У трактора ДТ-75 передаточные числа силовой передачи изменяются последовательно увеличителем крутящего момента (УКМ) и коробкой передач.
Увеличитель крутящего момента собран в корпусе, разделенном на два отсека и прикрепленном к корпусу коробки передач. В переднем отсеке корпуса расположены муфта сцепления и тормозок УКМ, а в заднем — одноступенчатый планетарный редуктор и муфта свободного хода. Муфта сцепления, муфта свободного хода и тормозок служат для включения и выключения планетарного редуктора без остановки трактора.
Муфта сцепления УКМ однодисковая, сухая, постоянно замкнутая, с пружинным нажимным механизмом. Ступица ведущего диска муфты расположена на шлицах ведущего вала редуктора. Ведомые части муфты, состоящие из ступицы, нажимного и опорного дисков, связаны с водилом редуктора. Включается муфта отводкой с упорным шарикоподшипником, который при выключении муфты давит на концы отжимных рычагов, связанных через болты с нажимным диском. На опорном диске помещена колодка тормоза; последний служит для торможения водила при включенном УКМ.
Планетарный редуктор состоит из вала с ведущей солнечной шестерней, водила, сателлитов и ведомой солнечной шестерни. Водило установлено в подшипниках. Шарикоподшипник помещен в гнезде, прикрепленном к перегородке корпуса, а роликоподшипник закреплен кольцом в расточке задней стенки корпуса УКМ. Редуктор имеет три парных сателлита. Каждая пара сателлитов закреплена на оси штифтами и установлена на водиле в игольчатых подшипниках. Большой венец сателлитов находится в постоянном зацеплении с ведущей солнечной шестерней вала, а малый — с ведомой солнечной шестерней. Цапфа шестерни впереди опирается на игольчатый подшипник, помещенный в расточке вала, а сзади — на шарикоподшипник, закрепленный в корпусе кольцом; шестерня через втулку и муфту соединена с ведущим валом коробки передач.
Муфта свободного хода состоит из втулки, корпуса, плунжеров с пружинами и роликов. Неподвижный корпус муфты имеет пазы с наклонными плоскостями. В пазах корпуса между втулкой, соединенной неподвижно с водилом, установлены ролики. Они постоянно отжимаются к узкой части пазов пружинами. Детали редуктора работают в масляной ванне. Масло заливается в задний отсек корпуса УКМ через отверстие в верхней его части. Пробка отверстия снабжена линейкой для контроля уровня смазки. Смазка подшипников, роликов муфты свободного хода и шестерен планетарного редуктора осуществляется принудительно. Масло к подшипникам подается шестеренчатым насосом, который приводится во вращение валом от промежуточного вала коробки передач. Перетекание масла в передний сухой отсек, где размещены муфта сцепления и тормозок, попадание пыли в корпус предотвращаются самоподжимными сальниками в крышках 4 и и стакане, а также уплотнительной втулкой с кольцами.
Принцип действия УКМ таков. Когда муфта сцепления УКМ включена, ведущий вал с солнечной шестерней, диски муфты сцепления и водило с неподвижными относительно своих осей сателлитами вращаются как одно целое с равной угловой скоростью. Это вращение передается на ведомую солнечную шестерню и далее на первичный вал коробки передач. Ролики муфты свободного хода, смещенные в широкую часть пазов корпуса, не препятствуют вращению втулки и водила.
При выключенной муфте сцепления УКМ водило отключается от вала. Под действием усилий, передаваемых ведущей солнечной шестерней и сателлитами, оно стремится повернуться в направлении, обратном направлению вращения коленчатого вала двигателя. Однако этому препятствует муфта свободного хода, ролики которой, сдвигаясь в узкую часть пазов корпуса, заклинивают втулку. Ведущая шестерня вала через вращающиеся относительно неподвижного водила сателлиты приводят во вращение ведомую шестерню и далее первичный вал коробки передач, снижая число его оборотов и соответственно увеличивая крутящий момент. Передаточное число УКМ равно 1,25.
Коробка передач — пятиходовая, семиступенчатая, с одной передачей заднего хода. При использовании УКМ число передач переднего хода удваивается. Механизмы коробки передач, состоящие из валов, шестерен и подшипников, размещены в передней части корпуса заднего моста трактора.
Первичный вал вращается на роликовом и шариковом подшипниках, установленных в стаканах. На шлицах вала помещены шестерня постоянного зацепления, двойная подвижная шестерня третьей и четвертой передач и двойная передвижная шестерня первой и второй передач.
Вторичный вал выполнен заодно с ведущей конической шестерней главной передачи и опирается впереди на шариковый и сзади на роликовый подшипники, размещенные в стаканах. На валу неподвижно укреплены шестерни для третьей, первой, четвертой, седьмой и второй передач соответственно.
Промежуточный вал вращается в шариковом и роликовом подшипниках. Передний подшипник установлен в стакане, а задний — в расточке перегородки корпуса заднего моста. На шлицах вала кольцом закреплена шестерня постоянного зацепления и установлены подвижные шестерни; двойная пятой и шестой передач и одинарная седьмой передачи. К шестерне 58 для лучшей смазки деталей коробки передач прикреплена маслоразбрызгивающая шайба.
Вал заднего хода установлен в подшипниках так же, как промежуточный вал, и несет на себе неподвижную шестерню заднего хода. Переключают передачи рычагом, соединенным с внутренним рычагом, установленным своей сферической частью во фланце крышки коробки передач. Конец рычага входит в пазы четырех ползунов прямоугольной формы. Ползуны помещены в приливах верхней части коробки передач, разделены пластинами и удерживаются внизу опорными планками. В нижние пазы ползунов входят выступы поводков вилок, которые вставлены в кольцевые выточки на подвижных шестернях. Движение рычага по пазам ползунов направляется вилкой, сидящей неподвижно на валике переключения, установленном в отверстиях прилива крышки коробки передач. В нейтральном и включенном положениях ползуны удерживаются фиксаторами.
Механизм переключения передач сблокирован с механизмом управления муфтой сцепления. Детали коробки передач смазываются из общей масляной ванны корпуса заднего моста. Для слива масла служит отверстие, закрытое пробкой, в которой установлен магнит. Зацепление шестерен при включении различных передач таково: на первой — 16,а—23,6-, на второй — 16,6—20; на третьей — 38,а—25; на четвертой — 38,6—23,а; на пятой — 30—55, 55—58 и 59,а—25; на шестой—30—55, 55—58 и 59,6—23,а; на седьмой — 30—55, 55—58 и 62—22; на передаче заднего хода — 30—55 и 64—23,6.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коробка передач и увеличитель крутящего момента трактора ДТ-75"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы