На тракторе ДТ-7М устанавливается четырехходовая механическая коробка передач с подвижными шестернями. Она обеспечивает трактору семь различных скоростей движения вперед и одну назад. При включении увеличителя крутящего момента можно дополнительно получить две замедленные передачи переднего хода и одну заднюю. Механизмы коробки передач, состоящие из валов, шестерен и подшипников, размещены в переднем отсеке корпуса коробки передач и заднего моста.
Первичный вал (рис. 211) вращается на шариковом и роликовом подшипниках. Ведущая шестерня первичного вала находится в постоянном зацеплении‘с шестерней вала заднего хода, а последняя с шестерней дополнительного вала. По шлицам первичного вала могут свободно перемещаться блоки шестерен и соответственно третьей и четвертой, первой и второй передач. Вторичный вал изготовлен за одно целое с ведущей шестерней центральной передачи и вращается на шариковом и роликовом подшипниках. На валу неподвижно на шлицах закреплены шестерни, и блок шестерен. Между шестернями установлены распорные втулки. Включение передач с первой по четвертую происходит путем ввода в запепление шестерни одной из кареток первичного вала с соответствующей шестернец вторичного вала. Для получения пятой и шестой передач служит блок шестерен дополнительного вала при этом вращение передается от первичного вала через шестерни и на вал заднего хода шестерням и далее через шестерню на дополнительный вал, откуда посредством блока шестерен — на соответствующую шестерню вторичного вала коробки передач. Седьмую передачу включают, вводя в зацепление шестерню дополнительного вала с шестерней вторичного вала. Для включения заднего хода необходимо подвижную шестерню вала заднего хода ввести в зацепление с большой шестерней блока. В этом случае вращение на вторичный вал будет передаваться через две пары шестерен.
Рис. 211. Коробка передач трактора ДТ-75М:
а — разрез по первичному и вторичному валам; б — разрез по валам дополнительному и заднего хода; в — положение рукоятки рычага при включении разных передач
Рис. 212. Коробка передач трактора Т-100М
Переключение передач производят рычагом, установленным в крышке. Для предотвращения самопроизвольного выключения передач служат фиксаторы, над которыми расположены два валика и блокировочного механизма. Валики соединены с рычагом главной муфты сцепления. При выключении муфты оба валика поворачиваются так, что их гнезда устанавливаются над фиксаторами.
Смазка деталей коробки передач осуществляется маслом, залитым в общий кратер коробки передач и заднего моста через маслоза-ливную горловину. В пробке маслозаливной горловины расположены щуп и сапун. Слив масла производят через отверстие, закрываемое конусной пробкой с магнитом.
На тракторе Т-100М устанавливается специальная коробка передач. Основные рабочие передачи в этой коробке получаются посредством соединения трех пар шестерен. Коробка передач-трехвальная, пятиступенчатая, имеет пять передач вперед и четыре назад.
Она смонтирована в отдельном картере, прикрепляемом к картеру заднего моста. В картере (рис. 212) на подшипниках качения вращаются три вала: первичный, промежуточный и вторичный, выполненный вместе с ведущей конической шестерней центральной (главной) передачи.
На шлицах первичного вала закреплены неподвижно шестерня привода передних рабочих передач, шестерня привода передач заднего хода и каретка пятой передачи, которая может передвигаться вдоль оси первичного вала. Ведущая шестерня находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней, которая вращается на двух роликовых подшипниках консольной оси. К заднему концу первичного вала присоединяются механизмы отбора мощности и шестерни и привода гидронасоса системы сервоусилителя механизма управления муфтами поворота .
На промежуточном валу установлены ведомая каретка реверс-редуктора и ведущие каретки: — третьей и четвертой передач и — первой и второй передач. Все каретки промежуточного вала могут перемещаться при помощи вилок переключения вдоль оси вала по шлицам.
На шлицах вторичного вала закреплены неподвижно двойная шестерня тре-третьей и четвертой передач, шестерня второй передачи и двойная шестерня первой и пятой передач.
При движении трактора вперед на любой передаче (кроме пятой) каретка должна быть введена в зацепление с промежуточной шестерней, а для движения задним ходом — с шестерней 8. Щтая передача включается при вводе в зацепление каретки первичного вала с шестерней на вторичном валу.
Управление коробкой передач осуществляется двумя внешними рычагами, один из которых перемещает каретку реверс-редукто-ра, а второй позволяет включать нужную передачу переднего хода. Механизм управления состоит из четырех валиков и вилок, находящихся в боковой крышке. В ней же расположены фиксаторы и блокировочный валик.
Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Заливка масла в картер производится через горловину, закрытую пробкой с масломерной линейкой. Слив масла производится через отверстие, закрытое пробкой с магнитом.
На тракторе К-7 01 устанавливается составная коробка передач с продольными валами и шестернями постоянного зацепления, которая обеспечивает получение шестнадцати передач переднего хода и восьми передач заднего хода. Основная двухвальная четырехскорост-ная коробка передач и два двухступенчатых редуктора переключения диапазонов передач, последовательно расположенные на параллельных валах, выполнены в общем картере. Коробка передач одновременно выполняет роль раздаточной коробки, распределяющей крутящий момент на передний и заднии ведущие мосты.
Основной отличительной особенностью коробки передач является применение фрикционных муфт сцепления, что позволяет в заданном диапазоне передач производить их переключение без остановки трактора. Все шестерни в коробке передач постоянного зацепления. Она имеет гидравлическое управление фрикционами сцепления и механический привод включения шестерен диапазона при помощи зубчатых муфт. Коробка передач имеет систему предварительного прогрева при запуске и систему охлаждения масла. Коробка передач, кроме своего основного назначения, осуществляет привод масляных насосов гидросистемы навесного оборудования и управления поворотом трактора, привод масляного насоса системы смазки коробки передач и пр.
В коробке передач установлены первичный (рис. 213), промежуточный, грузовой и вторичный (раздаточный) валы, а также вал привода насосов.
Первичный вал соединяется левым фланцем посредством карданного вала с фланцем комбинированного промежуточного соединения, закрепленного на маховике двигателя. Таким образом, первичный вал вращается с той же частотой, что и коленчатый вал двигателя. Правый конец первичного вала фланцем соединяется с фланцем карданного вала, в свою очередь, соединенного с фланцем фрикционного сцепления вала отбора мощности.
Рис. 213. Коробка передач трактора К-701
На первичном валу расположены четыре многодисковые муфты и сцепления (фрикционы). Ведущий барабан каждого фрикциона закреплен неподвижно на шлицах первичного вала, а ведомый соединен с шестерней, свободно вращающейся на этом же валу. Привод фрикционов гидравлический. Под давлением масла, поступающего в бустер (полость), нажимной диск перемещается, прижимая ведущие и ведомые диски, и включает фрикцион. При прекращении подачи масла нажимной диск отходит в исходное положение под действием пружин и фрикцион выключается. Длй смазки подшипников шестерен вал изготовлен полным с радиальными сверлениями, по которым масло шопадает также для смазки поверхностей трения фрикционных дисков.
На промежуточном валу неподвижно закреплены ведомые шестерни первой, второй, третьей, четвертой передач и ведущие шестерни заднего хода и первого диапазона редуктора.
На грузовом валу расположены зубчатая режимная муфта и зубчатая муфта включения заднего хода. Зубчатая муфта может входить в зацепление с внутренними зубчатыми венцами режимных шестерен, а зубчатая муфта — с шестерней. Последняя соединена с шестерней промежуточного вала через промежуточную шестерню. На левом конце грузового вала установлен барабан стояночного тормоза, а на правом закреплены ведущие шестерни и второго диапазона редуктора. Для облегчения переключения зубчатых муфт грузового вала у ведомого барабана фрикциона первой передачи имеется колодочный тормоз — Синхронизатор, который имеет гидропривод.
На раздаточном валу расположены режимная муфта и зубчатая муфта отключения заднего моста. Перемещая режимную муфту 15, соединяют раздаточный вал с его малой или большой шестернями, соответственно сцепляемыми с шестернями и грузового вала. На наружных концах вала находятся фланцы привода переднего и заднего ведущих мостов.
Вал привода насосов приводится во вращение шестерней, которая находится в зацеплении с шестерней ведущей части фрикциона четвертой передачи. От вала привода насосов приводятся два насоса гидросистемы навесного оборудования, насос гидросистемы коробки передач и вал отбора мощности, а также насос гидросистемы управления поворотом.
В гидравлическую систему коробки передач и вала отбора мощности входят масляный насос, фильтр, механизм переключения передач и масляный радиатор. Управление коробкой передач состоит из механизмов гидравлического привода фрикционов первичного вала, обычной рычажной системы управления зубчатых муфт диапазонных редукторов заднего хода и приводэ заднего ведущего моста.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструкции коробок передач тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы