Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин. Их применяют для подъема или перемещения грузов (грузовые блоки) и для изменения направления движения канатов (отводные). Все блоки, предназначенные для монтажа, называются монтажными.
Рис. 34. Блоки (а, б), крюк (в), петля (г) и предохранительная скоба (3):
1, 9 —щеки, 2 —скоба, 3 —тяга (скоба), 4 — грузовой крюк, 5 — оси, 6 — ролик, 7 — петля, 8 — болт, 10 — канат, 11 — втулка, 12 — скоба
Однорольный блок (рис. 34, а, б) представляет собой насаженный на ось ролик, который по наружному периметру имеет канавку (ручей) для каната.
Размеры ручья зависят от диаметра каната, идущего через блок. Поэтому в характеристиках монтажных блоков указывается диаметр каната. Оси блока закреплены между двумя щеками. Щеки блока усилены тягой (скобой), наверху которой установлена скоба для крепления стропа или мертвой нити, а внизу — крюк или петля для подвески груза.
На монтажных работах используют одно- и многорольные (число роликов до одиннадцати) блоки.
В многорольном блоке ролики отделяются один от другого щеками. В блоке, состоящем из нескольких роликов, все ролики вращаются на оси самостоятельно, независимо друг от друга.
Крюк и петлю блока изготовляют коваными или штампованными. Для предохранения каната от соскакивания крюк снабжают предохранительной скобой (рис. 34, д), изготовляемой отдельно от блока. Втулку приваривают к крюку. Тяга (скоба) состоит из двух щек, соединенных между собой болтом. Концы двух щек соединяются скобой. Для заводки каната на крюк предохранительную скобу поднимают за один конец. После опускания скобы канат не может соскочить с крюка.
Предохранительными скобами обычно оснащают грузовые крюки всех стреловых монтажных кранов, а также кранов, перемещающих груз в контейнерах, бадьях и другой таре, навешиваемой на крюк посредством скобы или других жестких элементов.
Для подъема тяжелых грузов, а также на кранах большой грузоподъемности часто применяют двурогие крюки.
Крюки и петли должны иметь клеймо завода-изготовителя и паспорт, в котором указываются их номер по ГОСТу и техническая характеристика. Если крюки готовятся по специальному заказу, то к ним также прилагают паспорт, в котором указывают номер крюка, грузоподъемность, материал, из которого они изготовлены, а также дату изготовления.
Грузоподъемные блоки должны иметь заводское клеймо, на котором указывается их грузоподъемность. При отсутствии клейма блоки должны быть испытаны. Техническое освидетельствование блоков производится ежегодно. Если в блоках использовать канат диаметром больше рекомендуемого, то он будет ложиться не по дну канавки, а на щеки ролика, что будет способствовать быстрому износу ролика и каната.
Рис. 35. Монтажный блок БМК-160 грузоподъемностью 160 т:
1 — ролики, 2 — ось, 3 — тяги, 4 — вкладыш, 5 — щеки
На рис. 35 представлен монтажный блок БМК-160 грузоподъемностью 160 т. Блок состоит из восьми ролико, которые вращаются на оси. Ролики между собой разделены щеками и соединены с тягами. Снизу блока расположен съемный вкладыш. Блоки БМК-160 и БМК-280 удобны тем, что у них есть съемный вкладыш. Благодаря вкладышу поднимаемый элемент можно строповать витым или полотенчатым стропом. При строповке бесканатными инвентарными захватами их креПйТ к блоку пальцами, предварительно сняв вкладыш.
На монтажных работах применяют также монтажные блоки с откидными щеками и откидными серьгами. В такие блоки канат закладывают, не протаскивая его. Это удобно при большой длине каната, особенно при работе в стесненных условиях.
Блоки выполняют на чугунных или бронзовых втулках, а также на подшипниках качения. Блоки для полиспастов выбирают в зависимости от расчетной нагрузки, действующей на подвижный и неподвижный блоки; тягового усилия и канатоемкости лебедки; величины расстояния, на которое должно быть перемещено монтируемое оборудование.
Ролики блоков многоветвевых расчалок, не регулируемых по длине под нагрузкой, должны иметь отношение диаметра ролика, измеренного по дну канавки, к диаметру каната не менее 10 и соответствующее диаметру каната сечение канавки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Монтажные блоки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы