В дорожном строительстве дорожные основания и покрытия часто устраиваются методом смешения материалов. При этом обработка грунтов, а также гравийных и щебеночных материалов производится как органическими вяжущими материалами (битум, деготь, битумные эмульсии), так и неорганическими вяжущими материалами (цемент, известь). В настоящее время особенно широко стал применяться метод укрепления грунтов цементами, в результате чего грунты приобретают водостойкость, морозоустойчивость и достаточную механическую прочность.
Для измельчения грунта, распределения вяжущего материала и перемешивания его с грунтом применяются специальные машины и установки, В результате перемешивания должна быть получена однородная по своему составу смесь.
При постройке оснований и покрытий применяются следующие способы перемешивания:
1. Способ смешения на дороге, при котором материалы перемешиваются непосредственно на полотне дороги последовательными проходами смесительных машин; некоторые материалы еще до начала работ укладываются по ширине проезжей части или в виде валика по оси дороги.
2. Способ смешения в передвижной установке. Здесь грунт или гравий, предварительно уложенный на дороге, подается специальным агрегатом в движущееся смесительное устройство, где он и смешивается с вяжущими материалами.
Наиболее однородными получаются смеси при смешении в стационарных установках. Вместе с тем наименьшую стоимость имеют те основания и покрытия, которые построены методом смешения на дороге. При работах по способу смешения на дороге распределение неорганических вяжущих материалов производится распределителями цемента. Смешение может производиться смесителями следующих типов,: ножевыми, фрезерными, лопастными и барабанными. Ножевые и фрезерные мешалки используются при смешении грунтов и гравийных материалов непосредственно на дороге. Лопастные и барабанные мешалки применяются в передвижных и стационарных установках. Рабочими органами ножевых смесителей является ряд ножей, установленных в такой последовательности, чтобы обеспечить многократные перемещения материала при проходе машины. Ножи устанавливаются попарно с таким расчетом, чтобы их первая пара раздвигала валик материала, а вторая пара снова собирала его в валик на оси дороги. Необходимое число проходов машины для полного перемешивания материала обычно составляет 20—30.
Более эффективным рабочим органом является фреза. Фреза представляет собой вал с коготками для измельчения грунта. Движение фрезы является сложным, состоящим из вращения коготков относительно оси барабана с окружной скоростью v0Kp в см/сек и поступательного движения оси барабана вместе со всей машиной со скоростью vmp в см/сек.
При постоянной vnp толщина стр\’жки уменьшается с увеличением числа оборотов барабана и установкой’ на фрезе большего количества коготков. Толщина стружки также уменьшается с понижением поступательной скорости. На некоторых фрезах предусмотрена возможность изменения числа коготков, что позволяет в лучшей мере измельчать и смешивать различные грунты.
Необходимая для работы фрезы мощность двигателя может быть рассчитана по методу А. Д. Далина. Мощность затрачивается на резание грунта, отбрасывание его в сторону, на подталкивание фрезы, на преодоление сил трения и на вращение барабана.
К конструкции дорожных фрез предъявляются следующие общие требования:
1. Мощность двигателя должна обеспечивать нормальную работу фрезы по измельчению тяжелых грунтов на глубину не менее 20 см.
2. Ротор (плавающего типа) должен легко монтироваться и демонтироваться; коготки (лопатки), как наиболее изнашивающиеся детали, должны изготовляться из специальных сталей и крепиться к кронштейнам, что позволяет быстро их заменять при износе. Коготки лучше располагать на валу по спирали, тогда в действии будут постоянно находиться несколько режущих коготков, что исключает вибрацию машины даже при значительных нагрузках.
3. Фрезы должны оснащаться распределительной системой для дозирования воды и вяжущего материала, а также соответствующими контрольными приборами.
Наиболее эффективны фрезы, смонтированные на специальном корот-кобазовом тракторе-тягаче, имеющем скорость перемещения 60—100 м/ч.
Основным недостатком дорожных фрез является необходимость в большом количестве проходов, что снижает качество получаемой смеси и производительность. Более перспективными являются специальные фрезосмесительные машины, которые за один проход осуществляют, рыхление и размельчение грунта, дозировку и распределение вяжущего материала и воды, а также смешение и предварительное уплотнение смеси.
В настоящее время имеются следующие грунтосмесительные машины.
1. Машины для смешения гравийных и щебеночных материалов с органическим вяжущим. Здесь минеральный материал, уложенный ваг ликом на полотне дороги, специальным погрузчиком подается в мешалку, где он перемешивается с битумом. Далее смесь снова укладывается на дорогу. Такие машины могут быть смонтированными на общем ходу или же состоять из двух (рис. 151) или трех агрегатов. В последнем случае каждый агрегат выполняет одну из рабочих операций. Каждый агрегат имеет своЧ ходовое устройство, а погрузчик выполняется самоходным и служит тягз1 чом для всего комплекса машин. Готовая смесь разравнивается автогрейдером и затем уплотняется.
2. Машины для смешения грунта и песчано-гравийных материалов непосредственно на полотне дороги. Грунтосмесительные машины подобного типа осуществляют все операции без подъема материала. Такие машины обычно выпускаются самоходными как на пневматическом, так и на гусеничном ходу.
Рис. 151. Схема смесителя Д-270 с погрузчиком Д-415:
1 — валик материала; 2 — элеватор для минерального материала погрузчика; ч — приемный бункер смесителя; 4 — регулирующая заслонка бункера; 5 — питатель; е — битумный бак; 7 — дозирующее устройство с подводящей трубой; 8 — двухвальная лопастная мешалка; 9 — валик готовой смеси
Схема такой машины на пневмоходу представлена на рис. 152. Ее рабочие органы состоят из четырех фрезерных и смесительных роторов. Первый ротор с винтовыми коготками-лопатками предназначен для грубого рыхления грунта, второй ротор с нормальными фрезерными лопатками служит для окончательного рыхления грунта. Третий и четвертый роторы со смесительными лопатками предназначены для перемешивания массы.
Рис. 152. Схема самоходной грунтосмесительной машины Д-391А:
1 — рычаги управления; 2 — двигатель; 3 — цистерна; 4 — система управления задними колесами; 5 — задние управляемые колеса-уплотнители; 6 — слой укрепленного грунта; 7 — гидросистема подъема задней части рамы рабочих органов; 8 — кожух с разравнивающей задней стенкой; 9 — двухвальная мешалка; 10 — механим привода рабочих органов; 11 — фреза; 12 — рыхлитель; 13 — гидросистема подъема передней части рамы рабочих органов; 14 — передние ведущие колеса
Задняя стенка кожуха, расположенная за последним ротором, регулирует по высоте и разравнивает выходящую массу. Подкатка массы производится задними управляемыми пневмоколесами. При работе с цементом машину обслуживает автоцементовоз и автоцистерна Для воды, а при работе с битумом — автоцистерна для воды и автогудронатор.
Мощность двигателя такой самоходной грунтосмесительной машины расходуется на перемещение самой машины, работу рыхлителя первичного резания грунта, работу фрезы окончательного рыхления грунта, работу двухвальной лопастной мешалки и работу битумного и водяного насосов.
Мощность двигателя, необходимая для перемещения грунтосмесительной машины, определяется обычным методом. Найденная таким образом мощность должна быть проверена на возможность ее реализации по сцепному весу. Мощности, затрачиваемые на работу фрез, находятся по приведенному выше методу А. Д. Далина.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для постройки покрытий по методу смешения на дороге"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы