У стандартных грузовых автомобилей впереди на раме закрепляется отдельная цельнометаллическая двухдверная двух- или трехместная кабина, иногда снабжаемая еще спальным местом. За кабиной располагается платформа с бортами.
Применяется два типа расположения кабин: за двигателем (автомобили ГАЗ-53А, ЗИЛ, Урал, КрАЗ) и над двигателем (автомобили ГАЗ-66, МАЗ-500, КАЗ-606). При расположении кабины над двигателем грузовая платформа сдвигается вперед, что дает возможность уменьшить колесную базу автомобиля и повысить его маневренность. Кроме того, при такой кабине улучшается обзорность для водителя. Для доступа к двигателю кабина обычно делается откидной и откидывается с помощью специального механизма. При кабине данного типа все соединения органов управления автомобилем, располагаемые в кабине (руль и др.), выполнены таким образом, чтобы они не препятствовали откидыванию кабины.
В качестве примера ниже приведено описание конструкции кузовов автомобилей ЗИЛ-130 и МАЗ-500.
На автомобиле ЗИЛ-130 на раме за двигателем установлена цельнометаллическая трехместная кабина, снабженная передним цельным панорамным ветровым стеклом. Кабина имеет термоизоляцию. На полу — резиновый коврик. В крыше кабины имеются два вентиляционных люка с крышками. В задней стенке расположено застекленное окно.
Двери кабины снабжены опускающимися стеклами и поворотными форточками. Каждая дверь имеет запор, открывающийся с помощью рукояток снаружи и изнутри. Двери оборудованы предохранителями для запирания изнутри кабины. Наружные ручки дверей неподвижные с кнопочным управлением запорами. В кнопке правой двери установлен замок, запираемый ключом замка включения зажигания. Внутренние ручки для открывания дверей поворотные.
В кабине установлены мягкие сиденья: одноместное для водителя, регулируемое в горизонтальном и вертикальном направлениях, и двухместное для пассажиров. Спинка пассажирского сиденья навешена на заднюю стенку кабины.
Кабина оборудована системой вентиляции и обогрева, стеклоочистителем и устройством для обмыва стекла. Снаружи установлены два зеркала заднего вида.
Оперение автомобиля составляют: откидной капот с боковинами, передние крылья с подножками и передняя облицовка. Впереди на раме укреплен металлический буфер с буксирными крюками. Над задними колесами установлены брызговики. Кабина крепится к раме автомобиля на резиновых подушках.
Грузовая платформа стандартного автомобиля — деревянная с металлической оковкой и с основанием, усиленным металлическими поперечными брусьями. Задний и боковые борта откидные, установлены на петлях и снабжены запорами. Платформа своим основанием крепится к раме с помощью стремянок и кронштейнов.
На автомобиле МАЗ-500 установлена цельнометаллическая двухдверная трехместная кабина, расположенная над двигателем. Впереди кабины расположено разделенное на две части ветровое наклонное стекло. В кабине также имеются боковые застекленные окна и заднее окно. В дверях установлены опускающиеся стекла и поворотные стекла-форточки. В крыше кабины сделаны два вентиляционных люка, закрываемые откидными крышками.
Двери оборудованы запорами, открывающимися снаружи и изнутри. Левая дверь снабжена замком, запирающимся с помощью ключа снаружи.
В кабине установлено три мягких сиденья со спинками. Сиденье водителя регулируется в вертикальном и горизонтальном направлениях. Так же можно изменять наклон спинки. Правое сиденье снабжено удлиненной спинкой, откидываемой на большой угол, и подлокотниками, что создает хорошие условия для отдыха водителя-сменщика.
Для отдыха водителей в кабине за спинками сидений оборудовано спальное место с поролоновым матрасом. Так же может быть оборудовано подвесное спальное место типа «гамак». На полу кабины — резиновый коврик.
Кабина оборудована системой отопления и вентиляции, снабжена плафоном, стеклоочистителями, двумя зеркалами заднего вида, противосол-нечными щитками, вешалкой для одежды, пепельницей, вещевым ящиком в панели приборов и инструментальным ящиком. Впереди кабины расположена облицовочная решетка, а по бокам закреплены крылья передних колес. Для подступа к двигателю кабина сделана откидной.
Основание кабины в передней части соединяется с рамой шарнирно с помощью оси, установленной в кронштейнах кабины и рамы. В верхних кронштейнах установлены резиновые и металлические втулки для смягчения передаваемых толчков.
В задней части основания кабины крепится запорный механизм, удерживающий кабину в нижнем положении. Запорный механизм включает два запорных крюка: основной (рис. 461) и предохранительный, которые при нормальном положении кабины входят в вырезы опорной балки платформы автомобиля и зацепляются за края выреза. Основной запорный крюк плотно прижимает кабину к подушкам, закрепленным на опорной балке, и соединен тягами с рукояткой привода, расположенной сбоку на кабине, и с рукояткой фиксации крюка. Предохранительный крюк снабжен оттяжной пружиной.
Для облегчения откидывания кабины между первой поперечиной рамы и основанием кабины поставлены две уравновешивающие пружины. Концы пружины надеты на чашки. Пружины снабжены страховыми тросами, устраняющими выскакивание частей пружин в случае их поломки.
Для фиксации кабины в откинутом положении она соединена с рамой упором-ограничителем складывающегося типа, снабженным в среднем шарнире защелкой. Для откидывания кабины необходимо рукоятку привода запорного крюка поставить в верхнее положение, а рукоятку фиксатора крюка потянуть на себя. Одновременно необходимо вывести из зацепления предохранительный крюк.
За кабиной на раме стандартного автомобиля закреплена деревянная платформа с металлической оковкой и металлическими поперечными брусьями основания. Платформа оборудована откидными боковыми и задним бортами, подвешенными к платформе на петлях и снабженными запорами.
Конструкция кузовов и оборудование кабин других грузовых автомобилей в основном аналогичны конструкции кабин и оборудованию кузовов рассмотренных выше автомобилей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кузова грузовых автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы