Монтажная мачта представляет собой стержень, устанавливаемый вертикально или с наклоном 10—12°. В устойчивом положении мачта удерживается вантами (расчалками), которые крепятся одним концом за верх мачты, другим — за якоря. Вант должно быть не менее трех, угол между ними в плане должен быть не более 120°. Обычно для закрепления мачт устанавливают четыре ванты, каждой из которых дается предварительное натяжение 10—30 кН (1 до 3 тс). Угол заложения вант к горизонту должен быть не более 45°.
Мачты бывают деревянные и металлические.
Деревянные мачты вследствие недолговечности и малой грузоподъемности применяют редко.
Изготовляют деревянные мачты из прямых сосновых бревен. Бревна должны быть без косослоя, глубоких трещин, сучков.
Металлические мачты бывают трубчатыми или решетчатыми.
Трубчатые мачты выполняют из труб. Монтажные стыки трубчатых мачт соединяют на фланцах, белтах, накладках или полностью на сварке.
Решетчатые мачты изготовляют из прокатных профилей. Как правило, такие мачты имеют квадратное или прямоугольное сечение. Секции мачт соединяют между собой стыковыми накладками на болтах или фланцами.
К проушине мачты при помощи подвески прикреплен неподвижный блок. Мертвая нить полиспаста прикреплена к нижнему подвижному блоку монтажного полиспаста. Сбегающая нить идет к отводному блоку с верхнего неподвижного блока.
Величина грузоподъемности мачты, измеряемая в тоннах, равна величине наибольшей массы груза, который можно поднять с помощью данной мачты. Если мачта установлена с некоторым наклоном, в вантах, расположенных в плоскости наклона мачты, предусматривают полиспасты, изменяющие длину вант, а в основании (пяте) мачты — шарнир.
Монтажные мачты используют для единичных подъемов и в тех случаях, когда монтажных кранов нет или использовать их нерационально.
—
Мачтой называется простейшее монтажное грузоподъемное устройство, используемое главным образом для подъема грузов, когда грузоподъемность имеющегося крана недостаточна или когда перегонять его с одного места на другое для подъема отдельных элементов нерационально, и при полумеханизированных подъемах.без применения крана.
Монтажная мачта представляет собой стержень, устанавливаемый вертикально или с наклоном 10—12°. В устойчивом положении мачта удерживается вантами (расчалками), которые крепятся одним концом за верх мачты, другим — за якоря. Вант должно быть не менее трех, угол между ними в плане должен быть не более 120°. Обычно для закрепления мачт устанавливают четы-
Рис. 36. Оголовок монтажной металлической решетчатой мачты:
1 — паук, 2 — щеки для крепления блоков полиспаста, 3 — ванты, 4 — подвеска для крепления полиспаста, 5 — мачта, 6 — полиспаст
ре ванты, которым дается предварительное натяжение от 1 до 3 гс в каждой. Угол заложения вант к горизонту должен быть не более 45°.
На рис. 36 показан оголовок металлической мачты с закрепленными к нему вантами. На вантах установлены сжимы. Передняя ванта не натянута, она свободно висит. Вместо нее в данном случае работает полиспаст, закрепленный за поднимаемый груз. Полиспаст соединен со щеками для крепления полиспаста подвеской. Вверху мачты для крепления вант имеется паук. В данном случае паук не используется.
Величина грузоподъемности мачты, Измеряемая в тоннах или килограммах, равна величине наибольшего веса груза, который можно поднять с помощью данной мачты. Если мачта установлена с некоторым наклоном, в вантах, расположенных в плоскости наклона мачты, предусматривают полиспасты, изменяющие длину вант, а в основании (пяте) мачты — шарнир.
Конструкция мачт, их поперечное сечение, высота, грузоподъемность решаются при разработке проекта производства работ. Мачты бывают деревянные и металлические.
Деревянные мачты (рис. 37, а) дешевле и проще в изготовлении, чем металлические. Однако вследствие недолговечности и малой грузоподъемности их применяют очень редко.
Изготовляют деревянные мачты из прямых сосновых бревен. Бревна не должны иметь косослоя и глубоких трещин, а также не должны быть сучковатыми и слишком влажными. В зависимости от высоты, на которую необходимо поднимать груз, мачты составляют по высоте из одного, двух или трех бревен, диаметр которых устанавливается расчетом в. проекте производства работ. При сращивании нескольких бревен по высоте необходимо следить за тем, чтобы комель верхнего бревна подходил по диаметру к верхней части нижнего бревна.
Металлические мачты могут быть трубчатыми или решетчатыми. Их можно использовать неоднократно, они считаются инвентарем монтажной организации.
Трубчатые мачты изготовляют из бесшовных труб диаметром до 426 мм или из сварных труб диаметром более 426 мм. Стыкуют трубы на фланцах болтами или сваркой.
Грузовые полиспасты крепят к оголовку через штырь, вваренный в трубу мачты, либо за ось, закрепленную в листовых консолях (щеках) оголовка.
Ванты крепят к проушинам, приваренным к оголовку мачты, или к листам с отогнутыми краями. Оголовок бывает неподвижный или вращающийся. Нижнюю часть мачты (пяту) устанавливают на шарнире или закрепляют неподвижно.
Решетчатые мачты изготовляют из прокатных профилей. Как правило, такие мачты имеют квадратное сечение. Секции мачт соединяют между собой стыковыми накладками на болтах или фланцами.
Сбегающий канат грузового полиспаста отводится от мачты через отводной блок, закрепленный у ее основания (пяты). Пяту мачты к фундаменту крепят на анкерных болтах (рис. 38). К фундаменту посредством каната крепят отводной блок. Пята мачты шарнирная, мачта установлена наклонно. Размеры опорной пяты зависят от допускаемого давления на грунт.
Рис. 37. Монтажные мачты:
а — деревянная, 6 —трубчатая металлическая, в — решетчатая металлическая, 1 — шарнир, 2 — отводной блок, 3— поднимаемый груз, 4 — оттяжка для груза, 5 — грузовой полиспаст, 6 — паук
При слабых грунтах, чтобы можно было уменьшить размер пяты, мачту опирают не непосредственно на грунт, а на шпальную клетку, надежно скрепленную скобами. Пяту мачты раскрепляют в горизонтальной плоскости от сдвига при наклоне мачты и от усилия в сбегающей нити полиспаста.
Рис. 38. Низ (пята) монтажной мачты, установленной на фундаменте
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Монтажные мачты"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы