Механизм управления гусеничным трактором включает в себя рычаги переключения передач, рулевое колесо и тормозные педали. Благодаря механизму управления можно переключать передачи на ходу трактора (в диапазоне ряда), а также осуществлять повороты: – как по дуге окружности с фиксированным радиусом, так и по дуге со свободным радиусом (плавные повороты), по дуге с минимальным радиусом (крутые повороты) путем частичной или полной затяжки тормоза борта, на котором выключены фрикционы; – останавливать трактор в экстренных случаях, нажав на педаль тормоза; – удерживать тормоза в затянутом положении защелкой горного тормоза (для удержания трактора на уклоне).
Устройство механизма управления гусеничным трактором. Правая педаль тормоза соединена с лентой тормоза правого борта. Рулевое колесо тягой и промежуточной тягово-рычажной системой связано с рычагами управления как левого, так и правого бортов.
Рычаги переключения передач у трактора Т-150 расположены на рулевой колонке механизма управления. Каждый рычаг 6 переключения передач соединен тягами с соответствующим золотником распределителя левого и правого борта. Включение каждой из четырех передач фиксируется устройством, размещенным в распределителе, а рычаг устанавливается трактористом против цифры указателя, обозначающей включенную передачу. При включении разноименных передач на левом и правом борту происходит поворот трактора с фиксированным радиусом.
Поворот с фиксированным радиусом можно осуществлять по желанию трактрриста, уменьшая, сохраняя или увеличивая среднюю скорость прямолинейного движения трактора, в зависимости от условий агрегатирования. Поворот с увеличением средней скорости трактора возможен лишь при неполной загрузке двигателя во время прямолинейного движения.
Для уменьшения средней скорости при повороте трактора передвигают на себя рычаг того борта, в сторону которого происходит поворот (в сторону отстающего борта); для поворота трактора с постоянной средней скоростью одновременно перемещают рычаги в противоположные стороны на одну ступень (только при работе трактора на второй и третьей передачах); для увеличения средней скорости при повороте трактора рычаг забегающего борта переводят от себя.
Чтобы повернуть трактор со свободным (нефиксированным) радиусом, поворачивают рулевое колесо, тем самым частично или полностью выключая гидроподжимной фрикцион борта, в сторону которого осуществляется поворот. Рулевое колесо соединено с поводком, который при поворотах колеса в ту или другую сторону воздействует на один из рычагов. Рычаг через систему соединительных тяг действует на золотник клапана плавного снижения давления соответствующего борта коробки передач.
Определенному положению рулевого колеса соответствует свое давление в гидроподжимном фрикционе и определенный крутящий момент, передаваемый им. Полное выключение фрикциона происходит при повороте рулевого колеса на 42°. Это и начальное положение рулевого колеса отмечаются щелчком фиксатора, установленного в верхней части рулевой колонки. При дальнейшем вращении рулевого колеса вал, воздействуя через промежуточный рычаг на тягу, затягивает тормозную ленту вокруг тормозного барабана вторичного вала. Происходит крутой поворот трактора, а при полной остановке тормозного барабана совершается поворот вокруг остановленной гусеницы с радиусом, равным половине ширины колеи трактора. Возвращение рулевого колеса и всей системы тяг в исходное положение происходит под действием пружин.
Чтобы одновременно не выключались гидроподжимные фрикционы на обоих бортах, действует замковый механизм, представляющий собой три шарика, которые свободно размещены в отверстии поводка между углублениями в рычагах. При повороте рулевого колеса поводок упирается в один из рычагов и перемещается вместе с ним. Шарики вытесняются неподвижным рычагом и стопорят поводок с подвижным рычагом. Когда рулевое колесо возвращают в исходное положение, шарики входят в углубление неподвижного рычага и освобождают подвижный рычаг от поводка. Если повернуть рулевое колесо в другую сторону, поводок переместит соответственно другой рычаг, который также застопорится с поводком, а ранее подвижный рычаг будет неподвижным.
Для экстренного торможения трактора и удержания его на склоне используют правую педаль горного тормоза, которая соединена тягами и рычагами с лентой тормозного барабана вторичного вала коробки передач. Фиксация педали в заторможенном состоянии осуществляется защелкой, которую при необходимости набрасывают тягой на зацеп педали горного тормоза. Педаль в начальное положение возвращается специальной пружиной.
Техническое обслуживание механизма управления. Четкая работа механизма управления зависит от своевременной смазки трущихся поверхностей и правильной регулировки привода тормозов, управления клапанами плавного снижения давления и гидрораспределителями.
Ежесменно проверяют затяжку резьбовых соединений и при необходимости подтягивают их.
Через 240 ч работы очищают масленки и нагнетают солидол «С» в наконечники тяг, во втулки и валы рычагов рулевого (управления до появления его в зазорах.
Регулировки механизма управления трактором проводят лишь при разборке трактора и при замене деталей управления.
Для регулировки привода тормозов педаль тормоза устанавливают в крайнее верхнее положение до касания ее резиновым упором в полик кабины. Изменяя длину тяги, устанавливают рычаг в вертикальное положение. Затем, регулируя длину тяг, совмещают площадку и пальцы рычагов вала. Звенья тяг при этом должны находиться на прямой линии, а тормозные ленты — расторможены.
Для регулировки управления клапанами плавного снижения давления снимают тяги и возвратные пружины тяг. Рулевое колесо устанавливают во второе фиксируемое положение и, вращая регулировочную муфту тяги, подводят в соприкосновение (совмещают) площадку и пальцы рычагов вала. Возвращают рулевое колесо в исходное положение и устанавливают на место тяги и возвратные пружины тяг. Регулировочными муфтами тяг устанавливают зазор (0,5—1 мм) между рычагами и поводком.
Для регулировки управления гидрораспределителями перемещают рычаги золотников распределителей в положение первой передачи, а изменяя длину тяг, ставят рычаги, соединенные с верхними концами тяг, в горизонтальное положение. Регулировочными тягами 4 устанавливают рычаги 6 управления так, чтобы между ними и упорами указателя 5 на первой и четвертой передачах был зазор.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизм управления гусеничным трактором Т-150"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы