Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Грузоподъемные краны предприятий

Публикация:
   Краны башенные

Читать далее:




Краны башенные

Башенные краны имеют вертикально расположенную башню, выполненную в виде решетчатой конструкции (из уголков или цельнотянутых труб) или трубчатой мачты. В верхней части башни укрепляется подъ; емная или балочная стрела.

На рис. 1 приведена одна из наиболее распространенных конструкций башенного крана серии БКСМ — кран модели БКСМ-5-5А (самомонтирующийся башенный кран грузоподъемностью 5 тс для строительства зданий высотой до пяти этажей). Этот кран имеет башню решетчатой конструкции, оканчивающуюся конусообразной головкой. На нее через цапфу опирается поворотная часть крана (поворотная головка с укрепленными на ней противовесом, стрелой и кабиной). Стрела крана поддерживается полиспастом, по нижней части ее передвигается грузовая каретка. При работе с поднятой стрелой каретка неподвижно закрепляется на ее конце.

Различают башенные краны самоходные, передвигающиеся по рельсовому или безрельсовому пути, и стационарные, установленные на фундаменте. Наибольшее применение башенные краны имеют на строительстве. Они используются также для обслуживания технологических процессов, например, на заводах по производству железобетонных изделий и погрузочио-разгрузочных работ на складах.

Применяемые в строительстве башенные краны могут быть классифицированы на краны для жилищного и гражданского строительства и краны для промышленного и гидротехнического строительства.

По конструкции башенные краны различают:
1) краны с башней, вращающейся вокруг своей вертикальной оси вместе с закрепленной на ней стрелой и противовесом. Последний имеет верхнее или нижнее расположение. К этому типу относятся краны современных моделей серии КБ, а также краны серии БТК с трубчатой башней, серии МСК с решетчатой башней и др.;
2) краны с невращающейся башней. Стрела и противовес у этих кранов крепятся к специальному шатру, вращающемуся вокруг головной части неподвижной башни. Краны такого типа ранее имели наибольшее распространение, к ним относятся коаиы серии БКСМ (от БКСМ-1 до БКСМ-14), БК, УБК и др.

Башенные краны, предназначенные для строительства многоэтажных зданий, имеют телескопические устройства, позволяющие изменить высоту башни в период постройки здания. Кран с телескопическим устройством КБ-160.2 показан на рис. 2.

Башня крана состоит из неподвижной секции (портала) и выдвижных секций. Всего выдвижная часть крана включает четыре инвентарные секции длиной 5,6 м каждая и одну головную секцию. Выдвижная часть опирается основанием на портал, установленный на поворотной платформе и удерживаемый в вертикальном положения телескопическими подкосами. Башня выдвигается полиспастом, канат которого одним концом закрепляется в верхней обвязке портала, а другой закрепляется на барабане грузовой лебедки. При этом грузовой канат снимается с барабана.

Кабина машиииста размещается в головной секции башни на уровне подвеса стрелы. По мере подращивания башни кабина поднимается вверх.

Стрелы башенных кранов выполняются с перемещающейся по ним тележкой или без нее. В последнем случае полезная нагрузка приложена к крайней точке стрелы. Наличие тележки позволяет подавать груз в назначенное место без перемещения самого крана и повысить плавность движения груза при изменении вылета стрелы. Однако краны, оборудованные такой (балочной) стрелой, имеют меньшую высоту подъема груза, так как стрела при нормальной работе расположена горизонтально.

У некоторых кранов (БТК 5/8, КБК-160.2) грузовая тележка может быть жестко закреплена на конце стрелы и кран в этом случае работает как с обычной подъемной стрелой. Для уменьшения габаритов при перевозке стрела может быть выполнена складывающейся.

Рис. 1. Кран башенный БКСМ 5—5А

Изменение угла наклона стрелы у башенных кранов осуществляется путем сокрашения или удлинения стрелового полиспаста с помощью ручной или электрической лебедки или путем перепасовки полиспастов. Изменение вылета у кранов с подъемной стрелой может быть установочным, т. е. без груза на крюке, или маневровым, т. е. с грузом на крюке.

Рис. 2. Общий вид башенного крана КБ-160.2:
1 — тележка; 2 — ходовая рама; 3 — монтажный барабан; 4 — стреловая лебедка: 5 — балласт; 6 — стреловой канат; 7 — грузовой канат: 8 — кабина; 9 — стреловой расчал; 10 — стрела; 11 — датчик ограничителя грузоподъемности; 12 — крюковая обойма; 13 — башня: 14 — грузовая лебедка; 15 — механизм поворота; 16 — поворотная платформа; 11 — опорно-поворотный круг

Для уравновешивания массы стрелы и части грузового момента башенные краны снабжаются противовесом. Противовес выполняется в виде неподвижной противове-совой консоли или груз подвешивается к тяге, которая закрепляется к противовес-ной части стрелы, или плиты противовеса размещаются на поворотной платформе крана.

На некоторых башенных кранах ранних выпусков (БК-5, СБК-2) были применены качающиеся противовесные консолн для соблюдения постоянного соотношения между моментом от груза и противовеса при различных углах наклона стрелы.

Башня крана устанавливается на опорной части, предназначенной для передачи усилия от башни через ходовые колеса на крановый путь.

Опорная часть выполняется в виде ходовой рамы, пирамидального шатра или портала и снабжается ходовыми тележками. Типы и основные параметры ходовых тележек башенных кранов регламентированы ГОСТ 14643—69. Стандартные тележки могут изготовляться двух типов (I — ведущая, II — ведомая) с числом колес от 2 до 8 в зависимости от вертикальной нагрузки на тележку.

Для возможности перемещения крана по криволинейному участку пути применяется флюгерная подвеска ходовых тележек к ходовой раме крана. При этом к проушинам рамы крепятся четыре диагонально расположенных поворотных флюгера, имеющих коробчатое сечение. Соединение ходовой тележки с флюгером производится шкворнем. Вращение шкворня во флюгере дает возможность также переводить кран на перпендикулярные пути. У некоторых кранов (например, БК-1000) опорный узел выполнен в виде трехопорного портала, на каждой опоре которого установлены балан-сирные двухколесные тележки. Применение трехопорного портала позволяет проходить крану криволинейные участки пути, не прерывая работы.

На строительстве жилых зданий применяются мобильные башенные краны. Они имеют решетчатую или трубчатую башню. Характерная особенность этих кранов — складные башня и стрела. Этим облегчаются монтаж, демонтаж, и транспортировка крана.

Мобильные краны демонтируются и переводятся в транспортное положение последовательным опусканием стрелы и башни и подведением под ходовую часть одноосной пневмоколесной тележки.

К мобильным относятся, например, краны БК-215, МСК 3-5/20 и др. Они имеют поворотную платформу с установленными на ней башней, противовесом и механизмами. Поворотная платформа устанавливается при помощи опорно-поворотного круга на раме.

К мобильным кранам относятся также краны серии КБ. Краны этой серии изготовляются в соответствии с ГОСТ 13555—68 «Краны башенные строительные передвижные. Типоразмеры и основные параметры», выпущенным взамен ГОСТ 7379—61, по которому ранее устанавливались параметры кранов серии КБ.

Новым ГОСТом предусмотрено изготовление кранов серии КБ грузоподъемностью до 50 тс, высотой подъема до 60 м и скоростями подъема груза до 80 м/мин. На кранах применяются унифицирование лебедки, механизмы поворота и ходовые устройства.

Передвижные строительные краны серии КБ имеют единую конструктивную схему. Они выполняются с поворотной башней, нижним расположением противовеса. В вертикальном положении башня закрепляется с помощью подкосов, связанных с верхней частью двуногой стойки. Краны снабжены электрическим многомоторным приводом. Характерной особенностью кранов этой серии является высокая мобильность: кран транспортируется целиком (без разборки), без демонтажа канатов и электрооборудования. Применением выносных кабин обеспечивается хорошая видимость фронта работ Краны рассчитаны на прохождение по кривым малого радиуса (6—7 м).

Рис. 3. Приставной башенный кран

ГОСТ 13555—68 рекомендовано на базе основных моделей изготовление кранов: с различным числом промежуточных секций башни и стрелы; с балочной стрелой; на безрельсовом ходу; без башни — в стреловом исполнении и кранов-погрузчиков и других.

Например, кран КБ-100, предназначенный для строительно-монтажных работ при возведении крупнопанельных жилых и гражданских зданий высотой до пяти этажей, выпускается в двух исполнениях: решетчатом (КБ-100.0) и трубчатом (КБ-100.1). На базе этого крана, являющегося основной моделью, созданы следующие модели его: КБ-100. ОМ и КБ-100.2 —для 9-этажного строительства, КС-100 — для работ по нулевому циклу, КП-100 — для по-грузочно-разгрузочных работ на складах, КБ-100.1С — для работы в условиях Крайнего Севера, КБк-100. 1—кран с балочной стрелой.

Общий вид кранов КБ-100.1 приведен на рис. 2.

На базе башенного крана КБ-160.1, предназначенного для строительно-монтаж-ных работ при возведении 7—8-этажных жилых и гражданских зданий из крупных панелей и объемных элементов массой до 8 т, создан ряд его моделей: КБ-100.1М — для строительства 9-этажных зданий, КБ-160.2 и КБк-100.2 — для строительства 16-этажных зданий (с подъемной и балочной стрелами), КБ-160.2С — для работы в условиях Крайнего Севера, КБ-160.4 — для строительства элеваторов.

При строительстве многоэтажных зданий высотой до 150 м применяются приставные и самоподъемные краны, основные параметры и размеры которых установлены ГОСТ 14274—69.

Характерной особенностью приставных кранов является то, что они выполняются стационарными, а башня крепится через определенный интервал к возводимому зданию и постепенно наращивается по мере роста здания. Основной особенностью самоподъемных кранов являются установка их на металлическом каркасе или стенах строящегося здания и самоподъем без разборки на новый рабочий уровень специальным механизмом по мере возведения здания.

Рис. 4. Общий вид крана КБ-100.1

Выполненным конструкциям самоподъемных кранов было присвоено наименование УБК, что означает универсальный башенный кран.

Рис. 5. Самоподъемный башенный кран

Башенные краны для промышленного н гидротехнического строительства серии БК грузоподъемностью до 75 тс с грузовым моментом 300 (БК-300), 600 (БК-600), 1000 (БК-1000) и 1425 тс-м (БК-1425) монтируются и демонтируются по частям при помощи внешних грузоподъемных средств. Все краны серии БК выполняются с четы-рехопорным порталом, кроме крана БК-1000, снабженного трехопорным порталом.

Подкрановый путь башенных кранов должен быть выполнен с соблюдением следующих требований:
— укладка подкранового пути должна производиться на гравийный или щебеночный балластный слой; грунт под балластным слоем должен быть послойно уплотнен; в случае укладки пути на отдельных участках на жесткое основание, над последним должен быть предусмотрен балластный слой, обеспечивающий равномерность просадки пути;
— ширина балластного слоя (по верху) должна превышать длину шпал (полушпал) не менее чем на 300 мм (по 150 мм на сторону), толщина слоя должна быть равна 250 мм для кранов грузоподъемностью до 2 т и не менее 350 мм для кранов большей грузоподъемности;
— рельсы подкранового пути должны укладываться на деревянные шпалы, отвечающие требованиям ГОСТ 78-40 «Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи» или на металлические или железобетонные шпалы с шириной основания не менее 240 мм; при укладке рельсов на бетонном или железобетонном основании применение шпал не обязательно.
— типы рельсов, применяемых для путей различных кранов, а также радиусы закруглений путей, устанавливаются по данным паспортов кранов;
— при укладке пути на балластной призме просвет между шпалами должен быть не менее 175 мм, за исключением случая, когда над шпалой приходится стык рельсов;
— выступающие концы шпал (полушпал) должны иметь длину не менее 400 мм; полушпалы должны быть уложены симметрично относительно рельса;
— стыки рельсов должны быть расположены вразбежку и над шпалами, допускается устройство стыка между сближенными шпалами с обязательным применением фартучных стыковых накладок; зазор между рельсами не должен превышать 3 мм;
— при укладке пути на полушпалы должны быть предусмотрены жесткие стяжки между рельсами в количестве не менее двух на звено пути;
— в концах подкранового пути перед тупиковыми упорами должны быть предусмотрены приспособления (тормозной клин, балластная призма, упругий буфер), обеспечивающие плавное снижение скорости крана;
— подкрановый путь должен быть заземлен; корпуса электродвигателей и электроаппаратов должны быть соединены с металлическими конструкциями с помощью крепежных болтов или специальных перемычек; обе нитки подкранового рельсового пути через перемычки заземляются с помощью электродов — стальных труб диаметром 50—75 мм и длиной около 2,5 м, забиваемых в землю на расстоянии 3—5 м друг от друга; к трубам приваривают стальную полосу 40×4 мм или круглую сталь диаметром 16 мм, другой конец которой приваривают к рельсу;
— стыки рельсов соединяют стальной проволокой диаметром 7—9 мм;
— на башенных кранах, к двигателям которых электроэнергия подается четырехжильным гибким кабелем, нулевая жила кабеля присоединяется к металлоконструкциям крана и заземляющей системе.

На рис. 6 показаны схемы рельсовых путей для башенных кранов. По схеме а монтируются пути для кранов БКСМ-1, БК-2, ПБК-750, БКСМ-4, БКСМ-5, по схеме б — для кранов СБК-1, Т-128, БКСМ-3, М-3-5,5, БКСМ-10; по схеме в — для кранов М-3-5-10, БК-5-195, БКСМ-14. БК-151.

Рис. 6. Схемы рельсовых путей башенных кранов

На рис. 7 показано устройство для прохода башенных кранов типов СБК-1, БКСМ-3, Т-128 по закруглениям рельсовых путей радиусом по внутреннему рельсу 3,5 м. Устройство для разворота крана представляет собой сварную балку, уложенную поперек пути на нижние продольные балки портала и соединенную с ними болтами. В середине балки помещено поворотное двухребордное колесо (стандартное колесо башенного крана, опирающееся на шариковый подпятник), к лобовикам которого присоединены два направляющих ролика. Поворотное колесо располагается на одной оси и на одинаковом уровне с одним из скатов крана.

Рис. 7. Устройство для прохода башенных кранов СБК-1, БКСМ-3 по закруглениям рельсовых путей

На закруглении подкранового пути между основными рельсами укладывается дополнительный криволинейный рельс, выгнутый по специальному шаблону. При подходе крана к закруглению поворотное колесо крана наезжает на дополнительный рельс, имеющий на длине 2,2 м подъем в 30 мм, и, поднимаясь по наклону, начинает брать на себя нагрузку, которая до этого передавалась на два основных колеса крана. При подъеме на 30 мм реборды этих двух колес оказываются выше головок рельсов, и кран начинает опираться на три колеса (поворотное и два основных) вместо четырех. Пройдя кривую, кран вновь становится четырьмя колесами на основные рельсы, что достигается наличием спуска в 30 мм на длине 2,2 м концевого участка дополнительного рельса.

При необходимости повернуть кран под углом для перевода на пересекающиеся пути можно пользоваться приспособлением, состоящим из шпальной клетки, опорной плиты с гнездом, упорным стержнем и конусом, опорной рамы и гидравлического домкрата.

Для поворота крана устраивают новый рельсовый путь в месте поворота крана и заготовляют 20—30 шпал. На участке пересечения устанавливается подставка и на нее домкрат с опорной плитой и конусом. Предварительно на клетку укладывается стальной лист толщиной 10 мм. Кран передвигается к месту поворота и устанавливается над подставкой, а затем закрепляется к рельсам захватами. Поворотная головка башни расчаливается вантами; к площадке портала электросваркой прикрепляется опорная рама из двух пар двутавровых балок № 30.

Рельсы под краном освобождают от шпал, кран домкратом приподнимают над шпалами. В таком положении кран разворачивают с помощью ломика на упорном стержне опорной плиты. Одновременно с этим поворачивают головку со стрелой в обратном направлении. После поворота крана в положение, при котором концы рельсов нового пути и рельсового пути под краном совпадут, под них укладывают шпалы и опускают кран вместе со звеном рельсов на шпалы. Рельсы прикрепляются к шпалам через подкладки, торцы рельсов соединяются накладками и кран передвигается на новый путь.

Монтаж и демонтаж

Кран Т-178-1 необходимо монтировать в такой последовательности:
— подготовить и уложить подкрановый путь;
— установить якорь на расстоянии 36,5 м от нижнего шарнира крепления стрелы на тележке;
— тележку крана, состоящую из двух отдельных рам, установить на рельсы, состыковать, закрепить противоугонными захватами;
— собрать портал; при этом нижнюю секцию башни соединить с порталом и пристыковать к ней верхнюю секцию башни;
— автокраном или другими подъемными средствами поднять поворотную платформу с хвостовиком и завести хвостовик в верхнюю секцию башни;
— при монтаже установить стрелу длиной 18,95 м; используя любые подъемные средства, поднять стрелу и расчалить ее боковыми расчалками;
— перед началом монтажа контроллер грузовой лебедки вывести на четвертую ступень на подъем;
— подъем башни производится собственной грузовой лебедкой; не доводя башню до положения неустойчивого равновесия, выключить рубильник, натянуть канат ручной лебедки; затем периодически включать лебедку подъема груза, отпуская при этом канат ручной лебедки, и плавно опустить кран на тележку;
— когда башня примет вертикальное положение, портал немедленно соединить с тележкой болтами;
— опустить стрелу в исходное положение;
— грузовой лебедкой произвести подъем стрелы до уровня крепления ее на поворотной платформе, довести стрелу до совпадения ее отверстий с отверстиями проушин, затем заложить оси, закрепив их регелями;
— зачалить канат на стреловом барабане, намотав весь канат на барабан;
— включением стреловой лебедки произвести подъем стрелы в рабочее положение.

Демонтаж крана производится в обратном порядке.

Монтаж ведется в такой последовательности: монтаж портала; соединение основания стрелы с одной из сторон портала; соединение 4-й и 3-й секции башни с другой стороны портала; соединение 1-й и 2-й секций башни, подтаскивание их к 3-й секции и присоединение к ней; присоединение головки башни к 1-й секции; сборка лестницы на башне; укладка якоря на расстоянии 21—22 м от центра портала; подвеска трехблочного полиспаста к головке стрелы; запасовка монтажного троса на барабан лебедки в полиспаст; подготовка контроллера подъема, тормоза и боковых расчалок стрелы; подъем стрелы в мотажное положение при помощи грузовой лебедки;

подъем башни при помощи грузовой лебедки; загрузка крана балластом; подъем противовеса грузовой лебедкой; загрузка противовеса балластом; подготовка стрелы к подъему в рабочее положение; запасовка монтажного троса перед подъемом стрелы; подъем стрелы при помощи грузовой лебедки в рабочее положение; запасовка рабочего троса.

Демонтаж крана осуществляют в обратной последовательности.

При ускоренном методе монтажа башню крана устанавливают на козлах высотой 7—8 м и закрепляют на ней противовес-ную консоль, которую вместе с головкой поворачивают в вертикальное положение. Стрелу с канатным расчалом шарнирно соединяют с головкой. Балласт при этом способе монтажа подвешивается с помощью рамки и болтов к площадке портала.

При подъеме башни стрела опускается и при посадке башни на портал принимает рабочее положение.

Краны с поворотной головкой типа СБК-1, Т-178, БКСМ-3 при укрупненном монтаже собирают из портала, четвертой и третьей секций башни, второй и первой секций, головки, стрелы и противовеса с применением автомобильного крана грузоподъемностью 5 т.

Установка стрелового крана С-391 должна производиться в такой последовательности:
— подготовить приямйк в начале подкранового пути для пневмоколес крана при заведении его на рельсы;
— перед опусканием крана по наклону в приямок проверить соосность ходовых колес и рельсов;
— завести транспортный поезд на подкрановый путь так, чтобы пневмоколеса стали против приямка, а ходовые колеса — над рельсами;
— затем спустить кран в приямок и поставить ходовыми колесами на рельсы;
— отсоединить дышло и освободить автомашину;
— если балластные плиты транспортировались отдельно — уложить их на поворотную платформу;
— снять пневмоколеса и укрепить их на поворотной платформе;
— снять с автомашины седельное устройство, подключить кран к электросети, отсоединить оттяжки от ходовой тележки;
— зашунтировать конечные выключатели механизма ограничения подъема груза и механизма ограничения вылета стрелы, находящейся на правой стенке пульта управления в кабине.
— ослабляя грузовой трос, отклонить подстрелок до его нормального положения и отсоединить крюк грузовой обоймы от мачты;
— поднять мачту с прикрепленной к ней стрелой с помощью стреловой лебедки так, чтобы мачта своими упорами, расположенными внизу, коснулась упора на поворотной платформе; при этом следить за тем, чтобы обе ветви стрелового троса легли на балке монтажной стойки;
— снять с монтажной стойки оттяжки мачты (предварительно сняв шайбы, привинченные к торцам вала монтажной стойки) и надеть их на бобышки, приваренные к верхней части каркаса для балласта на поворотной платформе;
— ослабить стреловой трос так, чтобы мачта держалась на своих оттяжках, и рассоединить мачту и стрелу;
— поднять стрелу стреловой лебедкой до вылета 10 м;
— снять шунт с ограничителей высоты подъема груза и вылета стрелы Если пневмоколеса не используются при монтаже, как дополнительный балласт, то вместо них необходимо на то же место установить другой груз, равный по весу пневмоколесам.

Рис. 8. Схема перевода крана С-391 из транспортного положения в рабочее
а — установка автопоезда с краном в начальное положение монтажа; б — схема подъема мачты; в — схема подъема стрелы

Необходимо тщательно проверить крепление всех оттяжек, запасовку тросов и смазку шарнирных соединений.

Перевод крана в транспортное положение необходимо выполнять в такой последовательности:
— передвинуть кран так, чтобы его трнаспортная ось оказалась примерно над центром приямка, при этом грузовая обойма должна быть на расстоянии 3,5—4 м от головки стрелы;
— опустить стрелу с помощью стреловой лебедки, предварительно зашунтировав конечные выключатели ограничения вылета стрелы и ограничения высоты подъема груза;
— подтянуть вручную стрелу к мачте и закрепить в таком положении с помощью шпилек и планок;
— стреловой лебедкой подтянуть мачту назад так, чтобы упоры мачты коснулись упоров поворотной платформы, и в этот момент отключить стреловую лебедку;
— снять оттяжки мачты с бобышек, укрепленных на каркасе для балласта, и надеть их на ось монтажной стойки;
— опустить мачту, соединенную со стрелой, до натяжения мачтовых оттяжек, обе ветви ослабленного стрелового троса должны быть уложены на блоки монтажной стойки;
— завести крюк в специальное ушко, находящееся в нижней части мачты, подтянув грузовым тросом подстрелок вплотную к стреле, и натянуть грузовой трос;
— снять пневмоколеса у платформы, установить их на ось прицепа и присоединить дышло;
— подвести к крану задним ходом автомашину с установленным на ней седельным устройством, соединить автомашину с дышлом, уложить мачту со стрелой и подстрелком на седельное устройство и закрепить их;
— надеть оттяжки на крюки ходовой тележки и затянуть; подвязать к стреле стреловые оттяжки;
— тщательно проверить надежность соединения крана с автомашиной, крепления оттяжек и пневмоколес и осторожно вывести кран из приямка.

После того как; кран подготовлен к пуску, машинист при входе в кабину включает рубильник установочного автомата, аварийный выключатель и кнопку пуска; при этом сигнальная красная лампочка загорается и вся цепь находится под напряжением.

При перерыве в работе даже на короткое время машинист обязан отключить кран от сети с помощью рубильника установочного автомата. При окончании работ выключить также и аварийный выключатель. Универсальный переключатель должен быть установлен в нулевое положение.

Ниже приводятся операции, выполняемые краном, и правила его эксплуатации:
— подъем и опускание груза при отключенной стреловой лебедке; подъем и опускание стрелы в грузом; при этом .грузовая лебедка должна быть отключена; передвижение крана; поворот крана;
— подъем и спуск груза осуществляются переключением рукояти универсального переключателя;
— при опускании груза с небольшой высоты и монтаже габаритных элементов операцию следует производить периодическими переключениями универсального переключателя от 0 до 45° и наоборот;
— груз должен останавливаться на необходимой высоте постепенным снижением скорости без резкого рывка;
— когда опускаемый груз окажется на высоте 1—1,95 м от уровня посадочной площадки, рукоять универсального переключателя следует перевести на положение 0, а затем операцию производить, как при опускании груза с небольшой высоты;
— подъем и спуск стрелы с грузом производятся путем нажатия соответствующих кнопок;
— перед тем как остановить стрелу, следует попеременно нажать кнопки включения и выключения стрелового механизма, чтобы избежать значительного влияния сил инерции;
— при подходе стрелы к минимальному вылету 5 м необходимо следить за срабатываемостью конечного выключателя ограничителя вылета; если вследствие неисправности конечный выключатель не срабатывает, а стрелка указателя показывает вылет 5 м, машинист обязан немедленно выключить стреловой механизм или отключить кран с помощью аварийного выключателя.
— при срабатывании конечного выключателя на минимальном вылете 5 м, чтобы снова начать работу, надо нажать кнопку на пульте управления, чтобы стрела двигалась по направлению увеличения вылета;
— не допускать, чтобы стрела своими упорами касалась мачты.

Допускается одновременная работа:
1) подъем и спуск груза+поворот;
2) подъем и опускание стрелы-поворот;
3) передвижение крана + подъем или спуск груза;
4) передвижение крана -подъем или опускание стрелы.

Краны с поворотной башней

Монтаж крана С-390 необходимо выполнять в такой последовательности:
— собрать подкрановую раму и установить на рельсовый путь;
— прикрепить поворотный круг к подкрановой раме, установить основание башни с механизмами на поворотный круг и укрепить болтами;
— приподняв конец собранной башни со стороны ее нижней секции, завести проушины последней в проушины основания башни и соединить их пальцами;
— соединить секции стрелы между собой болтами; приподнять башню (со стороны головки) и завести стрелу под башню;
— при опускании башни завести проушины стрелы в проушины головки башни и соединить их пальцами;
— прикрепить головку стрелы тросом к усиленному раскосу нижней секции башни и установить противовес;
— приподнять башню вместе со стрелой за головку и присоединить к, основанию стрелы кронштейн подъема стрелы;
— опустить башню и опереть ее на кронштейн подъема стрелы, под который предварительно положить две шпалы;
— установить на нижней секции башни монтажную стойку и уложить ее вдоль башни, после чего присоединить к башне оттяжку;
— подъем крана в рабочее положение выполнить при помощи стреловой лебедки, для чего:
— опустить монтажную обойму в нижние отверстия монтажной стойки;
— открепить головку стрелы от усиленного раскоса башни и с помощью стреловой лебедки поднять стрелу в рабочее положение.

Перевозка крана автомашиной осуществляется без распасовки канатов.

Демонтаж необходимо осуществлять в такой последовательности:
— опустить стрелу вдоль башни, управляя стреловой лебедкой из кабины;
— закрепить головку стрелы тросом за усиленный раскос нижней секции башни;
— поднять монтажную обойму до уровня верхних отверстий монтажной стойки;
— демонтировать верхние шарниры основания башни включением рубильника, отнесенного от крана на некоторое расстояние, опустить башню в горизонтальное положение;
— подняв башню за ее головку, снять автокраном кронштейн подъема стрелы и опустить основанием стрелы на седельное устройство автомашины;
— закрепить башню двумя штырями через проушины в стреле и седельном устройстве;
— включая стреловую лебедку, поднять основание крана; надеть на ось тележки пневмоскаты автомашины МАЗ или Я A3; с помощью стреловой лебедки опустить основание крана на пневмоскаты.

Перевод крана БК-215 из транспортного положения в рабочее. При переводе крана из транспортного положения в рабочее, операции необходимо производить в следующем порядке:
— с помощью тягача, транспортировавшего кран, закатить последний на подкрановый путь. Тягач поставить на тормоза и подсоединить силовой кабель крана к сети;
— разгрузить стяжки, поддомкрачивая холостую тележку, после чего снять стяжки. После снятия стяжек опустить домкрат и колеса ходовой тележки на рельсы подкранового пути;
— вывести монтажную стойку из горизонтального положения; снять нагрузку с пневмоколес, приподнимая задний конец платформы натяжением стрелового полиспаста;
— снять пневмоколеса вместе с дисками и шпильками со ступиц; опуская заднюю часть платформы, установить приводную тележку на рельсы;
— обе ходовые тележки закрепить на подкрановом пути рельсовыми захватами;
— стреловой лебедкой с помощью стрелового полиспаста поднять с инвентарной поворотной опоры 6 сложенную башню и стрелу в вертикальное положение и закрепить ее в платформе верхними пальцами. Отсоединить дышло и выкатить тягач;
— снять стяжку с монтажной (стойки и установить эту стойку на платформу в имеющиеся в задней части последней проушины;
— загрузить платформу контргрузом, используя в качестве подъемных средств монтажную стойку и монтажный барабан;
— поднять верхнюю обойму стрелового полиспаста с помощью монтажного оборудования, предназначенного для поднятия головки башни;
— с помощью стреловой лебедки поднять головку башни с присоединенным к ней основанием стрелы;
— состыковать головку башни с основанием башни и основание стрелы со вставкой;
— поднять верхнюю обойму монтажным канатом в верхнее положение и соединить ее с оттяжкой стрелы;
— опустить нижнюю обойму стрелового полиспаста и соединить ее с обоймой ограничителя грузоподъемности;
— с помощью стреловой лебедки поднять стрелу в рабочее положение.

Для перевода крана в транспортное положение необходимо:
— установить кран на рельсовые захваты;
— опустить верхнюю обойму стрелового полиспаста в нижнее положение и соединить с канатом монтажного оборудования, а монтажный канат после этого отсоединить от обоймы;
— опустить головку башни и прикрепить ее к основанию башни двумя болтами;
— опустить верхнюю обойму стрелового полиспаста до уровня головки монтажной стойки башни и закрепить ее в стойке;
— установить монтажную стойку в проушины платформы и наклонить стойку назад;
— снять блоки контргруза с платформы и погрузить их на автомашину с помощью монтажной стойки, стреловой лебедки и монтажного барабана;
— монтажную стойку отсоединить от платформы, поднять ее монтажным канатом и установить на башню в прежнее (вертикальное) положение;
— опустить башню на инвентарную поворотную опору тягача путем сматывания каната стреловой лебедки;
— натяжением стрелового каната приподнять заднюю часть платформы и ходовой части на величину, необходимую для установки пневматических колес, и установить пневмоколеса;
— опустить платформу с ходовой частью на пневмоколеса, предварительно подведя под них доски или настил для возможности выезда крана с подкранового пути;
— установить стяжки, опустить домкрат и монтажную стойку, которую закрепить на башне;
— крюковую обойму уложить на платформу и закрепить проволокой; грузовой канат установить на сжимы, свободно провисающие монтажные канаты закрепить на башне проволокой.

При монтаже крана МСК 3-5/20 необходимо выполнить следующие основные операции:
— завести кран при помощи транспортного тягача на подкрановый путь, поставить тягач на тормоза и подсоединить силовой кабель к сети;
— с помощью домкрата опустить колеса ходовой тележки на рельсы подкранового пути и поднять монтажную стойку до полного натяжения оттяжного каната, соединяющего стойку с башней;
— поднять стреловым полиспастом зданий конец ходовой тележки, выкатить пневмоколеса, опустить ходовую тележку на рельсы, закрепив ее на подкрановом пути рельсовыми захватами;
— разгрузить с помощью монтажной стойки балласт на платформу крана;
— поднять стреловой лебедкой через стреловой полиспаст сложенную башню и стрелу в вертикальное положение и закрепить ее на платформе;
— поднять стреловой лебедкой через полиспаст головку башни с присоединенным к ней основанием стрелы и состыковать основание стрелы со вставкой;
— освободить место крепления стрелы с башней и с помощью стреловой лебедки поднять стрелу в рабочее положение.

Перевод крана из рабочего в транспортное положение совершается в обратной последовательности.

Указания по эксплуатации башенных кранов

Перед пуском крана в начале смены машинист обязан проверить:
— подкрановые пути, исправность тупиковых и ограничительных устройств, целость заземления, исправность вводного ящика и рубильника;
— металлоконструкции,- особенно сварные швы; при наличии трещин установить возможность дальнейшей работы крана;
— состояние крюка и его крепление в обойме, действие ограничителей передвижения крана, крюка и стрелы, тормозов и муфт, противоугонных клещей, состояние шпоночных соединений, валов, сальников, наличие смазки во втулках колес, состояние и правильность навивки канатов на барабаны, состояние полиспастов и расчалок, а также крепления стрелы и противовеса, подтянуть болтовые соединения;
— плавность хода штурвалов контроллеров и состояние их кулачков и сегментов, действие контакторов и магнитных пускателей, состояние сопротивлений и плавких вставок, действие звукового сигнала, освещение крана и площадки, токоподводящий гибкий кабель и надежность заземления крана и подкранового пути.

Результаты проверки крана должны быть записаны в журнал приема и сдачи смены с указанием основных неисправностей и отметки об их устранении.

На кране должен быть комплект инструмента, обтирочные и смазочные материалы.

При эксплуатации крана должны соблюдаться следующие правила:
— управление всеми рабочими движениями крана машинист производит только по сигналам такелажников, сигнальщика или монтажников. Машинист обязан поднимать грузы, вес которых ему известен и не превышает наибольшей грузоподъемности, допускаемой на данном вылете стрелы;
— подъем груза, близкого по величине к допустимому для данного вылета стрелы, производится в два приема: вначале груз поднимают на высоту в 50 см; проверив устойчивость крана и исправность его тормозов, груз опускают на землю; после этого груз поднимают на заданную высоту.
— для обеспечения безопасности работ при горизонтальном перемещении груза необходимо, чтобы он был поднят выше встречающихся предметов и конструкций не менее, чем на 0,5 м, а при движении над участками, где работают люди, не ниже чем на 3 ж от уровня, на котором располагаются рабочие;
— при работе нескольких башенных кранов на одном пути или на параллельных путях машинисты должны соблюдать расстояние между смежными поднимаемыми грузами не менее 5 м. При работе на башенных кранах запрещается: поднимать и спускать грузы, вес которых неизвестен;
- отрывать прикрепленные к сооружениям или примерзшие к земле грузы и подтаскивать грузы со стороны, а также оставлять груз по окончании или во время перерыва навесу;
— производить чистку и смазку крана во время работы;
— оставлять стрелу на минимальном вылете;
— работать на кране при деформированных уголках стрелы или мачты;
— освобождать тормоз нажатием на якорь электромагнита рукой; работать при зашунтированных конечных выключателях; работать за пределами, ограниченными конечными выключателями.

После окончания работы машинист должен:
— поставить кран на специальный участок пути и закрепить его на рельсах с помощью противоугонных приспособлений;
— поднять крюк и поставить стрелу на наибольший вылет;
— выключить все рубильники;
— рычаги и штурвал контроллеров поставить в нулевое положение.

Смазывать детали и узлы башенных кранов нужно следующими смазочными материалами:
— опорные ролики, центральную цапфу, поворотный механизм, подшипники кабельного барабана — солидолом УСс-2 или УС-2 летом и УСс-1 или УС-1 зимой через 64 часа;
— подпятник крюка, барабан и стойку грузовой лебедки, ходовые колеса той же смазкой через 120 час.;
— монтажные и грузовые блоки, подшипники вала грузовой и стреловой лебедок — через 480 час.

Зубчатые открытые передачи, цевочные колеса, подшипники трансмиссионных валов — смазкой УСА через 64 часа.

Червячные и цилиндрические редукторы — нигролом 1 и 3 через 480 час.

Таблица 1
Количество машино-рейсов автомобилей, потребное для перевозки башенных кранов

При перевозке кранов 30—40% автомобилей должны быть укомплектованы прицепами.

Таблица 2

Неисправности такелажа и механической части башенных кранов и способы их устранения

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Грузоподъемные краны предприятий

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Краны башенные"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства