Необходимость смазки трущихся деталей объясняется тем, что между перемещающимися сопряженными поверхностями любого механизма возникают силы трения, на преодоление которых затрачивается мощность.
В механизмах автомобиля различают два вида трения: трение скольжения и трение качения, например трение скольжения между шейками п подшипниками коленчатого и распределительного валов и трение качения в шариковых и роликовых подшипниках. При непосредственном контакте трущихся поверхностей происходит так называемое сухое трение. Если трущиеся поверхности разделены жидкостной пленкой, то происходит жидкостное трение. В этом случае силы трения значительно уменьшаются, а следовательно, уменьшаются износ и нагрев трущихся деталей.
Главное назначение автомобильных смазочных материалов — создавать разделительные масляные пленки между трущимися поверхностями в целях уменьшения трения, предохранения рабочих поверхностей деталей от преждевременного износа; кроме того, смазочные материалы помогают отводить тепло, уплотняют зазоры в узлах, удаляют продукты износа и предохраняют детали от коррозии.
Смазочные материалы разделяются на масла и консистентные (густые) смазки. К первым из них относятся жидкие смазочные материалы, применяемые для смазки под давлением или разбрызгиванием. Консистентные смазки применяются для узлов с недостаточно уплотненными зазорами, через которые жидкое масло вытекает.
По назначению автомобильные масла разделяют на две группы: масла для двигателей и трансмиссионные масла. Масла для двигателей применяют минерального происхождения (получаются путем переработки нефти после отгонки из нее жидких топлив). Основные требования к ним: маслянистость, вязкость, отсутствие механических примесей и кислот (чистота). Маслянистость определяет свойство масла образовывать на трущихся поверхностях прочную масляную пленку, улучшающую условия работы трущихся деталей.
Вязкость определяет густоту масла и его текучесть при определенной температуре и способность проникать в зазоры между трущимися деталями. Для улучшения качества масел к ним добавляют специальные присадки, которые повышают маслянистость, понижают температуру застывания и уменьшают окисляющее действие масла. Они способствуют также вымыванию смолистых отложений из зазоров, т. е. многофункциональны.
Масла, применяемые для карбюраторных двигателей и дизелей, маркируются по старой и новой классификации. В первом случае маркировка масел для карбюраторных двигателей такая: АС-8, АС-10 (ГОСТ 1054—63); АСЗп-6, АСЗп-10, где: А — обозначает автомобильное; С — селективной очистки; 3 — загущенное; п — наличие присадки. Цифры—это вязкость масла в саптистоксах (сСт) при температуре 100 °С
По новой классификации масла делятся в соответствии с вязкостью на 7 групп: 6, 8, 10, 12, 14, 16 и 20 сСт, а по назначению — на 6 групп, которые обозначаются заглавными бук-вамп алфавита: А -для карбюраторных двигателей и дизелей старых моделей; Б — для форсированных карбюраторных двигателей; В – для форсированных дизелей; Г — для высокофорсированных дизелей; Д — для высокофорспрованных мощных дизелей с малым расходом масла и работающих на топливе с повышенным содержанием серы; Е – для мощных форсированных дизелей, устанавливаемых на судах и кораблях.
Группы Б, В и Г разбиты еще на подгруппы: Б,—для малофорсированных карбюраторных двигателей; Б2 — для малофор-сированпых дизелей; В; – для форсированных карбюраторных двигателей; В2 — для форсированных быстроходных дизелей; Г| —для высокофорспрованных карбюраторных двигателей; Го — для высокофорспрованных быстроходных дизелей. Например: М8Б[; МЮБь М10Б|АЗ, где: М — моторное; цифра — вязкость; буква — назначение.
В настоящее время используются пока и старая, и новая классификации: АС-8 (М8Б,); АС-10 (М10Б,); АСЗп-10 (МЮБ1АЗ).
Для двигателей ЗМЗ-66, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-375 применяется всесезонное масло АС-8 (М8Б1), летом можно применять АС-10 (М10Б,).
Масла для дизелей: по старой маркировке ДС-8; ДС-11; ДСЗп-8, а по новой соответственно М8Б2; М10Б2; М8Б23 (Д — дизельное).
Качество масла, а следовательно, необходимость его замены может быть определено следующими простейшими способами:
— по цвету (прозрачности) масла на маслоизмерительном щупе; считается, что масло требует замены, если о;но имеет настолько темный цвет, что не видно рисок на щупе;
— по масляному пятну на бумаге (фильтровальной или писчей). Если пятно, оставленное каплей масла на бумаге, имеет сердцевину черного цвета, масло надо заменить;
— по запаху — масло не должно содержать топлива;
— на ощупь— взять каплю масла между пальцами, оно должно иметь определенную маслянистость, т. е. быть «липким» и тянуться.
Трансмиссионные масла применяются для смазки агрегатов трансмиссии, зубчатые механизмы и подшипники качения которых работают под большой нагрузкой. Эти масла должны быть достаточно подвижными при низкой температуре, чтобы не создавать большого сопротивления при движении автомобиля; не вызывать коррозии; способствовать хорошему отводу тепла; быть стабильными; обеспечивать хорошую смазку деталей при трогании автомобиля с места. Масло получают на базе остаточных продуктов при производстве топлив и моторных масел с добавлением противоизносных и противозадирных присадок.
Универсальными трансмиссионными маслами являются: ТАп-15В; ТАп-15; ТАп-10; ТС-10 ОТП; они применяются для смазки агрегатов трансмиссии автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. «Урал-375», ГАЗ-66 и ГАЭ-53А.
Специальное трансмиссионное масло, применяемое в гипоидных главных передачах ведущих мостов автомобиля ГАЗ-66. ТС-14,5 с присадкой хлорэф-40.
Буквы в маркировке означают:
Т — трансмиссионное; А — автомобильное; п — присадка; цифра показывает величину вязкости в сСт при 100 °С.
Консистентные смазки представляют собой густые мазеобразные вещества, получаемые загущением минеральных масел специальными загустителями. Эти смазки подразделяются на антифрикционные, используемые для уменьшения износа деталей н потерь на трение, и предохранительные (защитные), применяемые для смазки деталей и механизмов при хранении.
Смазки, загущенные кальциевыми мылами, называются солидолами, а смазки с загустителями из натриевого мыла — консталинами. Солидолы очень влагостойки и поэтому применяются для смазки узлов, подверженных воздействию влаги. Консталины менее влагостойки, но обладают большой тугоплавкостью и поэтому применяются в узлах трения, работающих при повышенной температуре. Основными свойствами консистентных смазок являются температурная стойкость и влагостойкость.
ГОСТ устанавливает систему обозначений консистентных смазок. Смазки универсальные обозначаются буквой У; буква Н — означает низкоплавкая; С — среднеплавкая; Т — тугоплавкая; В — водостойкая и т. д. Смазки, изготовляемые на мылах из синтетических жирных кислот, обозначают буквой с. Так, консталины выпускают двух видов: жировые УТ-1, УТ-2 и синтетические УТс-1, УТс-2.
Кальциево-натриевые смазки 1-13, 1-13с и ЯНЗ-2 менее чувствительны к воде и применяютея в узлах, где возможно попадание влаги.
Солидолы выпускаются также двух видов: жировые УС-1, УС-2 и синтетические УСс-1, УСс. Для смазки деталей и узлов, работающих под большой нагрузкой и имеющих контакт с водой (листы рессор и т. д.), применяется графитная смазка УСс-А, которая содержит 90% солидола и 10% графитового порошка. Литиевые смазки ЦИАТИМ-201 и ЛЗ-158 применяются для смазки подшипников генератора, прерывателя-распределителя и других приборов электрооборудования: Смазка №158 применяется для смазки игольчатых подшипников карданных шарниров.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Масла и смазки, применяемые в автомобилях"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы