания зуба. Недопустимо также бегающее пятно контакта (восьмерка) , вызываемое короблением зуба

Рис. 5. Установка ведущей шестерни главной передачи:
1 — картер коробки; 2 — ведущая шестерня главной передачи; 3 —

Рис. 6. Контрольное приспособление для подбора толщины регулировочной шайбы:
1 — эталон настройки размера 58,2; 2 — контрольное приспособление с индикатором; 3 — втулка; 4 — оправка с втулкой

Рис. 7. Ключ для заворачивания регулировочной гайки ведомой шестерни главной

Рис. 8. Схема расположения подшипников и манжет силового агрегата

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Агрегаты автомобилей "Запорожец"

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Ремонт коробки передач и главной передачи с дифференциалом"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства