Съемник с гидроударным эффектом (рис. 1) предназначен для разделения прессовых соединений деталей, например пальцев рулевых тяг передней подвески автомобиля. Гидроцилиндр съемника своей наружной поверхностью соединяется с захватной скобой посредством резьбы. Для заливки масла в съемник на боковой поверхности гидроцилиндра имеется отверстие, закрытое резьбовой пробкой.
Гидроударный эффект в съемнике образуется при Ударе по торцу штока, соединенного с малым плунжером цилиндра. Удар на отделяемую деталь передается цилиндрическим штоком, скрепленным с большим плунжером гидроцилиндра. Энергия удара и соответствующее усилие, развиваемое на торце этого штока, во столько раз больше энергии удара и соответствующего усилия, сообщаемого через верхний шток малому плунжеру, во сколько раз площадь большого плунжера больше площади малого плунжера.
Верхний и нижний штоки имеют бурт, ограничивающий предельное перемещение штоков в крайнем положении. При замене захватной скобы расширяется возможная область применения съемника для разделения различных деталей.
Съемник с гидроударным эффектом внедрен в Тихвинском пассажирском автопредприятии Главленпасса-жиравтотранса. Автор Р. А. Полетаев.
Ключ для удержания от проворачивания болтов с полукруглой головкой используется для захвата головок болтов при отвинчивании гаек и удаления болтов из деревянных деталей кузова автомобиля. Ключ состоит из захвата, имеющего три зуба (один из которых подвижный), штока с упором и подвижной ударной рукоятки — «груза». Подвижный зуб, предназначенный для захвата головки болта, соединен с корпусом захвата; осью и рычагом он упирается в нажимной винт.
Поворачивая нажимной винт на выступе корпуса захвата, надежно зажимают головку болта между тремя зубцами и отворачивают гайку. При затруднительном извлечении болта из детали резко передвигают ударную рукоятку от корпуса захвата и ударяют по ней в упор до полного выхода болта из отверстия.
Ключ облегчает ручной труд при ремонте кузова автомобиля. Он внедрен в Тихвинском пассажирском автопредприятии Главленпассажиравтотранса. Автор Р. А. Полетаев.
Приспособление для подъема гильзы цилиндра двигателя автомобилей КамАЗ при замене верхнего уплот-нительного кольца (рис. 2) представляет собой стальной диск с тремя ползунами, в торцы которых вставлены выбракованные иглы распылителей форсунок. Приспособление устанавливается в верхнюю часть гильзы и плотно прижимается к стенкам за счет разжатия ползунов конической частью штока при вращении гайки. При повороте коленвала за маховик поршень упирается в приспособление и выдвигает гильзу на высоту 10—15 мм, после чего производится замена уплотни-тельного кольца.
Ранее при замене уплотнительных колец приходилось снимать масляный поддон и удалять поршень. После внедрения данного приспособления эти операции исключены.
Приспособление для подъема гильзы цилиндра освоено в автоколонне № 1102 Глав-ленавтотранса. Экономический эффект от его использования достигает 300 руб. Авторы А. С. Коваленко, Г. В. Анисимов.
Приспособление для выпрессовки клапана слива из корпуса ГМП автобусов (рис. 4.3) состоит из корпуса, штока с резьбой, упорной шайбы, натяжной гайки, фиксатора. Приспособление свободно вставляется в гильзу и фиксируется на сливное отверстие. Гильза выпрессовывается вращением натяжной гайки.
Такое приспособление внедрено в объединении автобусного транспорта № 6 Главленпассажиравтотранса. Экономический эффект от его использования составляет 383 руб. Авторы В. Н. Смирнов, С. С. Матвеев.
Приспособление для отворачивания шпилек головок блока изображено на рис. 4.4. Рабочим органом приспособления является головка с высверленными тремя отверстиями. Внутри головки расположен сепаратор с тремя роликами, вращающимися вокруг своей оси и перемещающимися в секторах головки. Захват и зажим шпильки производятся за счет перемещения роликов. Отворачивание шпильки осуществляется гаечным ключом за квадратный хвостовик. Данное приспособление внедрено в грузовом автопредприятии № 65 Главленавтотранса. Авторы В. Ф. Шмарев, А. В. Парфенов.
Станок для снятия тормозных накладок с одновременной высадкой заклепок предназначен для снятия накладок с тормозных колодок автобусов ЛиАЗ-677. Устройство состоит из каркаса, в котором расположены гидропривод, гидроцилиндры, несущие толкатели-пуансоны, каретки для установки колодки и защитный кожух.
Принцип работы станка следующий. Тормозную колодку с накладкой устанавливают на каретку, задвигают в закрытую рабочую зону и подают давлением в гидроцилиндры. Выступающие пуансоны выдавливают одновременно все заклепки. После этого меняют направление давления, и пуансоны выходят в исходное положение. Колодка свободно отделяется от накладки, заклепки после выдавливания попадают в бункер.
Преимущество данного устройства состоит в том, что за один ход пуансонов выдавливаются сразу все заклепки.
Станок освоен в объединении автобусного транспорта № 6 Главленпассажиравтотранса. Внедрение приспособления позволило получить годовой экономический эффект 5,4 тыс. руб. Авторы М. С. Карамышев, Е. И. Ка-навин и др.
Приспособление для разборки и сборки пружин энергоаккумулятора автомобилей КамАЗ модели 77Г5 (рис. 5) состоит из удлинителя с торцовым ключом, винта, маховика, корпуса подшипника, фланца, хомута, стопорного винта, стакана, упора, стяжных шпилек и комплекта принадлежностей.
Удлинитель с торцовым ключом предназначен для отворачивания и заворачивания винта энергоаккумулятора механизма оттормаживания. Винт служит для разжатия и сжатия пружин энергоаккумулятора. Маховик обеспечивает вращение находящейся в корпусе подшипника гайки винта и его возвратно-поступательное перемещение. Корпус с упорным шарикоподшипником крепится к фланцу.
Приспособление с помощью хомута, который фиксируется стопорным винтом, устанавливается в слесарные тиски. Стакан, закрепленный на винте, фиксирует цилиндр энергоаккумулятора. Шпильки обеспечивают соединение составных частей приспособления и их центровку относительно общей оси.
Разжатие и сжатие пружины энергоаккумулятора производится перемещением винта при установленном и зафиксированном в приспособлении энергоаккумуляторе.
Предлагаемое приспособление отличается от аналогов наличием комплекта принадлежностей, обеспечивающих полную разборку и сборку пружинного энергоаккумулятора. Внедрение такого приспособления способствует повышению производительности труда, улучшению технологической дисциплины, обеспечивает безопасность при разборке и сборке пружинного энергоаккумулятора. Использование приспособления для разборки и сборки пружинного энергоаккумулятора автомобилей КамАЗ только за один месяц дает экономический эффект 0,6 тыс. руб.
Приспособление разработано в проектно-технологи-ческом бюро Главленавтотранса и внедрено в автоколонне № 1104 Главленавтотранса.
Стенд для разборки, сборки и регулировки сцепления автомобилей КамАЗ и МАЗ (рис. 6) представляет собой сварную конструкцию, основанием которой служит рама, состоящая из четырех стоек и плиты. На раме смонтирована верхняя плита с установленными на ней зажимами. В проеме между стойками вмонтирован железный ящик для инструмента и запасных деталей. На стальной плите радиально на стойках расположены четыре зажима, представляющие собой двуплечий рычаг, один конец которого служит для прижима сцепления, а другой связан со штоком пневмокамеры, размещенной под плитой.
Соответственно количеству зажимов установлены четыре пневмокамеры, в качестве которых использованы задние тормозные камеры от автомобиля МАЗ-500. На плите имеется гнездо для установки сцепления.
Для регулировки сцепления на плите предусмотрено дополнительное устройство, состоящее из неподвижной стойки и поворотного корпуса с индикатором часового типа. На плите смонтированы предохранительные фиксаторы 6 для удержания сцепления в сжатом состоянии.
Принцип работы стенда сводится к следующему. Нажимной диск сцепления в сборе устанавливается в гнездо. Съемное нажимное кольцо надевается на кожух сцепления. Рычагом крана управления включаются пневмокамеры, при этом двуплечие рычаги надавливают на диск сцепления и сжимают пружины. Это положение закрепляется фиксаторами. При сжатых пружинах можно производить разборочно-сборочные и регулировочные работы.
Стенд разработан в проектно-технологическом бюро Главленавтотранса и внедрен в автоколонне № 1109 Главленавтотранса.
Универсальный ключ предложен рационализаторами грузового автопредприятия № 65 Главленавтотранса. Этот специальный торцовый ключ имеет держатель для сменных наконечников (торцовых головок различных размеров, метчиков и лерок). Ключ состоит из корпуса, храпового механизма, рычага, шарнир-но связанного с корпусом. Устройство храпового механизма обеспечивает правое и левое вращение инструмента. Изменение направления вращения осуществляется рычагом. Ключ в основном используется для выполнения работ в труднодоступных местах.
Пневматический гайковерт для гаек стремянок задних рессор автомобилей КамАЗ (рис. 8) предназначен для отворачивания и заворачивания гаек стремянок рессор (расположенных сверху рессор под кузовом) автомобилей. Предлагаемый гайковерт выполнен на основе стандартного пневмогайковерта ИП-3205, выпускаемого промышленностью для сборочных работ. Дополнительно к нему был изготовлен набор головок и применен гибким шланг для подвода воздуха. Опыт эксплуатации подтвердил надежную работу гайковерта.
Такой гайковерт внедрен в автоколонне № 1109 Главленавтотранса. Годовой экономический эффект при этом составил 2078 руб. Авторы Д. Н. Смирнов, В. К. Юрченко.
Приспособление для восстановления деталей, имеющих соосные отверстия, (рис. 9) предназначено для реставрации деталей типа кронштейн генератора, кронштейн рессоры и т. п., имеющих отверстия, соосность которых составляет 0,05—0,1 мм. Такие детали предельно нагружены, поэтому в процессе эксплуатации отверстия, через которые проходят оси, сильно изнашиваются и теряют заданную геометрию. Для реставрации детали отверстие увеличивают, а затем запрессовывают в него втулку. Хорошую геометрию отверстия обеспечивают концевые фрезы, однако их длина недостаточна для того, чтобы с одной установки обрабатывать оба отверстия. Поэтому необходимо перезакреплять деталь, причем не существует приспособлений, помогающих надлежащим образом установить деталь (так, чтобы соосность отверстий после обработки второго отверстия была выдержана в указанных пределах).
Предложенное приспособление позволяет восстанавливать детали, имеющие соосные отверстия, с одной установки. В конструкцию входят корпус, ось, кронштейн, фреза.
Габаритные размеры приспособления—140Х40Х130 мм.
Приспособление для восстановления деталей освоено в пассажирском автобусном предприятии № 7 Главлен-пассажиравтотранса. После его внедрения был получен экономический эффект 230 руб. Авторы В. Ф. Тихоненков, И. И. Кулин.
Съемник сальника насоса гидроусилителя руля автомобилей ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ (рис. 4.10) состоит из стального корпуса с выточкой для установки в гнездо крышки насоса, двух центрирующих направляющих, винта с захватом и гайки.
При снятии сальника приспособление устанавливают в гнездо крышки насоса, захват подводят к сальнику и зацепляют его. Малую направляющую помещают в гнездо сальника, а большой направляющей центрируют его положение. Вращением винта сальник легко выводят из своего гнезда.
Съемник внедрен в грузовом автопредприятии №1 лавленавтотранса. Годовой экономический эффект от его использования составил 120 руб. Автор С. П. Полунин.
Шпильковерт, изображенный на рис. 11, используется для отвертывания шпилек и заломанных шпилек, имеющих выступ 4—5 мм, а также для отвертывания винтов с поврежденной головкой. Он применяется в двух вариантах: с нерегулируемым и регулируемым размером соединения. Предложенный шпильковерт содержит полый корпус с внутренними резцовыми выступами для захвата шпильки. Выступы (не более трех) выполнены вдоль оси корпуса. В верхней части полого корпуса имеется отверстие для установки воротка.
Шпильковерт с нерегулируемым размером соединения используется для одного типоразмера шпилек. Шпильковерт с регулируемым размером захвата выполнен разрезным в виде цанги, на которую надевают зажимную втулку и упорную гайку. Заворачивая или отворачивая гайку, устанавливают необходимый размер захвата шпильковерта. Для отворачивания или заворачивания шпильки шпильковерт набивают на шпильку, деформируя резьбу выступающих резцов. Полученная деформация резьбы не ухудшает резьбового соединения шпильки.
Данный шпильковерт внедрен в Тихвинском пассажирском автопредприятии Главленпассажиравтотранса. Автор Р. А. Полетаев (авт. свид. № 1024254).
Приспособление для завальцовки арматуры на шлангах высокого давления (рис. 12) состоит из трех плоских колец, соединенных между собой на определенном расстоянии, образующем пазы. В пазах расположены три пары свободно вращающихся роликов. Все три кольца, соединенные между собой, имеют один общий разрез, в котором установлена одна из трех пар роликов. Подвижная пара роликов расположена на оси, которая, в свою очередь, вставлена в направляющую скобу, имеющую в верхней части отверстие для соединения с прижимным винтовым штоком.
К двум наружным кольцам крепится корпус, направляющий движение пары роликов к центру. В верхней части корпуса находится резьбовое отверстие для соединения подвижной скобы с корпусом через винтовой шток.
Для завальцовки арматуры на резиновом шланге выворачивают резьбовой шток до свободного надевания приспособления на шланг с арматурой, затем завинчивают шток до затягивания на арматуре и поворачивают Все приспособление вокруг обрабатываемого изделия, снова затягивают шток и так до полного надежного деформирования арматуры на шланге.
Приспособление для завальцовки арматуры освоено в грузовом автопредприятии № 34 Главленавтотранса. Автор Г. И. Карпенко.
Приспособление для снятия клемм с полюсных выводов аккумуляторных батарей показано на рис. 13. В процессе эксплуатации клеммы аккумуляторных батарей окисляются, в связи с чем возникают сложности с их отсоединением. Снятие клемм с полюсных выводов без данного приспособления часто приводит к повреждению крышки аккумулятора.
Предлагаемый съемник состоит из двух поворачивающихся рычагов, планки, винта с рукояткой и шарнирных соединений. Поворотом винта снимается клемма.
Приспособление для снятия клемм внедрено в грузовом автопредприятии № 32 Главленавтотранса. Экономический эффект от его использования составил 180 руб. Автор М. С. Чернявский.
Гайковерт для разборки и сборки газовых редукторов (рис. 14) состоит из основания в виде скобы и подвижного подпружиненного штока. Подвижный шток снабжен рукояткой. В нижней части скобы имеется гнездо под гайку.
При отжатом штоке головка болта и гайка редуктора вводятся в гнездо, а при отпущенном штоке плотно зажимаются. Поворотом рукоятки производится отворачивание и заворачивание гайки редуктора.
Гайковерт внедрен в грузовом автопредприятии № 65 Главленавтотранса. Авторы С. Ю. Богомолов, А. В. Парфенов.
Силовой ключ для регулировки рулевых тяг изображен на рис. 15. При регулировке рулевых тяг, транспортных средств, особенно грузовых автомобилей и автобусов, требуются значительные усилия и надежный захват трубчатой поверхности. Надежный захват тяги обеспечивает паразубчатый сектор — косозубая шестерня, достаточное усилие — рычаг длиной 700 мм.
Ключ состоит из откидной скобы с зубчатым секторным зацеплением и рукоятки, осью соединенной со скобой. На конце рукоятки приварена цилиндрическая косозубая шестерня, связанная со скобой эксцентрической осью, что обеспечивает надежное сцепление захватного устройства с тягой.
Силовой ключ внедрен в Тихвинском пассажирском автопредприятии Главленпассажиравтотранса.
Приспособление для разъема завальцованных деталей и их обратной завальцовки (рис. 4.16) служит для вскрытия обкатной завальцовки платы прерывателя зажигания. Приспособление состоит из обоймы (двух фиксирующихся полуколец), пуансона для вскрытия завальцовки и оправки для обратной завальцовки.
Для вскрытия платы (потребность эта возникает при замене подшипника) плату зажимают в полукольцах, пуансоном производят разъем деталей, целостность бортов деталей при этом не нарушается. При обратной за-вальцовке под плату устанавливают оправку.
Данное приспособление внедрено в Тихвинском пассажирском автобусном предприятии Главленпассажиравтотранса. Автор Р. А. Полетаев.
Приспособление для затяжки резиновых патрубков стальной лентой (рис. 17) состоит из профильного четырехгранного корпуса размером 100X25X25 мм. На одном конце корпуса находится вырез со сквозным отверстием диаметром 10 мм. В отверстие вставляется шток с шестигранной головкой. Шток имеет продольный сквозной разрез шириной 2 мм.
Для затяжки шланга берут стальную ленту, сворачивают ее петлей по окружности шланга и фиксируют скобой. Конец ленты заправляют в прорезь штока. Поворотом штока за шестигранник производят затяжку петли на шланге до необходимой плотности. По окончании затяжки лишний конец ленты обрезают.
Приспособление внедрено в объединении автобусного транспорта № 6 Главленпассажиравтотранса. Автор Е. А. Молодяшин.
Приспособление для расточки отверстий под пальцы тормозных колодок автомобилей (на рис. 4.18 показан вид сверху) включает шпиндель с центральной направляющей, на которой установлен инструмент (например, развертка), и коническую центрирующую втулку с центральным отверстием, снабженную пружинным упором. Шпиндель приводится во вращение приводом, который можно установить с возможностью продольного перемещения в направляющих, закрепленных на кожухе моста или опирающихся на пол, либо поддерживать вручную. Продольная подача инструмента производится с помощью ходового винта, смонтированного в корпусе привода и в кронштейне, закрепленном на кронштейне пальца тормозной колодки.
Приспособление работает следующим образом. Центрирующую коническую втулку устанавливают в отверстие кронштейна пальца тормозной колодки и поджимают ее с помощью пружинного упора, упирая его в какой-либо выступ моста, например во фланец. С другой стороны отверстия кронштейна подводят шпиндель с инструментом. При этом центральная направляющая входит в отверстие центрирующей втулки, и система самоцентрируется. Далее включают привод и, производя подачу с помощью ходового винта, обрабатывают отверстие. При подходе инструмента к концу отверстия он выталкивает втулку, сжимая пружину.
Использование шпинделя с центральной направляющей в комбинации с подпружиненной конической центрирующей втулкой обеспечивает точное центрирование относительно оси отверстия. Приспособление позволяет производить расточку отверстий под пальцы тормозных колодок автомобиля без разборки моста, что значительно сокращает время на проведение ремонта.
Данное приспособление для расточки отверстий внедрено в Тихвинском пассажирском автопредприятии Главленпассажиравтотранса, Авторы Р. А. Полетаев, М. С. Пушкин, Г. А. Литвинов.
Съемник подшипников (рис. 19) предназначен для демонтажа подшипников из корпуса детали, имеющей глухое гнездо, например для демонтажа подшипников первичного вала коробки передач из гнезда маховика.
Устройство состоит из корпуса, двух подвижных губок с зацепами и силового винта. Для удаления подшипника из гнезда предварительно вывинчивают шток и сдвигают губки до соприкосновения между собой. Съемник со сжатыми губками вставляют во внутреннюю обойму подшипника до захода зацепов губок за края наружной обоймы. Вращением винтового штока губки раздвигаются и захватывают своими выступами подшипник. Дальнейшим вращением винта, конец которого упирается в дно гнезда, подшипник выпрессовывается. Без данного устройства из глухого гнезда практически невозможно выпрессовать подшипник, не нарушая его целостности.
Съемник разработан и внедрен в Волосовском грузовом автопредприятии Главленавтотранса.
Ручной гайковерт (рис. 20) используется для отворачивания и заворачивания гаек стремянок задних рессор автобусов ЛиАЗ. Гайковерт специально изготовлен для этих видов работ, так как стандартными гайковертами отвернуть и завернуть гайку стремянки задней рессоры невозможно ввиду трудного к ней доступа.
Гайковерт включает редуктор, приводную штангу с рукояткой и головку торцового ключа под гайку. Шестеренчатый редуктор плоского типа состоит из ведущей (малой) шестерни, насаженной на приводную штангу, и трех больших шестерен, одна из которых является промежуточной. Передаточное отношение редуктора равно шести. На оси крайней большой шестерни крепится головка ключа.
Для отворачивания гаек редуктор необходимо задвинуть между днищем автобуса и рессорой, ввести в зацепление гайки с ключом и производить отворачивание или заворачивание гайки проворачиванием рукоятки из удобного для слесаря положения.
Ручной гайковерт внедрен в Тихвинском пассажирском автобусном предприятии Главленпассажиравтотранса. Автор Р. А. Полетаев.
Съемник наружного подшипника ступицы переднего колеса автомобилей НЫСА и ЖУК показан на рис. 21. В результате эксплуатации автомобиля подшипник плотно садится на ось поворотного кулака, и снять его без механического воздействия трудно. Рационализатор Ленинградского производственного объединения грузового автотранспорта № 1 Главленавтотранса Н. Ф. Романович предложил простой съемник, позволяющий легко снимать подшипник без его разрушения.
Такой съемник состоит из корпуса, выполненного в виде скобы с захватами под кромку обоймы подшипника, и стяжной планки с натяжным винтом. При снятии подшипника скобу зацепляют захватами за кромки подшипника и стягивают планкой с помощью натяжного винта. Выпрессовку подшипника производят силовым винтом.
Съемник шкворня поворотной цапфы автомобилей
ИФА (рис. 22) представляет собой квадратную (75X75 мм) стальную пластину толщиной 25 мм. По углам пластины симметрично просверлены четыре отверстия диаметром 14 мм (под болт М14). По центру пластины выполнено резьбовое отверстие М35 (на рисунке резьба не показана) для вворачивания силового винта.
Съемник устанавливают на поворотный кулак (предварительно снимают заглушку гнезда шкворня) и закрепляют боковыми болтами. Заворачивая центральный винт, который одним концом упирается в торец шкворня, создают натяг. Выпрессовку шкворня осуществляют легким ударом молотка по силовому винту.
Предлагаемый съемник освоен в Ломоносовском грузовом автопредприятии № 142 Главленавтотранса. Годовой экономический эффект от его использования составляет 322 руб.
Гидроударный съемник для снятия тормозных барабанов автобусов предложен рационализаторами Тихвинского пассажирского автобусного предприятия Р. А. Полетаевым и М. С. Пушкиным. Снятие тормозных барабанов— одна из самых трудоемких операций при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Ранее применявшиеся винтовые съемники имели большой вес, требовали значительных физических усилий и не всегда обеспечивали снятие барабана без использования кувалды.
Данный съемник оборудован гидроударным устройством, с помощью которого производится предварительный натяг барабана. Если необходимо приложить дополнительные усилия, то достаточно легкого удара молотком по штоку гидроцилиндра (гидравлический эффект увеличивает силу удара в 5—6 раз), чтобы стронуть барабан с места.
Предлагаемый съемник облегченного типа состоит из захватов барабана — двух рычагов с зацепами и кольцевой перемычки, на которой устанавливаются плунжерное устройство для создания давления и ударный гидроусилитель со штоком. На наружной части гидроцилиндра нанесена резьба, с помощью которой выбираются люфты в сопряженных деталях. Вес съемника не превышает 10 кг.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройства для разборочно-сборочных работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы