Эти краны имеют жесткую рамную или балочную несущую конструкцию (мост), установленную на колеса, обычно перемещающиеся по рельсам. Рельсовый путь опирается на колонны или конструкции зданий.
Мостовые краны могут иметь электрический и ручной приводы. Управление кранами осуществляется из кабины, с пола (при помощи : кнопочной станции, подвешенной на кабеле) и с центрального пульта. По конструкции моста краны бывают двухбалочными и однобалочными.
На рис. 1 представлен однобалочный мостовой кран с ручным приводом.
Краны мостовые электрические двухбалочные подразделяют на три основные группы:
а) краны общего назначения (крюковые) грузоподъемностью от 5 до 250 т, предназначенные для переработки различных штучных грузов;
б) краны специальные (магнитные, грейферные, магнитно-грейферные и др. грузоподъемностью 5—30 т);
в) краны металлургические.
К кранам мостового типа относятся также штабелеры, кран-балки опорные, подвесные и многоопорные.
Рис. 1. Однобалочный мостовой кран:
1 — несущая балка; 2 — концевые балки; 3— ходовое колесо; 4 — ручная таль; 5 —приводная цепь; 6 — приводная цепь механизма передвижения; 7 — трансмиссионный вал
Мостовой электрический кран состоит из моста, движущегося по подкрановым рельсовым путям, уложенным вдоль эстакады, и крановой тележки, перемещающейся по рельсам, уложенным на мосту. Такие краны имеют один или два крюка. На контейнерных площадках и площадках тяжеловесных грузов применяются мостовые краны с одним крюком грузоподъемностью 5—10 и 15 т, управляемые из кабины.
Рис. 2. Мостовой электрический рельсовый кран грузоподъемностью 10 Т
Козловые краны относятся к кранам мостового типа. Решетчатые фермы (мосты) этих кранов устанавливают на высокие опоры, передвигающиеся на ходовых тележках по наземным подкрановым путям. Для козловых кранов по сравнению с мостовыми не требуется строительство дорогостоящих эстакад для укладки подкрановых путей. Широкое распространение козловые краны получили на открытых складах опорных станций и подъездных путях промышленных предприятий. Их используют для грузовых операций с контейнерами, тяжеловесными, лесными навалочными грузами и др. В качестве грузоподъемного механизма на козловых кранах применяют электротали или обычные грузовые тележки типа тележек мостовых электрических кранов, передвигающихся по верхнему или нижнему поясу фермы крана.
Пролет козлового крана определяется расстоянием между осями подкрановых рельсов. Для увеличения рабочей зоны кранов без изменения величины пролета многие из них имеют консоли (одну или две), выходящие за пределы опор. По этому признаку козловые краны подразделяют на бесконсольные, одноконсольные и двухконсольные. Для удобства монтажа некоторые из кранов выпускают самомонтирующимися, для чего на их опорах установлены специальные лебедки с блочной системой самомонтажа. Большие пролеты козловых кранов позволяют перекрывать ими одновременно складские площадки, железнодорожные пути и автодороги. Козловые краны, имеющие пролет более 32 м, называют мостовыми перегружателями. На контейнерных площадках, открытых складах сыпучих, лесных и тяжеловесных грузов применяются козловые краны следующих типов.
Козловой кран КД-05 — двухконсольный самомонтирующийся с электроталью грузоподъемностью 5 т. Ферма крана имеет шарнирное соединение с опорами. Опоры установлены на ходовые тележки. Каждая пара опор имеет одну приводную, а другую ведомую тележки. Монтаж крана осуществляется специальным механизмом, состоящим из барабанов, установленных на валах редукторов приводных тележек и блоков, закрепленных на ведомых тележках. Барабаны и блоки соединены стальными канатами. На нижнем поясе фермы смонтирован монорельс, по которому передвигается электроталь. Управление всеми механизмами крана ведется из кабины, установленной на одной из опор. Питание электроэнергией осуществляется от троллей или по кабелю, наматываемому на барабан.
Козловой кран типа К-09 двухконсольный, грузоподъемностью 5 т. Механизм передвижения крана имеет отдельные приводы на два ведомых ходовых колеса. Электроталь питается электроэнергией через подвесной гибкий кабель, а кран от троллей — через токосъемники. Кран не имеет механизма самомонтажа. Применяется для работы на контейнерных и тяжеловесных площадках грузовых дворов станций.
Козловой двухконсольный самомонтирующийся кран КДКК-Ю оборудуется крюком, магнитной шайбой, моторным грейфером. При продолжительности включений ПВ-25% имеет грузоподъемность 10 т, при ПВ-40% — 7,5 т. В качестве грузоподъемного механизма крана служит грузовая тележка мостового типа, передвигающаяся вдоль фермы по рельсам (езда поверху).
Для демонтажа узлов тележки предназначена монорельсовая балка, которая закреплена на ферме крана. Питание крана электроэнергией осуществляется от троллей или через гибкий кабель. Грузовая тележка питается через кабель, подвешенный петлями к передвижным кареткам. Кран оборудован генератором для работы с магнитной шайбой. Кран устанавливается в основном на тяжеловесных и частично контейнерных площадках грузовых дворов станций.
Козловой кран типа ККС-10 — двухконсольный, самомонтирующийся, грузоподъемностью 10 т. Ферма крана — прямоугольная, решетчатая с монорельсом. По монорельсу передвигается грузовая тележка. Лебедки подъема груза и передвижения грузовой тележки установлены на ферме, над жесткой опорой. Кабина перемещается вместе с тележкой или жестко закрепляется на опоре. Кран имеет сменные секции, что позволяет изменять пролет крана от 20 до 32 м. На крюк крана может быть подвешен вибромоторный грейфер для лесоматериалов. Привод крана электрический от сети переменного тока напряжением 380 в. Питание обеспечивается через гибкий кабель. Краны этого типа применяются на грузовых дворах станций в основном для выгрузки и погрузки лесоматериалов и длиномерных грузов, а также на площадках тяжеловесных грузов.
Контейнерный кран грузоподъемностью 6 т — предназначен для работы на контейнерных площадках в тяжелом режиме. Он может применяться для переработки и других грузов массой до 6 т. При переработке контейнеров кран оборудуется автоматическим контейнерным захватом с поворотной головкой. Основные технические параметры электрических козловых кранов приведены в табл. 16.
Рис. 3. Козловые электрические двухконсольные краны: а — КД-05; б-КДКК-Ю; е-ККС-10
Как указывалось выше, козловые краны в основном имеют верхний токосъем через троллеи, подвешенные на специальных опорах, или получают электроэнергию по гибкому кабелю.
Нижний токосъем козловых кранов применяется на контейнерных площадках и состоит из железобетонного коллектора, штанги и опорной плиты, закрепленной на поперечной балке. Внутри коллектора установлены токоподводящие шины. Коллектор собирается из типовых унифицированных сборных железобетонных лотков. Элементы коллектора устанавливают боковой поверхностью на бетонную подушку и соединяют между собой двумя стяжками углового профиля и двумя отрезками полосовой стали, размещенными на вертикальной стенке лотка. Эти отрезки закрепляют болтами, удерживающими одновременно закладные опорные элементы, служащие опорами токоподводящим шинам и проводам. Концы вертикальных частей закладных элементов соединяются отрезками из угловой стали. В них имеются отверстия для входа поворотного язычка замка съемных щитов.
Для защиты троллей от атмосферных осадков и случайного прикосновения к токоведущим элементам, а также для проведения осмотра и ремонта коллектор оборудован съемными щитами. Нижняя часть щитов по всей длине оборудована опорным элементом, которым щит устанавливают на вертикальную полку соединительной стяжки.
В щель, образованную вертикальной полкой стяжки и верхней кромкой щитов, входит ось токосъемника. Для защиты токоведущих элементов от попадания атмосферных осадков эта щель закрывается откидными крышками. Крышки крепятся на петлях к вертикальной полке верхней стяжки. Открывание и закрывание крышек при движении крана осуществляется специальным устройством — бугелем, установленным на оси токосъемника.
Рис. 4. Козловой контейнерный кран КК-6
Рис. 5. Устройство нижнего токосъема
Рис. 6. Схема расположения устройств нижнего токосъема на контейнерной площадке
Элементы коллектора располагаются на бетонной подушке высотой не менее 350 мм, основание которой защищено от образования пучин и местного смещения грунта.
Коллектор окрашивается в яркий цвет и на нем устанавливаются щиты с предупреждением об опасности и наличии напряжения на элементах токоподвода.
Все наружные металлические элементы коллектора заземляют. На рис. 55 дана схема расположения устройств нижнего токосъема крана на контейнерной площадке.
Рис. 7. Кабельные краны:
а — стационарный; б — передвижной радиальный; в — параллельно-передвижной; г параллельно-передвижной с бревнотаской
Цифры в формуле указывают, сколько раз та или иная операция повторяется в течение цикла.
Кабельные краны широко применяются в лесной промышленности для обслуживания больших лесных складов и складов на перевалочных базах, получающих лес по воде. Кабельными эти краны называют потому, что их грузовая тележка перемещается по несущему канату, размещенному между двумя башнями: машинной, в которой расположены механизмы подъема и передвижения тележки, и контрбашней.
Кабельные краны могут быть стационарными и передвижными. Первые применяются в лесной промышленности главным образом на нижних складах, вторые на больших лесоперевалочных базах.
Рис. 8. Кабельный край с жестким креплением несущего каната
Передвижные кабельные краны подразделяют на параллельно-передвижные и радиальные. Параллельно-передвижные краны могут быть с двумя жесткими башнями или с одной жесткой и одной качающейся башнями.
Применяют краны с жестким креплением несущего каната, с креплением каната при помощи противовеса и на качающихся опорах. Схема крана с жестким креплением несущего каната дана на рис. 8. Ходовая грузовая тележка перемещается по несущему канату тяговым канатом, приводимым в движение лебедкой. Груз поднимается канатом, который приводится в движение барабаном лебедки. Тяговый канат обхватывает несколькими витками фрикционный барабан или канатоведущий шкив лебедки, затем огибает направляющие блоки на мачтах и с двух сторон закрепляется на грузовой тележке. При изменении направления вращения барабана или шкива изменяется направление движения тележки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Краны мостового типа"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы