На автомобилях ЗИЛ моделей 131Н и 431411 установлена лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям.
Лебедка установлена спереди автомобиля, крепится болтами к переднему буферу и к передней поперечине рамы. Передний буфер прикреплен болтами к специальным съемным удлинителям лонжеронов. Привод лебедки осуществляется карданной передачей от коробки отбора мощности, расположенной на коробке передач. Редуктор лебедки червячный с передаточным числом 31. Предельное тяговое усилие лебедки равно 50 кН. При большей нагрузке предохранительный палец, установленный в переднюю вилку, и конец карданного вала срезаются и предохраняют трос лебедки от обрыва, а детали от поломки. Полная длина троса лебедки равна 72 м, рабочая длина — 65 м.
Барабан лебедки установлен на валу и вращается свободно. Барабан соединен с валом при помощи муфты с торцовыми кулачками. Муфта включения барабана передвигается по валу на двух шпонках. При перемещении муфты ее торцовые кулачки входят в зацепление с торцовыми кулачками барабана и передают вращение. Вилка включения барабана размещена на траверсе лебедки. Вилка включения снабжена тормозной колодкой, закрепленной в ушках траверсы на оси шарнирно. При включении муфты тормозная колодка под действием нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды барабана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность самораспускания троса при разматывании вручную. Тормозной механизм регулируется натяжением или ослаблением пружины упорного болта при помощи гайки с контргайкой, а при необходимости (когда усилия пружины недостаточно) — перемещением этого болта ввертыванием или вывертыванием резьбовой втулки. Давление пружины отрегулировано правильно, если трос разматывается под действием усилия руки без самораспускания. В реборде барабана имеется впадина, в которую закладывают и заправляют скобой конец троса.
Вал барабана вращается на трех бронзовых втулках (подшипниках), из которых две установлены в картере редуктора и одна— в траверсе. Траверса и картер редуктора прикреплены болтами к поперечинам. Передняя поперечина крепится к буферу, задняя — к поперечине рамы.
Подшипник вала барабана в траверсе смазывается через масленку, а поверхность вращения барабана по валу — через две масленки, расположенные по концам барабана. Подшипники вала барабана, установленные в картере редуктора, смазываются маслом, заливаемым в редуктор и разбрасываемым червячным колесом в процессе работы.
Трос лебедки стальной, нераскручивающийся с металлическим или пеньковым сердечником. На свободном конце троса укреплен крюк, соединенный с тросом через коуш.
Редуктор лебедки собран в чугунном разъемном картере и состоит из однозаходного стального червяка глобоидной передачи и червячного колеса с бронзовым венцом, вала барабана, автоматического тормозного механизма, втулок, подшипников и их крышек. Червячное колесо редуктора установлено на валу барабана на двух шпонках и закреплено от осевых перемещений штифтом. Вал барабана с червячным колесом зафиксирован в осевом направлении шайбой, установленной между торцом картера редуктора и торцом проточки в крышке. Шайба прикреплена к торцу вала двумя болтами, застопоренными проволокой. Отверстие в картере закрыто крышкой. С противоположной стороны, где вал выходит из редуктора, установлена крышка с манжетой, уплотняющей вал для исключения течи масла.
Верхняя половина картера имеет смотровой люк, закрытый крышкой.
Червяк глобоидной передачи установлен на двух конических роликовых подшипниках. Передний подшипник закрыт крышкой с регулировочными прокладками, крышка поджимается болтами.
На заднем конце вала червяка расположены барабан автоматического тормозного механизма и фланец крепления карданного вала. Барабан тормозного механизма установлен на шпонке, а фланец — на шлицах. Эти детали затягиваются к подшипнику гайкой с шайбой, гайка раскернена в паз вала. Барабан тормозного механизма накрыт крышкой, одновременно поджимающей конический подшипник. Под торец крышки подложены регулировочные прокладки, также в крышке размещена манжета для исключения течи масла из редуктора. Крышка барабана с торца закрыта штампованной крышкой, в которой установлено уплотнение, защищающее тормозной механизм от попадания грязи. Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом ступицы барабана тормозного механизма установлено уплотнительное кольцо из меди или паронита.
Торможение барабана осуществляется лентой тормозного механизма с фрикционной накладкой. Один конец ленты тормозного механизма жестко закреплен в стенке крышки, а другой подпружинен. Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки. Лента под действием силы трения сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, т. е; уменьшает торможение. Вследствие жесткого закрепления противоположного конца ленты при обратном вращении под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, вызывающее притормаживание червяка.
При небольшой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозным механизмом, незначительно и не препятствует разматыванию троса. В случае среза предохранительного пальца при перегрузке, когда барабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с повышенной частотой вращения, действие тормозного механизма становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной передачи, препятствующему быстрому вращению барабана лебедки и разматыванию троса. Натяжение ленты тормозного механизма регулируется гайкой. При навинчивании гайки (вращении по часовой стрелке) нажимное усилие пружины увеличивается. Тормозной механизм должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса барабан тормозного механизма не перегревался.
К нижним полкам переднего буфера и задней поперечине лебедки болтами прикреплены направляющие троса лебедки. Спереди между направляющими размещены направляющий ролик троса и штанга, удерживающая трос от выпадания. Ролик вращается на оси, закрепленной гайками в направляющих. Смазываются подшипники роликов через масленку, установленную в левом конце оси ролика.
Крутящий момент от коробки отбора мощности к редуктору лебедки передается карданной передачей. Карданный вал трубчатый с приваренными с обоих концов наконечниками. На переднем цилиндрическом наконечнике установлена вилка, зафиксированная предохранительным пальцем. На задний шлицевой наконечник установлена скользящая вилка. Крестовины карданных шарниров размещены в вилках на игольчатых подшипниках. Игольчатые подшипники зафиксированы в вилках стопорными кольцами и закрыты уплотнением. Смазывание подшипников проводится через масленку в крестовине.
На автомобилях выпуска до 1979 г. карданная передача состояла из двух валов — переднего и заднего. Передний карданный вал был из единого стержня и имел промежуточную опору, а задний вал был трубчатый. Карданная передача имела три шарнира.
В комплект принадлежностей автомобиля с лебедкой входит блок (полиспаст) лебедки, который используют при необходимости увеличить тяговое усилие лебедки или изменить направление тяги, и трос для крепления блока.
При движении автомобиля трос лебедки должен быть полностью туго намотан на барабан, а барабан — соединен с валом муфтой. Отключить барабан от вала допускается только при разматывании троса вручную.
Для включения лебедки нужно нажать на педаль сцепления, включить передачу в коробке отбора мощности и отпустить педаль сцепления. Наматывать трос следует на передаче для наматывания, а разматывать свободный трос — вручную, не включая передачи, но выключив муфту включения барабана. В отдельных случаях можно для разматывания троса включить передачу.
Для самовытаскивания автомобиля необходимо размотать трос, зацепить его за какой-нибудь неподвижный предмет (дерево, пень, столб и т. д.), включить в коробке отбора мощности передачу наматывания троса и подтянуть трос при частоте 14 … 16 мин-1 вращения вала барабана лебедки (1000 … 1100 мин-1 коленчатого вала двигателя). При самовытаскивании автомобиля на увлажненных дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих мостов на первой передаче коробки передач.
При вытаскивании лебедкой другого автомобиля следует поставить рычаг переключения передач коробки передач в нейтральное положение и затормозить автомобиль. После окончания вытаскивания надо остановить лебедку, выключив сцепление, и поставить рычаг переключения передач коробки отбора мощности в нейтральное положение. Чтобы ослабить трос, нужно поставить рычаг переключения передач коробки отбора мощности в положение разматывания троса. Для закрепления троса в положение езды необходимо зацепить крюк троса за передний буксирный крюк, включить в коробке отбора мощности передачу наматывания троса, плавно натянуть его. После этого поставить рычаг переключения передач коробки отбора мощности в нейтральное положение.
В случае использования лебедки с применением блока (полиспаста) для увеличения силы тяги при самовытаскивании автомобиля блок должен быть закреплен за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки — за один из передних буксирных крюков автомобиля. Если блок применяется для изменения направления тяги при вытаскивании другого автомобиля , его закрепляют за опорный предмет, а крюк троса — за буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля. При использовании блока для увеличения силы тяги при вытаскивании другого автомобиля его закрепляют за крюк этого автомобиля, а крюк троса — за предмет, служащий опорой.
При пользовании лебедкой необходимо соблюдать следующие правила.
1. Тяговое усилие на тросе не должно превышать 45 кН. Для получения большего усилия надо применять блок.
2. Рабочая длина троса не должна превышать 65 м, остальная часть троса (не менее трех-четырех витков) должна остаться намотанной на барабан.
3. Максимально допустимая температура масла в редукторе при работе лебедки 130 °С.
4. Разматывать трос следует вручную. Допускается включать передачу для разматывания троса, при этом надо вручную подтягивать трос.
5. Угол расположения троса по отношению к оси автомобиля (в горизонтальной плоскости) не должен превышать 15°, при этих углах длина подтягивания должна быть не более 10 … 12 м троса. При большем угле применять блок.
Категорически запрещается:
1) пользоваться тросом лебедки для буксирования автомобиля;
2) включать передачу заднего хода автомобиля во время работы лебедки;
3) переключать передачи во время подтягивания автомобиля под большой нагрузкой и при обратном движении автомобиля с горы;
4) находиться возле троса, направлять укладку витков троса во время работы лебедки;
5) закладывать в отверстие вилки карданного шарнира болт или другие детали вместо специального предохранительного пальца;
6) допускать движение автомобиля с отключенным от вала барабаном лебедки.
В случае неправильной укладки витков троса на барабане и неисправной работы механизмов следует остановить лебедку. Останавливать лебедку необходимо прежде всего выключением сцепления, а затем выключать передачу в коробке отбора мощности. Если обнаруживается чрезмерный нагрев масла в редукторе, что видно по обильному парообразованию, лебедку следует остановить для охлаждения масла и установить причину нагрева.
При разборке редуктора запрещается снимать барабан тормозного механизма червяка лебедки ввертыванием болтов до упора в манжету. Это приводит к разрушению манжеты и выходу ее из строя. Для того чтобы болты не упирались в манжету, следует ввернуть болты на 7 … 8 мм, зацепить съемником за болты и снять барабан.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание лебедки заключается в проверке и подтяжке всех деталей крепления, смазывании подшипников, добавлении или смене масла в редукторе, проверке качества уплотнений, регулировке подшипников, проверке и регулировке осевого зазора вала барабана, регулировке зацепления червячной передачи.
Картер редуктора лебедки заправляют маслом через люк в верхней части редуктора до уровня контрольного отверстия. После 15 … 20 подтягиваний надо проверять уровень масла. При необходимости следует добавлять масло до контрольного отверстия. Применяется масло ТМ-3 — 18 (ТСп-15К или ТАП-15В в качестве заменителя). Масло нужно менять 1 раз в год (осенью) при СО. Сливается масло через сливное отверстие в нижней части картера.
Карданные шарниры, шлицевое соединение карданного вала привода, вал барабана, наружный подшипник вала, ось вилки включения, муфта включения барабана смазываются солидолом при ТО-2.
При появлении осевого зазора червяка или при замене червячной пары необходимо регулировать конические роликовые подшипники. Прежде всего при обнаружении осевого перемещения вала червяка следует затянуть болты крепления крышек подшипников. Если зазор не устраняется, нужно провести регулировку.
Конические роликовые подшипники следует отрегулировать с предварительным натягом. Момент проворачивания вала червяка должен быть 0,2 … 0,6 Н-м. Подшипники червяка регулируют изменением числа прокладок под крышками. Если вал червяка вращается свободно, то необходимо убрать прокладки равной толщины из-под обеих крышек. Если для вращения вала нужно приложить крутящий момент больше указанного, следует добавить прокладки одинаковой толщины под обе крышки. При регулировке подшипников должны быть сняты червячное колесо с валом и барабаном, фланец, барабан тормозного механизма. Разница толщины регулировочных прокладок под крышками должна быть не более 0,1 мм. Изменять толщину прокладок под крышками необходимо при регулировке зацепления червячной пары по пятну контакта.
По мере износа торцов картера редуктора крышки или упорной шайбы увеличивается осевой зазор вала барабана и смещение пятна контакта зацепления. В этом случае нарушается зацепление червячной пары и возрастает износ зубьев, возможно разрушение венца червячного колеса.
Положение пятна контакта зацепления необходимо периодически проверять и регулировать. Пятно контакта проверяют «на краску» по пятну на зубьях колеса. Положение пятна контакта регулируют после окончания регулировки подшипников вала червяка. Симметричное осевое расположение пятна контакта регулируется соответствующим перемещением вала барабана с червячным колесом в сторону, противоположную смещению пятна контакта. .Для этого необходимо убрать или установить прокладки под торец упорной шайбы, закрепленной на валу или заменить ее.
Вал барабана с червячным колесом после регулировки зацепления должен вращаться свободно, но допустимый осевой зазор должен быть не более 0,1 мм. Осевой зазор измеряют на торце вала барабана при перемещении колеса в осевом направлении. Упорная шайба должна быть притянута к валу болтами и закрыта крышкой.
Пятно контакта по высоте зуба регулируют перемещением червяка относительно червячного колеса. Для этого необходимо переложить часть регулировочных прокладок из-под крышки одного подшипника под крышку другого, не меняя отрегулированного предварительного натяга подшипников.
Червячная передача работает надежно только при условии правильного зацепления. Неправильная регулировка пятна контакта и предварительного натяга подшипников является причиной повышенного нагрева редуктора при работе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Лебедка автомобиля ЗИЛ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы