Такая работа необходима для уточнения внешней формы автомобиля и оформления салона и является исходной для дальнейших конструкторских разработок и последующей выдачи документации для подготовки производства.
Модель внешней формы. Для изготовления модели в масштабе 1 : 1 на деревянный каркас наносится толстый слой пластилина, с помощью которого воспроизводится внешняя форма проектируемого автомобиля. Пластилин легко деформируется, что тгоз-воляет последовательно совершенствовать форму до получения окончательного варианта кузова. Оконные проемы чаще всего имитируют с помощью черной бумаги, позже добавляют фары, габаритные фонари, бамперы и другие навесные элементы. Для разработки формы и оценки того, что сделано, требуются не только безупречный вкус и «интуиция», но и большой опыт, который использует в своей работе хороший стилист. Кроме того, его коллеги должны иметь обширные знания по действующим законодательным нормативам, а также знать требования, предъявляемые к безопасности автомобиля (см. прилож. 1 и гл. 3) Шаг за шагом на модели отрабатываются особенности стиля автомобиля, например декоративные выштамповки, линии светопреломления, оконные и дверные проемы и многое другое. Затем модель оценивается инженерами, экспертами по технологии, а также дирекциями сбыта и коммерции. Их замечания по возможности должны учитываться. После того как внешняя форма автомобиля определена, часто изготовляют вторую модель, которую оснащают всеми деталями, выполненными в цвете, стеклами из плексигласа. Эта модель является точным прототипом проектируемого автомобиля. Излюбленной «вредной привычкой» некоторых стилистов является показ модели только в состоянии, соответствующем напруженному автомобилю, т. е в наиболее низком положении, отчего модель выглядит несколько вытянутой. Но, к сожалению, это только самообман, поскольку в торговом зале автомобиль стоит в ненацруженном состоянии, т. е. пружины подвески у него не сжаты. В вертикальной плоскости, проходящей через передние колеса, эта разность по высоте составляет примерно 50 мм, а для задних колес — примерно 100 мм. Поэтому опытные дизайнеры представляют модель в обоих состояниях (снаряженный вес и допустимый общий вес, соответствующий самому низкому положению кузова). После доработки формы модели с учетом всех мелочей ее окончательно утверждают руководство фирмы, работники сбыта, инженеры и технологи. Утвержденная форма служит основанием для проведения последующих работ.
Следующий шаг разработки заключается в графическом изображении формы модели для проведения общей компоновки кузова. Для этого в основном используют два метода: а) изображение модели на чертеже с помощью шаблонов, снятых с поверхности модели; а) снятие координат с модели с помощью электронно-измерительной машины.
Первый метод в настоящее время используется только на небольших фирмах. Второй метод предполагает значительные материальные затраты, поэтому его применяют лишь тогда, когда электронно-измерительную машину можно использовать и для других целей. Поскольку графически (двухмерно) воспроизводится пространственный (трехмерный) образ, то оба метода применимы при условии, что модель привязана к координатной сетке так, что для каждой точки поверхности существуют однозначные координаты во всех трех плоскостях.
Координатная сетка обычно с шагом 10 см наносится на чертежную бумагу или пленку. Предпочтительнее использовать пленку, поскольку она не изменяется под воздействием атмосферных условий.
Для любого поперечного или продольного сечения модели согласно первому методу могут быть изготовлены фанерные или металлические шаблоны. Путем переноса контуров шаблонов на чертеж создается пространственное изображение кузова в виде линий сечений по высоте и длине. Этот метод очень трудоемок и недостаточно точен. Кроме того, невозможно охватить все промежуточные сечения, лежащие между линиями сетки, поэтому изготовление предварительных штампов для первых опытных кузовов (прототипов) сопряжено с определенными трудностями, для устранения которых постоянно приглаживают и исправляют криволинейные поверхности.
Из-за этой причины был разработан другой метод копирования внешней формы, основанной на «ощупывании» поверхности электронно-измерительным устройством. При перемещении продольной, поперечной и вертикальной нпаравляющих электронно-измерительное устройство получает сигналы, сила которых пропорциональна координатам соответствующих точек. После прохождения сигнала через аналого-цифровой преобразователь размер появляется на цифровом табло, записывается на перфоленте или передается на графопостроитель, который, работая по специальным программам, воспроизводит формообразующие линии поверхности по замеренным точкам. Этот метод позволяет не только получить результаты намного точнее и быстрее, но и выполнить часть чертежной работы. Записанные на перфоленте данные могут быть в любой момент вызваны из памяти и быть использованы для других целей, например, для определения узловых координат при расчете каркаса кузова или для управления фрезерным станком при изготовлении оснастки. Недавно стало возможным снимать модель с помощью стереокамеры одновременно с кодрдинатной сеткой. По стереоснимку с помощью ЭВМ может быть определена координата любой точки, которую можно использовать в дальнейшей работе. Таким образом за сравнительно малый промежуток времени можно построить очень точный, подробно отражающий модель чертеж поверхности кузова, который принимается за основу для проведения последующих работ.
Оформление интерьера. Одновременно с внешней формой в отделах художественного конструирования разрабатывается интерьер. Прежде всего изготовляются несколько моделей интерьера в масштабе 1:1с деревянным или металлическим каркасом по контуру салона, с рулевым колесом, педалями, панелью приборов, рычагами управления и другими органами управления, а также с дверьми из дерева или пластмассы и временными сиденьями (посадочный макет). Все это устанавливается в соответствии с предварительной эскизной компоновкой (рис. 9). Посадочный макет служит для окончательной оценки позы водителя, размещения педалей, установки рулевого колеса и т. д., т. е. для проверки соответствия их принятым решениям. Изготовление такого посадочного макета чрезвычайно важно, поскольку очень часто бывает необходимо внести изменения, которые могут повлиять на расположение педалей, систем двигателя и др. Вследствие этого на данной стадии разработки кузова необходимо тесное сотрудничество инжене-26
ров-кузовщиков и инженеров-шассистов. Особенно важно проверить расположение npn6qpoB, рычагов управления, размещение и досягаемость кондиционера, радиоприемника, вещевого ящика панели приборов и т. д., окончательное решение можмо принять только после проверки па объемной модели. Желательно, чтобы модель оценили заинтересованные люди различного роста. Для этого лучше всего использовать анкету, с помощью которой могут быть оценены поза водителя (посадка), обзорность, размещение органов управления и т. д. Конечно, имеет смысл таким же образом оценить и положение заднего сиденья. Посадочный макет позволяет предварительно оценить обзорность. Для более полной имитации салона и возможности его оценки изготовляют макеты панели приборов, оборудования салона, внутренних обивок дверей и подлокотников, а также макеты сидений с устройствами регулировки их положения. Очень часто помимо модели изготовляют цветные перспективные рисунки, чтобы получить наиболее полное представление о проектируемом кузове.
Размещение фар и фонарей. Не в последнюю очередь возможности дизайнера ограничивают положение фар и фонарей и их форма, причем существуют многочисленные нормативы на их размещение, величину и видимость.
В настоящее время популярны прямоугольные фары и блоки фар, так как они, будучи правильно сконструированными, обеспечивают наилучшее освещение дороги при ближнем свете. Часто задача оформления фар сводится дизайнерами к чисто стилистической проблеме (характерный вид, облик). Однако форма фары в первую очередь должна соответствовать требованиям оптики и быть одинаковой для левой и правой сторон автомобиля, чтобы стоимость их была минимальной, техническое обслуживание простым. Стиль может быть выражен в большинстве случаев через декоративные ободки или особым размещением фар в решетке радиатора. Иногда используемое на практике размещение передних габаритных огней внутри фар с точки зрения оптики не является наилучшим.
Однако такое расположение все-таки лучше, чем на бампере, где они повреждаются даже при небольших столкновениях.
Для задних фонарей вследствие конструктивных преимуществ обычно используют многокамерную конструкцию, в которую входят секции габаритного света, сигнала торможения, указателя поворота, света заднего хода, а также светоотражатели. В связи с этим приходится иметь правый и левый фонарь, так как расположение огней должно быть зеркально симметричным. Разделение заднего многокамерного фонаря на два фонаря (секция габаритного света и указателя поворота и секция сигнала торможения и свет заднего хода вместе с катафотами) с точки зрения оптики лучше и удобнее для обслуживания. Однако объединение передних фар и задних фонарей в блоки, несмотря на некоторые недостатки, вполне оправданно, так как упрощается сборка.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Моделирование в отделе художественного конструирования"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы