Катки — наиболее распространенные и простые машины, задействованные в технологии строительства и ремонта автомобильных дорог.
Современные катки должны удовлетворять следующим основным требованиям:
а) обеспечивать необходимую плотность и ровность поверхности;
б) возможность регулирования веса катка;
в) иметь хорошее и легкое управление и большой обзор при движении как вперед, так и назад;
г) обладать плавностью хода при повороте, трогании с места и реверсировании движения;
д) иметь одинаковое количество скоростей движения как вперед, так и назад.
Рациональная область применения существующих катков определяется по удельному давлению, скорости перемещения, числу и конструкции вальцов. По величине удельного давления катки делятся:
а) на легкие — с удельным давлением менее 4 МПа, массой 5000 кг и мощностью двигателя до 20 кВт;
б) средние — с удельным давлением 4-6 МПа, массой 6000-10 000 кг и двигателем 20-30 кВт;
в) тяжелые — с удельным давлением свыше 6 МПа, массой более 10 000 кг и двигателем более 30 кВт.
Легкие катки применяются для предварительной подкатки оснований, а также для уплотнения тонкослойного песчаного асфальтобетона на тротуарах, велосипедных дорожках и т.п. Средние катки служат для промежуточного уплотнения оснований и покрытий, а также для окончательного уплотнения усовершенствованных покрытий облегченного типа. Тяжелые катки применяются для окончательного, уплотнения гравийных и щебеночных оснований и асфальтобетонных покрытий.
Рис. 1. Схема расположения вальцов катка в плане
По числу и расположению вальцов катки разделяются:
а)наодновальцовые, а также одновальцовые с поддерживающими вальцами или колесами;
б) двухвалыдовые с одним или двумя ведущими вальцами;
в) трехвальцовые двухосные;
г) трехвальцовые двухосные с дополнительным вальцом малого диаметра;
д) трехвальцовые трехосные с одним или тремя ведущими вальцами.
—
В современном строительстве автомобильных и железнодорожных насыпей, плотин, дамб, водохранилищ применяют следующие способы уплотнения грунтов:
— укатка (катками статического действия — гладкими, кулачковыми, решетчатыми и катками на пневматических шинах);
— трамбование (плитами на экскаваторах и трамбующими машинами);
— вибрационное уплотнение (прицепными и самоходными виброкатками, виброплитами и навесными виброуплотнителями).
Катки статического действия с гладкими, кулачковыми и решетчатыми вальцами, катки на пневматических шинах воздействуют на уплотняемый материал статическим давлением в зависимости от массы катка. Их применяют для уплотнения грунтов, щебня, гравия и других материалов на строительных объектах, имеющих достаточную ширину для выполнения разворотов. Катки статического действия получили наибольшее распространение вследствие простоты и надежности.
Трамбующие машины применяют для уплотнения тяжелых связных грунтов и каменных материалов с глубиной проработки 1 … 2 м. Воздействие их на материал осуществляется посредством удара.
Вибрационные катки и виброплиты передают уплотняемому материалу не только статическое, но и динамическое воздействие. В результате такого воздействия частицы грунта приходят в движение и стремятся занять минимальный объем. Вибрационные катки предназначены для уплотнения связных и несвязных грунтов, щебеночных, грунтоцементных, битумомине-ральных нижних и верхних слоев дорожных оснований.
В зависимости от физико-механических свойств уплотняемых материалов применяют катки с различными видами рабочих органов: гладкими, кулачковыми и решетчатыми металлическими вальцами.
По способу передвижения вибрационные катки делятся на прицепные и самоходные.
Способ уплотнения и соответствующая ему машина, ее типоразмер определяются конкретными условиями строительства: разновидностью грунта и его свойств, толщиной слоев отсыпки, размерами участка, подлежащего уплотнению.
На различных стадиях уплотнения Целесообразно применять разные машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для уплотнения грунтов и дорожных оснований"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы