Кран АК-75 грузоподъемностью 7,5 тс создан на базе крана АК-5Г (М). Увеличение грузоподъемности достигнуто благодаря усилению отдельных элементов конструкции крана и применению грузового полиспаста с кратностью, равной.
Кран АК-5Г (М) отличается от ранее выпущенных кранов этой марки тем, что имеет неповоротную раму с выносными опорами откидного типа. В стреловом полиспасте нет траверсы и расчалок крепления к стреле. В верхнем изгибе стрелы в специальнои нише установлены два блока: один является направляющим для грузового каната, другой — подвижным блоком стрелового полиспаста.
Кран имеет коробку отбора мощности новой конструкции, которая установлена на коробке передач автомобиля, а также новой конструкции редуктор неповоротной рамы, соединенный с коробкой отбора мощности специальной карданной передачей. На поворотной раме крана установлены модернизированные грузовая, стреловая и грейферная лебедки, а также редуктор механизма вращения поворотной части крана.
Применение на кране АК-5Г(М) новой коробки отбора мощности исключило переделку карданных валов автомобиля и перенос ручного тормоза с коробки передач на коробку отбора мощности. В то же время регулирование рабочих скоростей стало возможным только в результате изменения числа оборотов вала двигателя автомобиля.
Кран АК-75 (рис. 132) установлен на шасси автомобиля ЗИЛ-164; предусмотрена также его установка на автомобиле ЗИЛ-130. Он оснащен прямой стрелой разъемного типа длиной 7,5 м, которая благодаря вставке может быть удлинена до 12 м. Кран может работать с крюком и грейфером.
Грузоподъемность крана при работе со стрелой нормальной длины изменяется в зависимости от вылета ее от 1,65 до 7,5 тс, при работе с удлиненной стрелой — от 1,15 до 2,65 тс. Грузоподъемность при работе с грейфером составляет 1,8 тс, полезная грузоподъемность 0,8 тс.
Неповоротная рама сварной конструкции аналогична неповоротной раме крана АК-5Г(М).
Поворотная рама по своему устройству аналогична поворотной раме крана АК-5Г, но имеет некоторые особенности в связи с применением шарикового опорно-поворотного устройства, противовеса и ограничителя грузоподъемности.
На кране АК-75 установлены взаимозаменяемые с краном АК-5Г(М) коробка отбора мощности, редуктор неповоротной рамы, распределительная коробка с реверсом, редуктор механизма вращения, а также грузовая, грейферная и стреловая лебедки.
Грузовая и грейферная лебедки крана АК-5Г(М), применяемые на кране АК-75, отличаются своим назначением.
Кран АК-75 оборудован ограничителем грузоподъемности, подъема стрелы и звуковой сигнализацией, автоматически действующей при срабатывании ограничителя грузоподъемности.
Кинематическая схема крана АК-75, установленного на автомобиле ЗИЛ-164, показана на рис. 133. При движении крана, своим ходом передача вращения ведущим колесам заднего моста осуществляется как на автомобиле.
При работе крана крутящий момент двигателя через коробку передач, шестерню и кулачковую муфту коробки отбора мощности, карданные валы, редуктор неповоротной рамы, валы передается через шестерни реверса, в зависимости от направления вращения барабанов лебедок или поворотной части крана, валу распределительной коробки.
На кране АК-75 заимствованные с крана АК-5Г(М) грейферная и грузовая лебедки используются так: первая — для подъема груза или управления грейфером, вторая — для подъема и опускания грейфера.
В остальном кинематическая схема крана АК-75 аналогична кинематической схеме крана АК-5Г.
Кран ГКМ-5Р (грейферно-копровая машина) по внешнему виду не отличается от автомобильного крана АК-5Г. Максимальная грузоподъемность его 5 тс. Устанавливается кран на шасси автомобиля ЗИЛ-164 и предназначена для использования на погрузочно-разгрузоч-ных, монтажно-строительных и других работах.
Кран оснащен крюком, грейфером и копром. Для безопасности работы кран может работать только на выносных опорах.
Рис. 133. Кинематическая схема крана АК-75:
1, 2 а 3 — шестерни коробки передач; 4 — шестерня коробки отбора мощности; 5, 25, 48 и 49 — кулачковые муфты; 6 — вал коробки отбора мощности; 7, 10, J2, 14, 45 и 47 — шарнирные муфты; 8, 11, 13 и 46 — карданные валы; 9 — вал коробки передач; 15, 16, 21, 23 и 24 — конические шестерни; 17, 19 и 55 — валы; 18, 30, 35 и 50 — цепные муфты; 20 — вал реверса; 22 — муфта включения; 26 — распределительный вал; 27, 28 и 29 — распределительные шестерни; 31 и 36 — фрикционные муфты; 32, 37, 43 и 52 — червячные валы; 33, 38, 44 и 53 — червячные шестерни; 34, 40 и 41 — барабаны лебедок; 39, 42 и 54 — тормозные устройства; 51 — муфта предельного момента; 56 — шестерня механизма вращения; 57 — зубчатый венец опорно-поворотного устройства; I — двигатель; II — коробка передач автомобиля; III—коробка отбора мощности; IV — редуктор неповоротной рамы; V— редуктор механизма вращения; VI — распределительная коробка; VII — грейферная лебедка; VIII — грузовая и стреловая лебедки:
При работе с крюком кран может перегружать единичные и штучные грузы, при работе с грейфером — мелкокусковые и сыпучие материалы, а при работе с копром — разрабатывать (разрыхлять) мерзлые и твердые грунты.
Грузоподъемность крана со стрелой, имеющей длину 6,2 м, составляет в зависимости от вылета 1—5 тс при использовании грузового полиспаста с кратностью, равной 3.
При работе крана с грейфером грузоподъемность на вылетах 2,5—4,5 м составляет 1,8 тс, полезная грузоподъемность — 0,85 тс.
При работе с копром грузоподъемность крана на вылетах 2,5—4,5 м составляет 1,6 тс (т. е. равна весу копра).
Грейферное оборудование крана ГКМ-5Р аналогично грейферному оборудованию крана АК-5Г.
Копровое оборудование состоит из клин-бабы весом 1,6 тс.
У автомобильного крана ГКМ-5Р неповоротная часть (неповоротная рама с выносными опорами и стабилизирующим устройством), поворотная рама, стрела, портал, кабина крановщика, круг катания, а также грузовая, грейферная и стреловая лебедки, механизм вращения и распределительная коробка цс реверсом единообразны с аналогичными узлами крана АК-5Г.
Коробка отбора мощности, редуктор неповоротной рамы и соединяющая их карданная передача сходны с аналогичными узлами крана АК-75.
Кинематическая схема крана ГКМ-5Р в части передачи крутящего момента от двигателя автомобиля до реверса распределительной коробки не отличается от кинематической схемы крана АК-75. Кинематическая схема грузовой, грейферной и стреловой лебедок и механизма вращения аналогична кинематической схеме крана АК-5Г.
При работе крана с копром подъем копра и сбрасывание его на грунт производятся одной грейферной лебедкой.
Краны КТС-ЗГ и КТС-3В являются башенными автомобильными полноповоротными кранами общего назначения. Установлены они соответственно на шасси автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150 и приспособлены для работы с крюком и только на выносных опорах.
Краны предназначены для выполнения грузовых монтажных работ на строительстве линейно-путевых, промышленных и жилых зданий высотой не более двух этажей. Когда нет других грузоподъемных средств, они могут быть использованы для обычных погрузочно-разгрузочных работ.
Особенностью башенных автомобильных кранов является то, что они оснащены управляемой стрелой неразъемного типа, установленной на специальной колонне (башне).
Грузоподъемность кранов в зависимости от вылета стрелы изменяется от 1, 2 до 3 тс, а высота подъема крюка у крана КТС-ЗГ —от 5,6 до 11 м, у крана КТС-ЗВ —от 5,6 до 13 м.
Краны при движении своим ходом по асфальтированному шоссе могут развивать скорость до 40 км/ч. Они могут быть переоборудованы для передвижения по рельсовому пути, имеющему колею нормальной ширины.
В 1957 г. Рижский ремонтно-механический завод выпустил первые образцы башенных автомобильных кранов типа КТС-3. Наибольший интерес представляет усовершенствованный кран КТС-3В, выпускаемый заводом до 1960 г., и модернизированный кран КТС-ЗГ, который стал выпускаться позднее.
У крана КТС-3В неповоротная рама с выносными опорами и стабилизирующим устройством, коробка отбора мощности, редуктор неповоротной рамы и опорно-поворотное устройство1, а также поворотная часть крана — поворотная рама, кабина крановщика и редуктор механизма вращения унифицированы с аналогичными узлами автомобильного крана ГКМ-5Р.
Грузовая и стреловая лебедки крана КТС-3В взаимозаменяемы с аналогичными узлами автомобильного крана ГКМ-5РА общего назначения, который является одной из модификаций крана ГКМ-5Р. На нем установлена обычная грузовая лебедка без фрикционной муфты.
На поворотной раме крана КТС-ЗВ, кроме грузовой и стреловой лебедок, установлена монтажная лебедка и распределительная коробка с реверсом; последняя подобна распределительной коробке крана ГКМ-5Р. На поворотной раме крана, кроме перечисленных узлов, имеется специальная тумба, телескопическая колонна со стрелой, ограничитель грузоподъемности, высоты подъема крюка с указателем подъема стрелы, и две П-об-разные стойки-—одна для опоры колонны, другая для опоры стрелы.
Тумба, на которой, как на основании, шарнирно закреплена телескопическая колонна, расположена над распределительной коробкой и жестко соединена с поворотной рамой.
Колонна состоит из наружной трубы (корпуса), нижний конец которой шарнирно соединен с тумбой, и внутренней трубы, телескопически входящей в трубу корпуса.
Подъем и опускание корпуса колонны из транспортного наклонного положения в рабочее вертикальное и обратно, а также подъем и опускание выдвижной части колонны осуществляются монтажной лебедкой.
В рабочем положении колонна (башня) установлена так, что ее вертикальная ось совпадает с осью вращения поворотной части крана. При транспортном положении корпус колонны располагается наклонно и опирается на опорную стойку.
Кран КТС-ЗГ показан на рис. 134. Неповоротиая часть его—-неповоротная рама с выносными опорами и стабилизирующим устройством, коробка отбора мощности, редуктор неповоротной рамы, распределительная коробка с реверсом, редуктор механизма вращения, опорно-поворотное устройство, грузовая, стреловая и монтажная лебедки взаимозаменяемы с аналогичными узлами крана КТС-ЗВ.
Рис. 134. Общий вид башенного крана КТС-3Г:
Рис. 135. Кинематическая схема крана КТС-3Г:
1, 2 и 3 — шестерни коробки передач; 4 — шестерня коробки отбора мощности; 5, 26, 44 и 45 — кулачковые муфты; 6— вал коробки отбора мощности; 7, 10, 12 и 14 — шарнирные муфты; 8, 11, 13, 31 и 42 — карданные валы; 9 — вал коробки передач; 15, 16, 21, 23 и 24 — конические шестерни; 17, 19, 30, 32, 41, 43 и 51 — цепные муфты; 18 и 56 — валы; 20 — вал реверса; 22 — муфта переключения; 25 — вал распределительный; 27, 28 и 25 — распределительные шестерни; 33, 35, 48 и 54 — червячные валы; 34, 40, 49 и 55 —червячные колеса; 35, 38, 47 и 53 —тормозные устройства; 36, 37 и 50— барабаны лебедок; 45 и 52 — муфты предельного момента; 57 — шестерня механизма вращения; 58— зубчатый венец круга катания; I — двигатель автомобиля; II — коробка передач; III — коробка отбора мощности; IV— редуктор неповоротной рамы; V — редуктор механизма вращения; VI — распределительная коробка; VII — грузовая и стреловая лебедки; VIII — монтажная лебедка;
Кран КТС-3Г отличается от крана КТС-3В тем, что вместо телескопической колонны у него установлена сварная из уголкового стального профиля решетчатая ферма (башня). Башня установлена на горизонтальной оси, закрепленной в специальной стойке, которая располагается в передней части поворотной рамы. Подъем и опускание башни происходят путем поворота ее на оси и осуществляются с помощью полиспаста и монтажной лебедки.
При сохранении той же грузоподъемности такая замена упростила конструкцию крана и сократила время, затрачиваемое на приведение его из транспортного положения в рабочее и обратно.
На поворотной раме вместо тумбы для крепления башни размещена специальная стойка с осью для блоков стрелового и монтажного полиспастов. В связи с изменением крана улучшен доступ к исполнительным механизмам на поворотной раме.
Кинематическая схема кранов КТС-3Г и КТС-3В показана на рис. 135. Схема работы грузовой и стреловой лебедок, а также механизма вращения поворотной части крана такая же, как на кране ГКМ-5Р. Отличие заключается в том, что грузовая лебедка не имеет фрикционной муфты и нет схемы грейферной лебедки.
Вращение барабана монтажной лебедки на кране КТС-ЗГ для подъема колонны из транспортного наклонного положения в вертикальное рабочее, а на кране КТС-ЗВ для установки корпуса колонны и выдвижения ее телескопической части осуществляется от вала распределительной коробки через муфту предельного момента, червяк и червячное колесо.
Краны К-61, К-51 и К-53 устанавливаются краны КМ, К-51 на щасси автомобиля МАЗ-200. По грузоподъемности они относятся к средней группе. Краны К-61 и К-51 являются полууниверсальными, кран К-53 — общего назначения.
Скорость передвижения кранов своим ходом достигает 30 км/ч. Краны по железной дороге транспортируются со снятой верхней частью стрелы.
Кран К-61 (рис. 136) грузоподъемностью 6 тс приспособлен для работы с крюком и грейфером. Он оснащен прямой стрелой разъемного типа длиной 7,35 м, которая может быть увеличена до 11,75 м с помощью специальной вставки.
Грузоподъемность крана при работе на выносных опорах со стрелой 7,35 м в зависимости от вылета изменяется от 2 до 6 гс, со стрелой 11,75 м — от 1 до 3 тс, при работе без выносных опор со стрелой 7,35 м — от 0,75 до 2 тс, со стрелой 11,75 м — от 0,25 до 1 тс.
Рис. 136. Общий вид крана К-61:
I — рама автомобиля; 2 — коробка отбора мощности; 3 — неповоротная рама; 4 — опорный ролик; 5 и 10 — выносные опоры; 6 — круг катания; 7 — редуктор неповоротной рамы; 8 — поворотная рама; 9 — стабилизирующее устройство; Л — запасное колесо; 12 — лебедка крана; 13 — зубчатая передача; 14 — портал; 15 — кабина крановщика; 16 — центральный реверс; 17 — стрела; 18 — опора стрелы; 19 —, обойма с крюком; 20 — расчалка врюка
При работе с грейфером емкостью 0,5 ж3 общая грузоподъемность крана на вылетах стрелы до 6,5 м составляет 1,75 тс, полезная грузоподъемность 0,5—0,7 тс при удельном весе груза 1-1,4 Г/м.
Неповоротная рама имеет выносные опоры откидного типа. Стабилизирующее устройство такое же, как на кране К-32.
Поворотная платформа — сварной конструкции, состоит из средней части и двух, левой и правой, боковых площадок. Средняя часть платформы — коробчатой формы, имеет две боковины, в которых установлены подшипники механизма привода и ось стрелы, а также проушины для крепления портала. Поворотная платформа с неповоротной рамой соединена шариковым опорно-поворотным устройством.
Портал состоит из двух вертикальных трубчатых стоек и двух наклонных трубчатых штанг. Нижние концы стоек и штанг соединены с проушинами боковин средней части поворотной платформы, а верхние концы — с осью портала, на которой установлены два блока стрелового полиспаста и коуш зачалки конца стрелового каната.
Кинематическая схема крана К-61 показана на рис. 137. Крутящий момент, развиваемый двигателем автомобиля, через коробку передач и карданный вал передается валу коробки отбора мощности. При движении крана своим ходом вращение от вала через кулачковую муфту передается валу и через карданный вал — заднему мосту автомобиля.
При работе крана «а первой передаче в коробке передач автомобиля или на второй вращение через карданный вал, вал коробки отбора мощности, шестерню-каретку, шестерни, вал, карданный вал, редуктор неповоротной рамы передается вертикальному валу центрального реверса.
Включением шестерни центрального реверса с шестерней 26 обеспечивается подъем груза и стрелы, а также вращение поворотной части крана. Включение с шестерней производится только при опускании крюка, а также при силовом опускании груза или стрелы; во всех других случаях необходимо включать шестерню.
При включении одной из фрикционных муфт механизма вращения крутящий момент от конической шестерни передается через коническую шестерню на вал и шестерне, находящейся в зацеплении с зубчатым венцом круга катания.
Рис. 137. Кинематическая схема кранов К-61 и К-51:
1, 2, 3, 4, 5, 6 — шестерни коробки передач; 7 —вторичный вал; 8, 10, 14, 19, 21 — шарнирные муфты; 9, 15 и 20 — карданные валы; И — ведущий вал; 12 — шестерня-каретка; 16 и 17 — шестерни коробки отбора мощности; 13 и 18 — ведомые валы коробки; 22, 23, 26, 28, 29, 46, 47, 49 — конические шестерни; 24 — кулачково-дисковая муфта; 25 — вал реверса; 27 — муфта включения; 30 и 44 — валы привода; 31, 32 и 33 — шестерни привода; 34, 38 и 43 — фрикционные муфты лебедок; 35 — вал лебедки; 36, 39 и 42 — тормоза лебедок; 37, 40 и 41— барабаны лебедок; 45 — тормоз механизма вращения; 48 — фрикционная муфта; 50 — механизм вращения; 51 — шестерня механизма вращения; 52 — зубчатый венец круга катания; I— двигатель автомобиля; II — коробка передач; III — коробка отбора мощности; IV— редуктор неповоротной рамы; V — центральный реверс; VI — механизм вращения поворотной части; VII — трехбарабан-
ная лебедка:
Направление вращения поворотной части крана зависит от того, с какой из шестерен соединена кулачковая муфта центрального реверса. Обычно ее соединяют так, чтобы вал лебедки вращался в направлении, соответствующем подъему груза.
При подъеме груза вращение вала лебедки через фрикционную муфту передается барабану грузовой лебедки. Так как на кране К-61 установлены ленточные нормально открытые тормоза, то, чтобы удержать груз на весу, следует нажать на педаль тормоза, и барабан лебедки будет заторможен. При освобождении педали тормоза барабан растормаживается и груз падает.
Вращение валу лебедки от горизонтального вала центрального реверса передается через зубчатую передачу.
Внешний вид и устройство крана К-51 имеет много общего с краном К-61. Отличается от последнего тем, что имеет грузоподъемность 5 гс и выносные опоры, как на кране К-32.
Грузоподъемность крана К-51 при работе на выносных опорах со стрелой 7,35 м изменяется от 2 до 5 тс.
Кинематическая схема крана К-51 аналогична кинематической схеме крана К-61.
Кран К-53 является модификацией крана К-51. Грузоподъемность 7,5 тс. Он может работать на выносных опорах и без них со стрелой 7,35 и 11,75 м.
Грузоподъемность крана К-53 при работе на выносных опорах со стрелой 7,35 м в зависимости от вылета изменяется от 3 до 7,5 тс, со стрелой 11,75 м — от 1,5 до 4,5 тс, при работе без выносных опор со стрелой 7,35 ж —от 1,125 до 3 тс, со стрелой 11,75 л —от 0,375 до 1,5 тс.
В конструктивном отношении кран К-53 от крана К-51 отличается тем, что имеет двухбарабанную лебедку, в которой вместо грейферной лебедки крана К-51 установлена стреловая лебедка. В связи с изменением конструкции лебедки кинематическая схема крана К-53 несколько отличается от кинематической схемы крана К-51.
Кран МКА-10М (рис. 138) имеет грузоподъемкость 10 тс, устанавливается на шасси автомобиля МАЗ-200, относится к группе тяжелых кранов общего назначения и предназначен для использования на различных монтажных, строительных и погрузочно-разгрузочных работах.
Кран оснащен прямой стрелой разъемного типа длиной 10 м, которая с помощью специальной вставки может быть увеличена До 18 м.
Грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в зависимости от вылета со стрелой 10 м изменяется от 2,4 до 10 тс, со стрелой 18 ж —от 0,5 до 5 тс, при работе без выносных опор со стрелой 10 м — от 0,5 до 2 тс.
Рис. 138. Общий вид крана МКА-10М:
Рис. 139. Кинематическая схема крана МКА-10М:
1, 4 и 9 — карданные валы; 2 и 3 — ведущий и ведомый валы; 5 — шестерня-каретка; 6 и 7 — промежуточные шестерни; 8 — ведомая шестерня; 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 22, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33 п 34 — конические шестерни распределительной передачи; 12 и 31 — валы привода; 18, 19, 20 и 21 — шестерни редуктора механизма вращения; 24 — шестерня механизма вращения; 25 — зубчатый венец опорно-поворотного устройства; 35 — барабан грузовой лебедки; 36, 37, 38 и 39 — шестерни редуктора грузовой лебедки: 40 — барабан стреловой лебедки; I — двигатель автомобиля; II — коробка отбора мощности; III — редуктор неповоротной рамы; IV — распределительная коробка; V — тормозные устройства; VI — редукторы лебедок; У/7 —реверсы; VIII — обгонная муфта; IX — редуктор механизма вращения:
Механизмы крана, раположенные на поворотной платформе, закрыты специальным кожухом, имеющим люки для осмотра.
Кинематическая схема крана МКА-10М показана на рис. 139. Крутящий момент от двигателя автомобиля через коробку передач, карданный вал передается валу коробки отбора мощности.
При движении крана своим ходом вращение от вала коробки отбора мощности передается валу, а через карданный вал — заднему мосту автомобиля.
Кран может работать на второй и третьей передачах в коробке передач автомобиля.
При работе крана вращение от вала коробки отбора мощности через шестерни, карданный вал, редуктор неповоротной рамы, промежуточный вал, конические шестерни передается поперечному валу, а через конические шестерни — продольному валу распределительной передачи.
При работе грузовой лебедки вращение от вала через соответствующую пару конических шестерен реверса, дисковую фрикционную обгонную муфту, редуктор передается барабану грузовой лебедки.
Кинематическая схема стреловой лебедки крана аналогична кинематической схеме грузовой лебедки.
Поворотная часть крана получает вращение при обкатывании шестерни, сидящей на одном валу с шестерней промежуточной передачи, по неподвижному зубчатому венцу опорно-поворотного устройства. Вращение шестерне передается от поперечного вала распределительной передачи через реверс, в зависимости от направления поворота платформы), редуктор и промежуточную передачу.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Краны АК-75 и АК-5Г(М)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы