Двигатели ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 являются двухтактными двигателями с воспламенением от сжатия. Полный рабочий цикл осуществляется за один оборот коленчатого вала.
На рис. 1 показан рабочий процесс, протекающий в каждом цилиндре двигателя.
Воздух, необходимый для сгорания топлива в цилиндрах двигателя, подается специальным воздушным нагнетателем. Из нагнетателя воздух под давлением до 0,5 кг/см2 поступает в воздушную камеру блока цилиндров, окружающую цилиндры. При движении поршня к нижней мертвой точке (н. м. т.) он открывает продувочные окна, сообщая воздушную камеру блока с цилиндром.
При ходе поршня вверх от н.м.г. продувочные окна закрываются поршнем, после чего начинается сжатие воздуха. Давление конца сжатия при подходе поршня к верхней мертвой точке (в.м.т) достигает 50 кг/см2, причем воздух нагревается до температуры 600—700°С.
При положении поршня около в.м.т. за 14° при максимальной подаче топлива при установке насос-форсунки АР-20, за 19° при установке насос-форсунки АР-21 и за 17° при установке насос-форсунки АР-23А) в сжатый и нагретый воздух впрыскивается топливо под высоким давлением.
Камера сгорания двигателей выполнена в поршне и имеет форму, обеспечивающую равномерное распределение в воздухе топлива, впрыскиваемого насос-форсункой с многодырчатым распылителем.
Вихревые движения воздуха, создаваемые при продувке, сохраняются в течение хода сжатия и способствуют улучшению сгорания топлива. Вследствие высокой температуры сжатого воздуха и интенсивного вихреобразования впрыскиваемое в цилиндры топливо быстро воспламеняется, и давление в цилиндре возрастает до 67—100 кг/см2 (давление зависит от числа оборотов коленчатого вала и типа устанавливаемой насос-форсунки).
Рис. 1. Рабочий процесс двигателей:
а — очистка от продуктов сгорания и подача свежего воздуха в цилиндр; о сжатие воздуха; в — впрыск топлива в камеру сгорания; г — выпуск отработавших газов
При движении поршня к н.м.т. в цилиндре происходит сдавление газов, которое продолжается до открытия расположённых в головке цилиндров выпускных клапанов (выпускные клапаны начинают открываться за 88° до н.м.т.).
После открытия выпускных клапанов давление в цилиндре быстро падает вследствие истечения продуктов сгорания в выпускной патрубок и затем через трубопровод и глушитель в атмос-
При последующем движении поршня за 46 до н.м.т. кромка поршня открывает продувочные окна в гильзе, и начинается продувка цилиндров, во время которой воздух из воздушного пространства блока поступает в цилиндр и вытесняет остатки продуктов сгорания через все еще открытые выпускные клапаны. При этом вместе с продуктами сгорания в атмосферу выходит часть воздуха. К концу продувки через клапаны выходит почти чистый воздух, что способствует охлаждению клапанов.
Рис. 2. Фазы распределения двигателей с насос-форсунками АР-20
Продувочные окна закрываются поршнем через промежуток времени, соответствующий 46° поворота коленчатого вала от н.м.т, выпускные клапаны —через 58° после н.м.т.
К концу продувки давление в цилиндре будет несколько выше, атмосферное.
Фазы распределения двигателя, на котором установлена насос-форсунка АР-20, показаны на рис. 2. Порядок работы цилиндров двигателей ЯАЗ-М204 1—3—4—-2, двигателей ЯАЗ-М206 1—5—3—6—2—4.
Кривошипы коленчатого вала расположены у двигателей ЯАЗ-М204 под углом 90° один к другому, а у двигателей ЯАЗ-М206 — под углом 60°. Такое расположение кривошипов обеспечивает равномерное чередование вспышек, но вызывает необходимость применения специального механизма для уравновешивания момента от действия сил инерции (первого порядка) кривошипно-шатунного механизма.
Таким образом, характерными особенностями двигателей являются:
1) двухтактный цикл и наличие воздушного нагнетателя;
2) прямоточная клапанно-щелевая продувка;
3) непосредственный впрыск топлива;
4) наличие уравновешивающего механизма.
Кроме того, особенностью двигателей является установка насосов высокого давления и форсунок, выполненных вместе в компактных агрегатах (насос-форсунка), которые установлены в головке блока цилиндров по оси каждого цилиндра. Это дает возможность поднять давление впрыска и сделать распыливание топлива более тонким.
В двигателях применена насос-форсунка открытого типа. Давление впрыска топлива, доходящее до 1400 кг/см2 при 2000 об /мин коленчатого вала, значительно снижается при малом яисле оборотов. Вследствие этого распыливание топлива при работе с малым числом оборотов ухудшается и сгорание становится менее эффективным.
Ухудшение сгорания при малом числе оборотов коленчатого вала происходит также из-за снижения давления продувочного воздуха и, как следствие, уменьшения наполнения цилиндров, снижения температуры в конце сжатия и увеличения продолжительности сгорания топлива.
Ухудшение сгорания приводит к отложению нагара на поршнях, кольцах, клапанах, в продувочных окнах гильз, что в совокупности с ухудшением условий смазки при малом числе оборотов вызывает повышенный износ, задиры поршней и гильз, зависание выпускных клапанов и обгорание распылителей насос-форсунок.
Во время эксплуатации двигателей при больших нагрузках следует стремиться работать с числом оборотов коленчатого вала не менее 1500 в минуту. При движении автомобилей с полной нагрузкой по дорогам с усовершенствованным покрытием допустима работа двигателя с числом оборотов коленчатого вала не менее 1100 в минуту.
В двигателях вследствие применения двухтактного процесса, эффективной очистки и хорошего смесеобразования литровая мощность получается очень большой — до 30,15 л. с. на 1 л. Такая величина литровой мощности при очень больших давлениях и температурах в цилиндрах обусловливает повышенную тепловую и механическую нагрузки на основные детали двигателя.
Надежное охлаждение поверхностей этих деталей водой, маслом и продувочным воздухом, высокая точность обработки, применение прочных материалов и их специальная обработка дают возможность добиться надежной и длительной работы двигателя.
Однако надежная работа двигателей ЯМЗ в большей степени, чем других двигателей, зависит от правильного совместного действия систем охлаждения и смазки и, в частности, от сорта применяемого смазочного масла.
Для двигателей можно применять только специальные сорта смазочного масла с присадками. Применение других видов масел вызывает преждевременный износ деталей. Вследствие очень высокого давления впрыска топлива и повышенной скорости движения плунжеров насос-форсунок для двигателей требуется топливо с улучшенной очисткой.
Чтобы достигнуть высоких сроков службы агрегатов и деталей двигателя, необходимо организовать их правильное обслуживание и ремонт.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о двигателях ЯАЗ-м204 и ЯАЗ-м206"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы