При выполнении строительно-монтажных работ широко применяются башенные краны, конструкция которых обеспечивает необходимые условия для монтажа различных конструкций и технологического оборудования.
По конструкции башен краны можно разделить на краны с неповоротной и поворотной башней.
Краны с неповоротной башней монтируются укрупненными узлами при помощи рабочей стрелы, при помощи монтажной стрелы, при помощи падающей стрелы и при помощи падающего шевра.
Для монтажа башенных кранов этими методами требуются автомобильные краны грузоподъемностью 3 и 5 т и якорные устройства для закрепления монтажных расчалок.
Башенные передвижные краны с поворотной башней привозят на место установки, как правило, в подготовленном для монтажа виде со сложенными назад (в сторону противовеса) или вперед башней и стрелой. Канаты и электрооборудование при перевозке таких кранов не демонтируют.
Для монтажа «ранов с поворотной башней почти не требуется дополнительных грузоподъемных средств и якорных устройств, так как краны монтируются с помощью собственных крановых механизмов и при этом обладают достаточной устойчивостью. Кроме того, при установке кранов с поворотной башней из транспортного положения в рабочее почти не приходится прибегать к опасным и трудоемким верхолазным работам. Все это позволяет сократить время монтажа до 1—2 смен.
Методы монтажа башенных кранов оказывают существенное влияние на эксплуатационные показатели: чем быстрее выполняется монтаж, тем ниже его стоимость и тем выше степень использования крана на строительстве.
Подготовительные работы. К моменту доставки башенного крана на строительную площадку и до начала его монтажа необходимо провести подготовительные работы: – уложить крановые пути; – подготовить для крана въезды на крановые пути; – подвести электропроводку к месту установки крана и выполнить заземление; – подготовить монтажное и такелажное оборудование и инвентарь; -установить якорные устройства для крепления монтажных расчалок для монтажа стационарных башенных кранов.
До укладки крановых путей монтажную площадку предварительно нужно спланировать при помощи бульдозера. Минимальное расстояние между крановым путем и зданием зависит от конструкции крана и определяется условиями безопасности работ. Расстояние между выступающими частями крана и зданием на высоте до 2 м от уровня головки рельса должно быть не менее 1 м. Длина укладываемых путей определяется размерами возводимого здания.
На монтажной площадке должны быть предусмотрены подъездные пути для заезда крана и транспортных средств. В местах въезда крана и транспортных средств непосредственно на крановые пути поверх шпал подсыпают песок и укладывают щиты из досок.
Уложенный участок кранового пути заземляют. Контур заземления соединяют с крановыми путями.
Рядом с путями (обычно в середире кранового пути) устанавливают распределительный ящик и подключают его к внутрипостроечной электрической сети. Перед началом монтажа проверяют напряжение питающей электросети. Монтировать кран при падении напряжения в сети более чем на 15% номинального не разрешается. Для монтажа стационарных кранов в период подготовительных работ устанавливают монтажные мачты, лебедки, полиспасты, инвентарные якоря, козлы и т. д. Применение инвентарного оборудования позволяет снизить трудоемкость работ и сократить сроки монтажа крана. Полный перечень монтажного оборудования и инвентаря определяется Инструкцией по эксплуатации крана.
Монтажные мачты, лебедки и полиспасты — это стандартное оборудование. Инвентарные козлы применяют в качестве переставных подставок под различные элементы (чаще всего под башню). Если инвентарных козел нет, в качестве подкладок можно использовать шпальные клетки.
Якорные устройства сооружают только при монтаже кранов с неповоротной башней. Они служат для закрепления монтажных расчалок, удерживающих башню крана. Инвентарный якорь (рис. 66) представляет собой металлическую сварную раму, загруженную сборными железобетонными блоками. Якорное устройство закрепляют от сдвига при помощи сошника. Инвентарные якоря для монтажа кранов типа БКСМ-5-5А закрепляют за рельсы. На некоторых рамах размещается также и монтажная лебедка. На сварной раме крепятся блоки монтажного полиспаста.
Во время подъема башни блоки разведены в стороны от оси инвентарной рамы, таким образом, монтажный полиспаст в плане имеет вид вытянутого треугольника, что обеспечивает устойчивое положение стрелы при монтаже крана.
В качестве якоря иногда используют забитые сваи, элементы зданий и т. д. В этом случае надежность крепления оттяжек проверяют расчетом.
Для монтажа передвижных кранов, как правило, не требуется дополнительного оборудования, за исключением домкратов.
До начала монтажа тщательно осматривают монтажное оборудование, а также узлы и механизмы крана, в особенности канаты. Замеченные неисправности устраняют. Отверстия, оси и пальцы очищают от грязи и ржавчины и покрывают тонким слоем смазки. Оси и пальцы должны входить в отверстия от легких ударов молотка. Проверяют состояние элементов с резьбовыми соединениями (болты, гайки, домкраты и т. п.): если резьба повреждена (помята, сорваны витки и др.), неисправные элементы заменяют. До монтажа крана необходимо заменить канаты, если количество оборванных проволок У них превышает принятые нормы браковки.
Рис. 66. Инвентарный якорь
1 — сошник; 2 — блоки монтажного полиспаста; 3 — тормоз; 4 — электродвигатель; 5 —рама; 6 —лебедка; 7 —червячный редуктор
Монтаж крана типа БКСМ-5-5А
Среди кранов с неповоротной башней наиболее рас- пространены краны типа БКСМ. Способы монтажа этих кранов применимы и для других кранов с неповоротной башней.
Монтаж крана при помощи рабочей стрелы
На монтажную площадку кран доставляют в виде укрупненных узлов, которые затем соединяют между собой. Для монтажа крана требуется площадка длиной 80 м.
Монтаж выполняют в такой последовательности (рис. 67): сначала на крановых путях .монтируют ходовую раму/и загружают ее балластом. Затем с помощью автомобильного крана на земле собирают портал и закрепляют его в опорных проушинах на ходовой раме. Верхнюю часть портала поднимают и опирают на шпальную клетку. С помощью автомобильного крана собирают на крановых путях башню и стыкуют ее с порталом. Далее к башне крепят последовательно оголовок, кабину и противовесную консоль 3. Для удобства соединения тяги противовесной консоли выполнены складными. При этом под башню в месте опорного шарнира стрелы подкладывают шпальную клетку 2.
Рис. 67. Схема монтажа крана БКСМ-5-5 при помощи рабочей стрелы
1—ходовая рама; 2 — шпальная клетка; 3 — противовесная консоль; 4— монтажный полиспаст; 5 — боковые оттяжди; 6 — рабочая стрела; 7 — анкерная тяга; 8 — якорное устройство
Для осуществления подъема башни к ходовой раме портала с противоположной стороны от опорных проушин закрепляют рабочую стрелу.
Между оголовком башни и головкой рабочей стрелы размещают 10-кратный монтажный полиспаст. Концы канатов этого полиспаста пропускают через блоки оголовка и запасовывают: один конец — на барабан грузовой лебедки, другой конец — на барабан стреловой лебедки.
Рабочая стрела крепится анкерной тягой с якорным устройством. Включением стреловой лебедки поднимают стрелу в монтажное положение до натяжения анкерных тяг. В этом положении стрела закрепляется боковыми расчалками.
Башня грузовой лебедкой приподнимается на высоту 100—150 мм для проверки работоспособности всех узлов. Затем, опустив башню на шпальную клетку, повторным включением поднимают башню в положение, показанное на рис. 67 пунктиром. Для облегчения перемещения противовесной консоли до момента отрыва ее от земли под нее предварительно подкладывают дощатый настил.
После окончания подъема башни рабочую стрелу опускают и снимают монтажный канат с барабанов грузовой и стреловой лебедок, а на них наматывают рабочие канаты.
Далее навешивают противовес и стрелу. Кран готов к работе.
Иногда для ускорения монтажа кран собирают вместе со стрелой при помощи инвентарной монтажной стрелы или рабочей стрелы, взятой от другого крана.
Монтаж крана при помощи падающей стрелы
Для монтажа при помощи падающей стрелы (рис. 68) кран полностью собирают на земле в следующем порядке:
на крановых путях устанавливают ходовую раму и крепят ее захватами к рельсам. К раме присоединяют собранную башню с поворотным оголовком. При этом верхняя часть башни опирается на монтажные козлы 1. Затем к оголовку башни присоединяют стрелу 5 и про- тивовесную консоль 2 с грузом 4.
После этого запасовывают канат стрелового полиспаста, последнюю нитку которого закрепляют на барабане стреловой лебедки, установленной на противовес- ной консоли 2. Затем заиасовывают канат грузового полиспаста, рабочую ветвь которого закрепляют на барабане грузовой лебедки.
Одновременно со сборкой и подготовкой крана к подъему устанавливают инвентарные монтажные приспособления: падающую стрелу 8, соединенную с краном тягой 7, монтажный полиспаст 9 и якорное устройство 10. В качестве монтажной лебедки используют инвентарную лебедку.
В качестве падающей срелы используют стрелу другого однотипного крана.
При включении монтажной лебедки стрела 8 опускается, как бы падает в положение, одновременно поднимая башню крана вместе со стрелой, противовесной консолью и противовесом.
Рис. 68. Схема монтажа крана БКСМ-5-5 при помощи падающей стрелы
1 — монтажные инвентарные козлы; 2 — противовесная консоль; 3 — дощатый настил для движения противовеса при подъеме; 4 — противовес; 5 — стрела; 6 — стреловой полиспаст; 7— тяга; S — падающая стрела; 9 — монтажный полиспаст; 10 — якорное устройство
Затем стрелу при помощи стреловой лебедки поднимают в рабочее положение, показанное пунктиром на рис. 68. При описанном методе монтажа башня занимает вертикальное положение плавно, без рывков, а противовес удерживает ее от запрокидывания.
Такой метод монтажа позволяет более чем в 2 раза сократить сроки монтажа, полностью ликвидировать опасные и трудоемкие верхолазные работы.
Монтаж крана при помощи падающего шевра
Этот метод разработан ЦНИИОМТГ1 также для кранов типа БКСМ. Достоинство метода заключается в том, что для монтажа крана не требуется якорного устройства, а длина монтажной “площадки лишь немного превышает полную высоту крана. Портал и башню крана 2 (рис. 69), включая поворотный и неповоротный оголовок, собирают в обычном порядке с помощью автомобильного крана и монтажных козел. Затем к башне крепят кабину, противовесную консоль с противовесом, стрелу в сборе с грузовой тележкой. Головку стрелы опирают на козелок, закрепленный на нижней секции башни.
Рис. 69. Схема монтажа крана типа БК.СМ при помощи падающего шевра
1 — противовесная консоль; 2 — башня; 3 — стрела; 4 — расчальный полиспаст; 5 — козелок; 6 — монтажный полиспаст; 7 — рама; 8 — монтажная балка; 9 — шевр
Под раму портала с уложенным на ней балластом подводят монтажную подкрановую балку с монтажным полиспастом 6. Затем на кране запасовывают рабочие канаты, причем барабаны стреловой и грузовой лебедок оставляют свободными. Монтажные лебедки имеют дистанционное управление.
Во избежание угона ходовой рамы при монтаже ее крепят к рельсовому пути при помощи рельсовых захватов и дополнительно увязывают проволокой.
Одновременно с подготовкой к подъему крана собирают монтажный шевр 9, представляющий собой две стрелы, соединенные вверху и внизу поперечными фермами.
Обе опоры монтажного шевра соединяют с подкрановой балкой канатами. Головную часть шевра соединяют сдвоенным монтажным полиспастом с подкрановой балкой и сдвоенным расчальным полиспастом с опорным шарниром. Канат монтажного полиспаста крепят к барабану грузовой лебедки, канат расчального полиспаста — к стреловой лебедке.
Монтаж начинается с подъема шевра в вертикальное положение с помощью стреловой лебедки, при этом грузовую лебедку включают на спуск, и монтажный полиспаст распускается.
После окончания подъема шевра грузовую лебедку выключают, а стреловая продолжает наматывать канат расчального полиспаста, подтягивая башню крана к головке шевра до тех пор, пока противовесная консоль не оторвется от земли. В этот момент выключают стреловую лебедку и включают «а подъем грузовую лебедку. Шевр опускается, «падает», и башня одновременно поднимается до вертикального положения. Затем подъемное оборудование демонтируют. С барабанов лебедок снимают монтажный и расчальный канаты и наматывают соответственно грузовой и стреловой, поднимают стрелу в рабочее положение. Кран готов к работе.
Монтаж крана МСК-10-20
Так как кран МСК-10-20 имеет большой грузовой момент и высоту 35 м, он перевозится с объекта на объект в виде трех укрупненных узлов: ходовой рамы в сборе с поворотной платформой, основания башни в сборе с головкой стрелы и верха башни в сборе с основанием стрелы.
Монтаж крана на строительной площадке производится при помощи стреловой лебедки, стрелового полиспаста и 10 или 16-тонного стрелового крана. Последовательность монтажа такова: сначала на крановый путь тягачом завозят ходовую часть с платформой (рис. 70). Снимают связи, соединяющие флюгера с ходовой рамой, отсоединяют растяжки и разводят флюгера, чтобы ходовые тележки оказались над рельсами.
Рис. 70. Схема монтажа крана МСК-Ю-20
а — завоз основания крана; б‘—стыковка основания с нижней секцией башни; 8 —стыковка и подготовка к подъему башни; г — подъем стрелы в рабочее положение; 1 — дышло; 2 — пневмоколеса; 3— опорные стойки
При помощи растяжки флюгера фиксируют в этом положении. Ходовые тележки разворачивают в направлении рельсов. С помощью стрелового крана дышло монтируемого крана приподнимают на 100—150 мм над седельным устройством и отгоняют тягач. Медленно опуская дышло, две ходовые тележки устанавливают на рельсы и отсоединяют Дышло. При помощи стрелового крана или домкрата ходовую раму поднимают настолько, чтобы колеса оторвались от земли. Затем колеса снимают с полуосей. Медленно опуская ходовую раму, устанавливают на рельсы две другие ходовые тележки.
Регулировочными винтами-растяжками устанавливают ходовую раму по оси колеи, и растяжки фиксируют контрольными планками.
Затем .на шпальные клетки устанавливают нижнюю часть башни, предварительно выложенную рядом с ходовой рамой и с помощью стрелового крана соединяют основание башни с платформой.
На шпальной клетке выкладывают верхнюю часть башни с основанием стрелы (рис. 70) и с помощью крана производят стыковку башни и стрелы. В центре поворотной платформы укрепляют балласт массой 2 т. На платформе монтируют опорные стойки. С помощью стрелового крана устанавливают и закрепляют плиты противовеса массой 30 т. Канаты запасовывают по схемам запасовок (рис. 71). Грузовой канат на барабане стреловой лебедки не закрепляют. Кран доукомплектовывают необходимым оборудованием, подсоединяют его к внешней электросети, устанавливают щиты для управления стреловой лебедкой при монтаже. Ходовые тележки закрепляют рельсовыми захватами. Тщательно осматривают все узлы крепления канатов, проверяют наличие и затяжку болтов, гаек, шайб, пальцев, оседержателей. Особое внимание обращают на правильность запасовки канатов и оттяжек, целостность и исправность блоков и коушей. Проверяют надежность закрепления всех элементов башни и стрелы.
Рис. 71. Схема запасовки канатов крана МСК-Ю-20
1 — барабан стреловой лебедки; 2 — оттяжка полиспаста нижняя; 3 — стреловой канат; 4 — стреловой полиспаст; 5 — оттяжка полиспаста, верхняя; 6 — оттяжка стойки стрелы; 7 — оттяжка головки стрелы; 8 — блоки головки- стрелы; 9— блоки головки башни; 10 — грузовой канат; 11 — крюковая подвеска; 12 — барабан грузовой лебедки
При помощи стреловой лебедки и стрелового полиспаста приподнимают башню со стрелой на 100—150 мм от опор и дают выдержку в этом положении в течение 10 мин. При этом особое внимание обращают на состояние тормозов и закрепление канатов. Поднимают башню со стрелой в вертикальное пбложение (рис. 70) и жестко закрепляют основание башни к опорным стойкам платформы болтами.
Затем отсоединяют все крепления стрелы к башне и поднимают стрелу в рабочее положение, включив стреловую лебедку.
Грузовой канат закрепляют на барабанах стреловой и грузовой лебедок. Выдвигают фонарь и ставят съемные раскосы. Устанавливают ограничители поворота, передвижения, грузоподъемности, высоты подъема, подъема стрелы и проверяют их работу, устанавливают анемометр. Опробуют работу всех механизмов на холостом ходу. Кран готов к работе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Монтаж башенных строительных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы