Монтажный портал представляет собой П-образную раму с жесткими или шарнирными узлами. Он состоит из двух мачт, связанных наверху тягой или жестким ригелем. В зависимости от назначения порталы бывают неподвижные и качающиеся (наклонные). Применяют порталы, когда нужно поднять большой объемный груз на значительную высоту.
Портал расчаливают вантами. На каждую мачту ставят по три ванты: две от плоскости и одну в плоскости портала — наружу. Иногда ванты ставят между мачтами портала. Ванты, установленные от плоскости, оснащают полиспастами, для того чтобы можно было наклонять портал в обе стороны от вертикальной плоскости рамы портала.
Рис. 56. Монтажные мачты:
а — деревянная, б — металлическая трубчатая, в — то же, решетчатая, г — оголовок мачты; 1 — отводной блок, 2— грузовой полиспаст, 3— поднимаемый груз, 4 — оттяжка для груза, 5 — паук, 6 — шарнир, 7— мачта, 8 —ванты, 9 — оголовок мачты, 10 — подвеска, 11 — неподвижный блок монтажного полиспаста, 12 — подвижный блок, 13 — сбегающая нить полиспаста
На ригеле портала подвешивают полиспасты, чаще два, причем располагают их ближе к мачтам, чтобы уменьшить изгибающий момент в ригеле. Стойки портала выполняют, как и монтажные мачты, из труб или решетчатыми.
Если портал качающийся, то ригель соединяют со стойками (мачтами) горизонтальными шарнирами. В момент наклона портала за счет шарниров ригель постоянно остается в одном и том же положении и в нем не возникает моментов от кручения. В качающихся порталах шарнирный низ мачт раскрепляют расчалками или устанавливают на фундаменты, чтобы предотвратить его сдвиг.
Рис. 57. Монтажный портал (а) и ленточный подъемник (б):
1 — башмак, 2, 9 — отводные блоки, 3 — мачта. 4 — аппарат, 5 —площадки, 6 — ложный штуцер. 7 — грузовой полиспаст, 8, 15 — сбегающие нити грузового полиспаста, 10— подвеска отводного блока, 11 — подвеска полиспаста, 12 — ригель, 13 — листовая накладка, 14 — ванты, 16 — опорный шарнир. 17 — стяжка, 18 — фундамент, 19— подъемная лента, 20 — поддомкратная балка, 21 — вспомогательная мачта, 22 — полиспаст, 23 — укосина, 24 — гидравлический домкрат, 25 — наддомкратная балка, 26 — пролетное строение моста, 27 — подъемная балка
На рис. 57, а показан портал, который используют при монтаже аппаратов колонного типа. Портал имеет две мачты. К башмаку портала крепят отводные блоки. Между мачтами поднимают аппарат колонного типа с установленными на нем площадками. Стропуют аппарат за ложные штуцера. Поднимают аппарат с помощью двух грузовых полиспастов. От полиспаста сбегающая нить грузового полиспаста через отводный блок идет к отводному блоку, а затем на лебедку.
На ригеле расположены подвески для крепления отводного блока и грузового полиспаста. Ригель портала опирается на две мачты через листовые накладки. Портал раскреплен в плоскости вантами. Для поворота портала в процессе работы служит шарнир, расположенный внизу мачт.
Для предохранения башмаков портала от смещения низ мачт соединен стяжкой.
Ригель портала обеспечивает центральную передачу нагрузки на ось мачты. В мачте при смещении подвески грузового полиспаста создается большой изгибающий момент, в результате вес мачты значительно увеличивается.
Разновидность портала — мачтовые подъемники. В комплект мачтового подъемника входят две монтажные мачты, каждая из которых состоит из основания, нижней, верхней и средних секций, головки и балансира. В зависимости от заданной высоты мачты количество средних секций (длиной 6 и 12 м) в различных сочетаниях может меняться от 42 до 72 м. В мачтовом подъемнике применяются полиспастные блоки, состоящие из 13 роликов диаметром 770 мм, грузоподъемностью 630 т. Для подъема используют лебедку ЛМ-32/2000 с максимальным тяговым усилием 32 тс.
Мачтовые подъемники предназначаются для монтажа тяжелого оборудования предприятий химической промышленности.
Ленточный подъемник (рис. 57, б) — это монтажный портал, у которого вместо грузовых полиспастов установлена металлическая лента с отверстиями, а грузы поднимают с помощью гидравлических домкратов 24. Ленточным подъемником поднимают грузы массой более 1000 т.
Ленточный подъемник, предназначенный для подъема пролетного строения крана-перегружателя, состоит из двух порталов. Порталы устанавливают на фундаменты.
Внизу мачт расположены опорные шарниры, которые служат для улучшения передачи нагрузки на фундаменты.
В вертикальном положении портал удерживается вантами. Верхняя часть портала (ригель) в ленточном подъемнике называется поддомкратной балкой. Такое название балка получила из-за того, что на нее устанавливают гидравлические домкраты. Над домкратами помещают вторую балку — наддомкратную, к которой крепят подъемную ленту. В верхней части портала для подъема и опускания такелажного оборудования к поддомкратной балке присоединены две вспомогательные мачты, на которых закреплены укосины, оснащенные полиспастами незначительной грузоподъемности. Пролетное строение моста поднимают с помощью балки, на которую предварительно устанавливают мост.
В начале работы ленточным подъемником определяют шаг подъема, который должен соответствовать ходу домкрата и шагу отверстий в подъемной ленте. Гидравлические домкраты поднимают наддомкратную балку до тех пор, пока ближайшие в лентах отверстия не совпадут с отверстиями в наддомкратной балке. В совпавшие отверстия вставляют оси. После этого продолжают поднимать поршни всех домкратов.
Наддомкратную балку поднимают до совмещения одного из отверстий в поддомкратной балке с ближайшим отверстием в ленте. В совмещенные отверстия поддомкратной балки и ленты вставляют оси. После этого вынимают оси из отверстий в наддомкратных балках, а поршни всех домкратов опускают до отказа. Зазоры между наддомкратными балками и головками домкратов заполняют металлическими прокладками. При зазоре до 20 мм прокладку располагают на головках домкратов, при большем зазоре — под домкратами.
Расстояния между домкратной и наддомкратной балками с учетом высоты домкратов с опущенными поршнями составляют шаг подъема домкратов, соответствующий шагу отверстий в лентах.
После получения шага подъема приступают к подъему. Подъем делится на циклы. Цикл состоит из следующих операций: подъем наддомкратной балки на шаг домкрата, передача нагрузки с помощью осей на поддомкратную балку, освобождение наддомкратной балки от нагрузки и опускание поршней домкратов до совмещения отверстий в наддомкратной балке с отверстиями в ленте, вставка осей в наддомкратную балку, освобождение поддомкратной балки и подъем наддомкратной балки.
Подъемная лента состоит из нескольких частей. По мере подъема груза отдельные части ленты отсоединяют и с помощью укосин опускают на землю.
При подъеме грузов ленточным подъемником работу домкратов контролируют по показаниям манометров.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Порталы и ленточные подъемники"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы