Для управления автомобилем и его отдельными механизмами в кабине водителя сосредоточены все органы управления и контроля.
Контрольные приборы установлены перед водителем на щитке приборов. Унифицированный щиток с отдельно снимающимися приборами, имеющий применение на некоторых моделях грузовых автомобилей, включает указатель уровня бензина, амперметр, спидометр со счетчиком пройденного расстояния, указатель температуры воды, указатель давления масла, лампу освещения приборов, контрольную лампу дальнего света фар, контрольную лампу указателя поворота. На ряде моделей автомобилей применяются щитки с другим расположением и номенклатурой контрольных приборов.
Устройство контрольных приборов с электрическим питанием было рассмотрено выше.
Спидометр представляет собой прибор, показывающий скорость движения автомобиля. В устройство прибора включен счетчик пройденного автомобилем расстояния в километрах.
Вал спидометра приводится во вращение гибким валом от вторичного вала коробки передач или вала раздаточной коробки при помощи червячной передачи. При движении автомобиля двухполюсный магнит, соединенный с валом, вращается и увлекает за собой своим магнитным полем якорек. Якорек, соединенный с осью, поворачивает ее, закручивая пружину и перемещая стрелку по шкале, показывая скорость движения автомобиля.
Счетчик пройденного расстояния состоит из нескольких барабанов, соединенных шестернями. Вращение к первому барабану передается через несколько червячных передач от общего вала. При повороте первого барабана, показывающего десятые доли километра пробега, на оборот второй барабан через промежуточные шестерни повернется на 1/10 оборота, т. е. на одно деление, и покажет целые километры. Каждый последующий барабан поворачивается в 10 раз медленнее предыдущего и показывает десятки, сотни и тысячи километров.
К органам управления автомобилем относятся: рулевое колесо; педаль сцепления; рычаг переключения передач; педаль ножного тормоза; рукоятка ручного тормоза; педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора или педаль подачи топлива для дизеля; кнопка постоянной установки дроссельной заслонки; кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора; выключатель зажигания; педаль или кнопка включения
стартера; ручной переключатель света; ножной переключатель света; кнопка включения электрического сигнала; кнопка включения указателей поворота.
На автомобилях высокой проходимости, кроме того, имеются рычаг переключения передач раздаточной коробки и рычаг включения переднего моста.
На специальных и газобаллонных автомобилях имеются дополнительные органы управления — газовые вентили, рычаги управления подъемом кузова и др.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Контрольные приборы и органы управления автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы