Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Коробка передач и увеличитель крутящего момента трактора ДТ-75

Читать далее:




Коробка передач и увеличитель крутящего момента трактора ДТ-75

У трактора ДТ-75 передаточные числа силовой передачи изменяются последовательно увеличителем крутящего момента (УКМ) и коробкой передач.

Увеличитель крутящего момента собран в корпусе, разделенном на два отсека и прикрепленном к корпусу коробки передач. В переднем отсеке корпуса расположены муфта сцепления и тормозок УКМ, а в заднем — одноступенчатый планетарный редуктор и муфта свободного хода. Муфта сцепления, муфта свободного хода и тормозок служат для включения и выключения планетарного редуктора без остановки трактора.

Муфта сцепления УКМ однодисковая, сухая, постоянно замкнутая, с пружинным нажимным механизмом. Ступица ведущего диска муфты расположена на шлицах ведущего вала редуктора. Ведомые части муфты, состоящие из ступицы, нажимного и опорного дисков, связаны с водилом редуктора. Включается муфта отводкой с упорным шарикоподшипником, который при выключении муфты давит на концы отжимных рычагов, связанных через болты с нажимным диском. На опорном диске помещена колодка тормоза; последний служит для торможения водила при включенном УКМ.

Планетарный редуктор состоит из вала с ведущей солнечной шестерней, водила, сателлитов и ведомой солнечной шестерни. Водило установлено в подшипниках. Шарикоподшипник помещен в гнезде, прикрепленном к перегородке корпуса, а роликоподшипник закреплен кольцом в расточке задней стенки корпуса УКМ. Редуктор имеет три парных сателлита. Каждая пара сателлитов закреплена на оси штифтами и установлена на водиле в игольчатых подшипниках. Большой венец сателлитов находится в постоянном зацеплении с ведущей солнечной шестерней вала, а малый — с ведомой солнечной шестерней. Цапфа шестерни впереди опирается на игольчатый подшипник, помещенный в расточке вала, а сзади — на шарикоподшипник, закрепленный в корпусе кольцом; шестерня через втулку и муфту соединена с ведущим валом коробки передач.

Рис. 1. Коробка передач трактора Т-4А: а — устройство; б — кинематическая схема: 1 — рычаг переключения передач; 2 — кулиса; 3 — вилка переключения первой и второй передач; 4 — валики вилок переключения передач; 5 — вилка переключения третьей и четвертой передач; 6 — крышка корпуса коробки передач; 7 — сдвоенные подвижные ведущие шестерни третьей и четвертой передач; 8— установочный штифт стакана подшипника; 9, 12, 31 — цилиндрические роликоподшипники; 10, 11, 22, 39, 58— стаканы (гнезда) подшипников; 13 — вторичный вал с ведущей конической шестерней; 14 — установочный винт с контргайкой; 15 — ведомая шестерня третьей передачи; 16— распорные втулки; 17 — сдвоенные ведомые шестерни второй и четвертой передач; 18, 20 — сливные пробки; 19 — ведомая шестерня первой передачи; 21 — упорное кольцо вторичного вала; 23 — упорная шайба; 24 — упорная крышка; 25 — болт упорной крышки; 26 — упорный фланец; 27 — регулировочные прокладки; 28, 30, 32, 46 — шарикоподшипники; 32 — установочное кольцо; 33 — промежуточный вал с шестерней постоянного зацепления; 34 — маслоотражательная шайба; 35 — уплотнительное кольцо; 36 — самоподжимной сальник; 37 — крышка; 38 — лоток для сбора и подвода масла к шестерням реверс-редуктора; 40 — шестерни промежуточного вала; 41 — подвижная шестерня включения редуктора; 42 — вилка переключения подвижной шестерни; 43 — валик включения редуктора; 44 — крышка корпуса реверс-редуктора; 45— вилка переключения редуктора; 47 — пружина фиксатора; 48 —кулиса реверс-редуктора; 49 — колонка рычага переключения; 50 — рычаг переключения реверс-редуктора; 51, 52 — резиновые чехлы; 53 — колпачок; 54 — упорная втулка; 55 —пружина; 56 — валик блокировки; 57 — корпус реверс-редуктора; 59 — корпус коробки передач; 60 — первичный вал; 61 — сдвоенные подвижные ведущие шестерни первой и второй передач; 62 — пробка фиксатора валика блокировки; 63 — установочный болт валика блокировки; 64 — стопор валика переключения; 65 — пружина стопора; 66 — сдвоенные ведомые шестерни реверс-редуктора; 67, 71 — игольчатые подшипники; 68 — ось блока шестерен редуктора; 69 — упорное кольцо роликов игольчатого подшипника; 70—ось подвижной шестерни реверса; 72 — шлицевая втулка; 73 — передвижная шестерня реверса; 74 — пробка сапуна; 75 — набивка сапуна; 76 — шайба; 77 — стопор

Рис. 2. Увеличитель крутящего момента трактора ДТ-75: а — устройство: б — схема: 1 — ведущий вал; 2 — вилка карданного шарнира; 3— распорная втулка; 4, 55 — крышки сальников; 5 — стакан подшипника; 6 — упорный подшипник отводки; 7 — отводка муфты сцепления; 8 — крышка; 9 — двуплечий рычаг; 10 — ступица ведущего диска муфты сцепления: 11 — пружина отжимного рычага; 12 — ось отжимного рычага; 13 — болт отжимного рычага; 14 — отжимной рычаг; 15 —рычаг тормозка; 16 — опорный диск; 17 —нажимной диск: 18— колодка тормоза; 19 — ведущий диск; 20 — крышка: 21 —ступица: 22 — гнездо переднего подшипника водила: 23— подшипник; 24 — втулка внутренней обоймы муфты свободного хода; 25 — маслоотводящая втулка; 26 — подшипник ведущего вала; 27 — игольчатый подшипник: 28 — маслораспределительная втулка; 29 — сателлит; 30 — кожух водила; 31 — ведомая солнечная шестерня: 32 — корпус УКМ: 33 — подшипник водила; 34 — шарикоподшипник ведомой шестерни; 35 — муфта соединения ведомой шестерни УКМ с первичным валом коробки передача 36 — игольчатый подшипник; 37 — водило; 38 — прижимной диск муфты свободного хода: 39 — корпус муфты свободного хода; 40 — упор пружины плунжера муфты свободного хода: 41 — вал привода насоса; 42 — ролик муфты свободного хода; 43 — плунжер муфты свободного хода: 44 — пружина плунжера; -45 — пробка отверстия для слива масла; 46 — обойма муфты свободного хода; 47 — нажимная пружина муфты сцепления; 48 — стакан пружины; 49 — кронштейн оси отжимного рычага; 50 — рычаг отводки; 51— шестеренчатый насос; 52 — пробка отверстия для слива отстоя; 53 — уплотнительное кольцо: 54 — уплотнительная втулка

Муфта свободного хода состоит из втулки, корпуса, плунжеров с пружинами и роликов. Неподвижный корпус муфты имеет пазы с наклонными плоскостями. В пазах корпуса между втулкой, соединенной неподвижно с водилом, установлены ролики. Они постоянно отжимаются к узкой части пазов пружинами. Детали редуктора работают в масляной ванне. Масло заливается в задний отсек корпуса УКМ через отверстие в верхней его части. Пробка отверстия снабжена линейкой для контроля уровня смазки. Смазка подшипников, роликов муфты свободного хода и шестерен планетарного редуктора осуществляется принудительно. Масло к подшипникам подается шестеренчатым насосом, который приводится во вращение валом от промежуточного вала коробки передач. Перетекание масла в передний сухой отсек, где размещены муфта сцепления и тормозок, попадание пыли в корпус предотвращаются самоподжимными сальниками в крышках 4 и и стакане, а также уплотнительной втулкой с кольцами.

Принцип действия УКМ таков. Когда муфта сцепления УКМ включена, ведущий вал с солнечной шестерней, диски муфты сцепления и водило с неподвижными относительно своих осей сателлитами вращаются как одно целое с равной угловой скоростью. Это вращение передается на ведомую солнечную шестерню и далее на первичный вал коробки передач. Ролики муфты свободного хода, смещенные в широкую часть пазов корпуса, не препятствуют вращению втулки и водила.

При выключенной муфте сцепления УКМ водило отключается от вала. Под действием усилий, передаваемых ведущей солнечной шестерней и сателлитами, оно стремится повернуться в направлении, обратном направлению вращения коленчатого вала двигателя. Однако этому препятствует муфта свободного хода, ролики которой, сдвигаясь в узкую часть пазов корпуса, заклинивают втулку. Ведущая шестерня вала через вращающиеся относительно неподвижного водила сателлиты приводят во вращение ведомую шестерню и далее первичный вал коробки передач, снижая число его оборотов и соответственно увеличивая крутящий момент. Передаточное число УКМ равно 1,25.

Коробка передач — пятиходовая, семиступенчатая, с одной передачей заднего хода. При использовании УКМ число передач переднего хода удваивается. Механизмы коробки передач, состоящие из валов, шестерен и подшипников, размещены в передней части корпуса заднего моста трактора.

Первичный вал вращается на роликовом и шариковом подшипниках, установленных в стаканах. На шлицах вала помещены шестерня постоянного зацепления, двойная подвижная шестерня третьей и четвертой передач и двойная передвижная шестерня первой и второй передач.

Вторичный вал выполнен заодно с ведущей конической шестерней главной передачи и опирается впереди на шариковый и сзади на роликовый подшипники, размещенные в стаканах. На валу неподвижно укреплены шестерни для третьей, первой, четвертой, седьмой и второй передач соответственно.

Промежуточный вал вращается в шариковом и роликовом подшипниках. Передний подшипник установлен в стакане, а задний — в расточке перегородки корпуса заднего моста. На шлицах вала кольцом закреплена шестерня постоянного зацепления и установлены подвижные шестерни; двойная пятой и шестой передач и одинарная седьмой передачи. К шестерне 58 для лучшей смазки деталей коробки передач прикреплена маслоразбрызгивающая шайба.

Вал заднего хода установлен в подшипниках так же, как промежуточный вал, и несет на себе неподвижную шестерню заднего хода. Переключают передачи рычагом, соединенным с внутренним рычагом, установленным своей сферической частью во фланце крышки коробки передач. Конец рычага входит в пазы четырех ползунов прямоугольной формы. Ползуны помещены в приливах верхней части коробки передач, разделены пластинами и удерживаются внизу опорными планками. В нижние пазы ползунов входят выступы поводков вилок, которые вставлены в кольцевые выточки на подвижных шестернях. Движение рычага по пазам ползунов направляется вилкой, сидящей неподвижно на валике переключения, установленном в отверстиях прилива крышки коробки передач. В нейтральном и включенном положениях ползуны удерживаются фиксаторами.

Механизм переключения передач сблокирован с механизмом управления муфтой сцепления. Детали коробки передач смазываются из общей масляной ванны корпуса заднего моста. Для слива масла служит отверстие, закрытое пробкой, в которой установлен магнит. Зацепление шестерен при включении различных передач таково: на первой — 16,а—23,6-, на второй — 16,6—20; на третьей — 38,а—25; на четвертой — 38,6—23,а; на пятой — 30—55, 55—58 и 59,а—25; на шестой—30—55, 55—58 и 59,6—23,а; на седьмой — 30—55, 55—58 и 62—22; на передаче заднего хода — 30—55 и 64—23,6.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Коробка передач и увеличитель крутящего момента трактора ДТ-75"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства