Слесарно-механические работы занимают большое место при ремонте машин, и знание правил безопасных приемов работы в значительной степени сокращает случаи травматизма рабочих.
Слесарные работы. При выполнении слесарных работ вручную необходимо прежде всего следить за исправностью инструмента.
Молотки и кувалды должны быть всегда надежно закреплены на рукоятках клином из мягкой стали. Рукоятки должны быть овальной и гладкой формы, без трещин, сучков, заусениц и следов масла, а бойки молотков и кувалд — без трещин и заусениц, со слегка выпуклой и гладкой поверхностью.
На ударной поверхности зубил, бородков, крейцмейселей и других инструментов не должно быть трещин, выбоин, скосов и заусениц. Рекомендуется длина зубил не менее 150 мм, оттянутая часть 60…70 мм с лезвием, заточенным под углом, соответствующим обрабатываемому материалу.
При рубке хрупких материалов (чугуна и других) необходимо надевать защитные очки.
Длина рабочей части отвертки должна быть равна диаметру головки винта, тогда она не соскакивает с винта при отвертывании или завертывании.
Нельзя пользоваться напильником без рукоятки. Очищать напильник от стружки необходимо стальной щеткой.
При выполнении сверлильных работ на станках соблюдают следующие правила:
— обрабатываемую деталь перед сверлением прочно закрепляют в тисках специальными прижимами или прихватками;
— сверло устанавливают или снимают только при неподвижном шпинделе станка (при этом сверло не должно иметь биения);
— при сверлении сквозных отверстий перед выходом сверла из отверстия обязательно выключают автоматическую подачу и переходят на ручную со слабым нажимом на сверло;
— в процессе сверления следят, чтобы сверло не забивалось стружкой, которую убирают специальным крючком или щеткой; при сверлении больших отверстий работают с пониженной частотой вращения шпинделя, а при необходимости применяют охлаждающую эмульсию.
Наиболее часто случаи травматизма наблюдаются при работах на обдирочно-шлифовальных станках. Такие станки должны быть оборудованы защитным экраном, пылесборником и блокировочным устройством, выключающим двигатель при поднятом защитном экране. Если нет блокировки и экрана, работают на станке в защитных очках. Перед установкой нового наждачного круга, чтобы избежать его разрыва, проверяют, нет ли трещин, и испытывают круг на прочность на специальных станках. Устанавливают его так, чтобы биение не превышало 0,5 мм, и балансируют в соответствии с паспортными данными станка. Запрещается обрабатывать изделие торцевой частью круга и без подручника.
При пользовании механизированным инструментом с пневматическим и электрическим приводом (электродрель, пневматическое зубило, молоток и др.) соблюдают особые меры предосторожности: соединяют и разъединяют шланги только после прекращения подачи воздуха (шланги перед присоединением к инструменту продувают, а инструмент перед началом работы опробовают вхолостую);
— при подключении шланга к инструменту следят за исправностью резьбы на штуцере и ниппеле, а присоединенные шланги крепят стяжными хомутиками;
— при переносе инструмента нельзя брать рукой воздушный шланг или рабочую часть;
— не допускают перегиба шлангов и пересечения их со шлангами газосварочных установок и электрокабелей;
— воздушный кран немедленно перекрывают, если возникла неисправность или перерыв в работе;
— перед работой с электроинструментом проверяют исправность выключателя, заземляющего провода и надежность изоляции и контактов питающих проводов;
— подключают инструмент к линии только через штепсельный разъем, нельзя подключать его к оголенным концам проводов, контактам рубильников и пускателей;
— работают в резиновых перчатках и на резиновых ковриках; рабочий инструмент (сверла, шлифовальные круги и др.) меняют только после отключения от силовой линии;
— в процессе работы, чтобы избежать перегрева, делают перерывы и периодически пускают электроинструмент вхолостую.
Механическая обработка. Значительное число несчастных случаев при механической обработке деталей происходит из-за отсутствия ограждений, применения неисправных инструмента и приспособлений, а также от поражения металлической стружкой, электрическим током и по другим причинам. В целях предупреждения травм соблюдают следующие условия.
Металлообрабатывающие станки располагают так, чтобы не было встречных и перекрещивающихся грузопотоков, а вращающиеся части станков не стесняли проходы к двери. Расстояние между станками выдерживают не менее 1 м, а между станками, стеной и колоннами — не менее 0,5 м. При этом учитывают максимальный вылет подвижных столов, ползунов и других выдвижных частей станков, а также место для площадок под заготовки, готовые детали, инструмент и материалы. Проходы и проезды устраивают так, чтобы между используемым транспортом (тележки, автокары и др.) и границей рабочей зоны были разрывы не менее 0,2 м.
Правила безопасности труда предусматривают надежное заземление станков, ограждение всех их приводных и передаточных механизмов (ремней, шкивов, цепей, валов, шестерен и т. п.), а также вращающихся приспособлений и некоторых режущих инструментов (фрез, наждачных кругов). Оградительные устройства должны быть прочными, жесткими, простой и гладкой формы. Наружную часть оградительных устройств окрашивают в один цвет со станком, а внутреннюю часть в красный цвет, который сигнализирует об опасности при открытом или снятом ограждении.
При работе на металлорежущих станках соблюдают следующие меры безопасности:
— надевают защитные очки, если нет защитного экрана; при работе с охлаждающей эмульсией применяют специальные ограждения для защиты рабочего от брызг;
— при зачистке деталей не пользуются напильником без ручки и не зачищают детали шлифовальной бумагой вручную.
Запрещается останавливать вращающиеся детали станка (шпиндели, патроны и др.) руками, придерживать обрабатываемую деталь рукой, работать без ограждений или снимать кожухи ограждений, применять неисправные приспособления для закрепления детали, надевать, снимать или переводить приводные ремни на ходу, оставлять ключ в патроне, оставлять инструмент и детали на станке, работать в рукавицах, а также без головного убора (особенно с длинными волосами). В процессе работы нельзя накапливать много стружки на станке и около станка, убирают ее специальным крючком или щеткой.
Кузнечные работы. Кузница должна быть расположена в отдельном светлом помещении и обеспечена хорошей общей приточ-но-вытяжной вентиляцией, а кроме того, и местной вентиляцией над горном или нагревательной печью. Часть приточного воздуха подается в виде душей для поддержания нормальных условий работающим. Горн или нагревательные печи размещают так, чтобы лучистая теплота от них не попадала на рабочие места. Наковальню располагают на расстоянии не менее 1 м от горна. Расстояние между двумя наковальнями не менее 3 м.
Кузнечный инструмент должен всегда быть в исправном состоянии: зубила, бородки, гладилки, обжимки надежно закреплены на рукоятках; ударная поверхность должна быть слегка выпуклой, без трещин и заусениц. Инструмент, подвергающийся в процессе ковки ударам, перед началом работы подогревают до температуры 200 °С во избежание его поломок, а по мере нагрева во время работы охлаждают в воде.
При горячей ковке деталь нагревают до температуры не ниже 800…850 °С и при ковке удерживают клещами с длинными ручками. Форма губок клещей должна соответствовать размеру и форме удерживаемой детали и плотно прилегать к ее поверхности. Чтобы надежнее удерживать крупную деталь, на ручки клещей надевают кольцо или скобу — восьмерку.
Кузнец и его подручный должны работать в брезентовых фартуках с нагрудником, в рукавицах и защитных очках. Во время ковки необходимо остерегаться брызг окалины и горячих кусочков металла. При удержании поковки рукоятки клещей направляют в сторону от себя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Меры безопасности при слесарно-механических работах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы