Коробка передач двигателей ЯАЗ-М206 трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну для движения назад.
Передаточные числа: первой передачи 6,17; второй передачи 3,40; третьей передачи 1,79; четвертой передачи 1,00; пятой передачи 0,78; заднего хода 6,69.
Коробка передач, устанавливаемая с двигателем ЯАЗ-М204, отличается от коробки передач для двигателя ЯАЗ-М206 тем, что в ней вместо втулки, расположенной между подшипником и фланцем, устанавливается ведущая шестерня привода спидометра, а в крышке — ведомая шестерня привода спидометра. Кроме того, уменьшены размеры фланца и изменены размеры его посадочных поверхностей.
Схема управления коробкой передач показана на рис. 2.
Рис. 1 Коробка передач:
1 — первичный вал; 2, 16, 20, 23, 27, 32, 38, 47 и 50 — подшипники; 3 — картер сцепления; 4 — колпачковая гайка; 5 — ось поводка переключения первой передачи и заднего хода; б — пружина предохранителя; 7 — поводок; 8 — предохранитель; 9 — штифт опоры рычага переключения передач; 10 — опора рычага; 11 — рычаг переключения передач; 12 — фиксатор; 13 — шток; 14 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 15 — шестерня пятой передачи вторичного вала; 17 — крышка коробки передач; 18 — шестерня третьей передачи вторичного вала: 19 — вилка второй и третьей передач; 21 — синхронизатор второй и третьей передач; 22 — шестерня второй передачи вторичного вала; 24 — ось блока промежуточных шестерен заднего хода; 25 — вилка первой передачи и заднего хода; 26 — блок шестерен заднего хода; 28 — промежуточная втулка; 29 — шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала; 30 — картер коробки передач; 31, 37 и 49 — крышки; 33 и 51 — сальники; 34 — фланец; 35 — вторичный вал; 36 — гайка; 39 — промежуточный вал; 40 — шестерня первой передачи промежуточного вала; 41 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 42 — сетка фильтра масляного насоса: 43 — шестерня третьей передачи промежуточого вала; 44 — шестерня пятой передачи промежуточного вала; 45 — шестерня отбора мощности; 46 — шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 48 — масляный насос коробки передач
Уход за коробкой передач заключается в смене масла при втором техническом обслуживании и смене его каждую весну и осень, а также в периодической проверке уровня масла, который должен совпадать с контрольным отверстием, расположенным с левой стороны картера. Для нормальной работы коробки передач рекомендуется применять масло МК-22 летом и МС-14 зимой (ГОСТ 1013—49). Допускается применять зимой и летом масло МТ-16п (ГОСТ 6360—58).
Применять универсальную среднеплавкую смазку УС (солидол) в составе смесей для смазки коробки передач категорически воспрещается.
При низкой температуре окружающего воздуха масло в коробке передач застывает, что нарушает подачу его к игольчатым подшипникам. При недостаточной смазке подшипники преждевременно изнашиваются. Особенно сильный износ наблюдается в тех случаях, когда для заправки применяют масла, не предусмотренные инструкцией.
Для предупреждения преждевременного износа игольчатых подшипников рекомендуется перед пуском двигателя при температуре окружающей среды ниже —30° подогревать коробку передач. Если это не представляется возможным, то на время длительной остановки двигателя масло из картера надо сливать, а перед пуском двигателя это масло подогревать и заливать в коробку через отверстие в верхней крышке (до начала вытекания из контрольного отверстия).
Внутри картера коробки передач есть перегородка, поэтому сливать масло нужно обязательно через две нижние пробки.
Чтобы переключение передач было легким и плавным и бронзовые кольца синхронизаторов не изнашивались, необходимо правильно и своевременно регулировать сцепление.
Если переключение второй, третьей, четвертой и пятой передач стало затруднительным, следует проверить величину свободного хода педали и отрегулировать сцепление. Когда сцепление «ведет», синхронизаторы сильно изнашиваются.
Необходимо следить за тем, чтобы между шариками подшипника первичного вала, находящегося в маховике, всегда имелась специальная смазка — консталин.
При снятии и установке коробки передач надо подвешивать ее или устанавливать под нее подпорки во избежание перекосов и срыва заклепок ступицы ведомого диска сцепления.
Рис. 2. Схема управления коробкой передач
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коробка передач двигателей ЯАЗ-М206"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы