Коробка перемены передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого двигателем на ведущие колеса автомобиля, по величине и направлению (движение задним ходом), а также для отключения коленчатого вала двигателя от ведущих колес при работе двигателя на холостом ходу. Она представляет собой механизм, состоящий из набора шестерен, которые могут быть введены в зацепление в различных сочетаниях, в зависимости от которых будет повышаться или понижаться передаваемый крутящий момент. Каждое сочетание зацепления шестерен коробки называется ступенью, или передачей.
Число передач (ступеней) в коробке зависит от конструкции автомобиля и обычно бывает от трех до пяти. В соответствии с этим и коробки передач называют трех-, четырех- и пятиступенчатыми.
Зацепление различных пар шестерен осуществляется посредством передвигающихся вдоль валов коробки шестерен — кареток. В зависимости от числа передвижных кареток различают двухходовые коробки, имеющие две каретки, и трехходовые — с тремя каретками. На автомобилях ЗИЛ-130, МАЗ-500 и КРАЗ-219 установлены пятиступенчатые трехходовые коробки передач.
Для облегчения переключения передач в коробках устанавливают синхронизаторы, которые не допускают включение шестерен до тех пор, пока ведущий и ведомый валы не начнут вращаться с одинаковой скоростью.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 имеет следующее устройство.
Картер коробки прикреплен четырьмя шпильками к картеру сцепления. Соосная установка картера коробки и картера сцепления осуществляется по точно обработанному фланцу крышки заднего подшипника первичного вала коробки.
На передней стенке картера коробки укреплен кронштейн, внутри которого установлен первичный вал, опирающийся на два шарикоподшипника: передний подшипник установлен в расточке фланца коленчатого вала двигателя, а задний — в передней стенке коробки передач. На первичном валу установлена косозубая шестерня 8 с внутренним зубчатым венцом. Опорами для промежуточного вала служат роликоподшипник и шарикоподшипник. На этом валу на шпонках установлены косозубые шестерни и прямозубая шестерня, Имеющаяся на этом же валу прямозубая шестерня изготовлена заодно с валом. Между шестернями установлена распорная втулка.
Передний конец вторичного вала опирается на роликоподшипник, расположенный в выточке первичного вала, а задний конец — на шарикоподшипник. На средней части вторичного вала свободно установлены косозубые шестерни, прямозубая шестерня и каретки синхронизаторов, которые могут перемещаться по шлицам вала. Косозубые шестерни находятся в зацеплении с шестернями промежуточного вала и имеют внутренние зубчатые венцы.
На заднем конце вторичного вала установлены шестерня привода спидометра и фланец, к которому прикреплен барабан центрального тормоза.
В боковом приливе картера коробки установлена и зафиксирована стопорной пластиной ось. На этой оси на двух роликоподшипниках свободно вращается блок шестерен заднего хода. Шестерня находится в постоянном зацеплении с прямозубой шестерней промежуточного вала. Для включения заднего хода шестерню передвигают по шлицам вторичного вала и вводят в зацепление с шестерней. В этом случае крутящий момент от первичного вала передается через шестерню на промежуточный вал, а затем через блок шестерен заднего хода и шестерню на вторичный вал.
Для включения I передачи при движении вперед шестерню перемещают вперед и вводят в зацепление с шестерней промежуточного вала. II, III, IV и V передачи включают посредством двух инерционных синхронизаторов (один для II и III, а другой для IV и V передач). Каретка синхронизатора при помощи опорных пальцев и фиксатора, состоящего из корпуса и двух шариков с пружиной, соединена с двумя кольцами, имеющими конусные поверхности. Кольца соединены между собой тремя пальцами, вставленными в отверстие каретки.
Отверстия и пальцы имеют конусные блокирующие поверхности. Для включения передачи перемещают каретку, а фиксатор передвигает кольцо до соприкосновения с конической поверхностью шестерни. Вследствие разности оборотов каретки и включаемой шестерни кольцо каретки смешается относительно шестерни по окружности до соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев с блокирующими поверхностями каретки, что препятствует дальнейшему перемещению каретки. Как только числа оборотов каретки и шестерни уравняются, блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению каретки и произойдет бесшумное включение передачи.
Привод коробки передач принудительный. Рычаг переключения передач закреплен от проворачивания фиксирующим пальцем. Ползуны в различных положениях закрепляются фиксаторами с пружинами и шариками. Замки состоят из двух пар шариков и штифта, свободно установленного в отверстии среднего ползуна.
При включении II и III передач конец рычага входит в прорезь вилки, а при включении IV и V — в прорезь вилки. I передачу и передачу заднего хода включают при помощи промежуточного рычага, поворачивающегося на оси. В рычаге установлен штифтовой! предохранитель с пружиной. Увеличение усилия, необходимого для перемещения штифта и сжатия пружины, сигнализирует водителю о включении заднего хода.
Свежее масло в картер коробки заливают через отверстие, закрываемое пробкой; отработанное масло сливают, вывертывая пробку. Сапун, установленный в крышке, служит для вентиляции картера. Схема включения различных передач коробки автомобиля приведена на рис. 2.
Раздаточную коробку устанавливают на автомобилях с несколькими ведущими мостами. Она служит для распределения крутящего момента по ведущим мостам. Вместе с тем раздаточную коробку можно использовать в качестве дополнительной коробки передач для увеличения крутящего момента, передаваемого ведущему мосту.
Из числа рассматриваемых в настоящей книге автомобилей раздаточная коробка установлена только на автомобиле КРАЗ-219 (автокран К-162). Она включает в себя коробку для раздачи мощности на задние мосты с межосевым дифференциалом, дополнительную коробку и коробку отбора мощности на лебедку. Все эти коробки объединены в один агрегат.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коробка перемены передач и раздаточная коробка автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы