Муфтами называются детали, служащие для непосредственной передачи вращения между валами, лежащими на одной оси, или от вала к сидящему на нем вхолостую шкиву или зубчатому колесу.
В крановых механизмах муфты служат для соединения валов друг с другом. В зависимости от характера соединения различают муфты: жесткие, не допускающие смещения соединяемых валов; упругие (эластичные), обеспечивающие не жесткую, а упругую связь между соединяемыми валами; компенсирующие, допускающие работу при незначительном перекосе и радиальном смещении соединяемых валов; сцепные, обеспечивающие возможность соединять и разъединять валы на ходу; предохранительные, ограничивающие величину передаваемого вращающего момента.
В зависимости от принципа действия и конструкции муфты делятся на дисковые, пальцевые, кулачковые, фрикционные, магнитные и т. д. Из всего многообразия муфт наиболее часто в крановых механизмах применяют рассматриваемые ниже муфты.
Продольно-свертная муфта представляет собой жесткую муфту, состоящую из длинной втулки, разрезанной вдоль оси. Обе половины муфты жестко соединяют болтами. Отличительной особенностью продольно-свертных муфт является их малый наружный диаметр и возможность производства монтажа и демонтажа муфт без осевого смещения валов. К недостаткам этих муфт следует отнести их ненадежность при реверсивной работе. Продольно-свертные муфты применяют сейчас только на старых кранах для соединения звеньев трансмиссионных валов.
На современных кранах для соединения звеньев трансмиссионных валов используют дисковые жесткие муфты.
Дисковая жесткая муфта состоит из двух полумуфт, жестко скрепленных между собой болтами. Чтобы валы располагались по одной прямой линии, на полумуфтах имеются центрирующий выступ и соответственно выемка. Однако, несмотря на это, соединяемые валы необходимо тщательно
центрировать, в противном случае будет иметь место биение муфты и она будет разрушать подшипники.
Упругая муфта подобно дисковым жестким муфтам состоит из двух полумуфт, скрепленных не жестко, а при помощи стальных пальцев, снабженных кожаными или резиновыми кольцами, которые и являются эластичным (смягчающим) звеном.
Другим типом эластичных муфт, получившим распространение на современных кранах, яз-ляется муфта с резиновыми пальцами, работающими на срез. При правильной установке и надлежащем уходе такие муфты работают достаточно надежно.
Эластичные муфты необходимо тщательно центрировать, так как плохая центровка приведет к быстрому разрушению эластичного звена (пальцев) или к порче подшипников.
На кранах эластичные муфты обычно применяются для соединения вала двигателя с быстроходным валом редуктора. Часто одна из полумуфт одновременно является и тормозным шкивом.
Компенсирующие муфты. На мостовых кранах получили распространение зубчатые компенсирующие муфты. Устройство такой муфты показано на рис. 4, а. На концах валов укреплены при помощи шпонок зубчатые втулки, которые находятся в зацеплении с кожухом, состоящим из двух половин, соединенных болтами и имеющими внутренние зубья.
Рис. 1. Продольно-свертная муфта
Рис. 2. Дисковая жесткая муфта
Зубья втулок могут смещаться вдоль зубьев кожуха, что дает возможность соединять валы, расположенные под небольшим углом по отношению друг к другу. На рис. 4, б и в показано положение зубчатых муфт при перекосе валов.
В связи с тем, что при работе зубчатой муфты неизбежно трение между зубьями, для их смазки муфту заполняют маслом через специальное отверстие в кожухе.
Сцепные муфты. В качестве сцепных муфт на специальных металлургических кранах применяют электромагнитные муфты. Электромагнитная муфта, показанная на рис. 5, состоит из двух полумуфт. В кольцевой выточке одной из них уложена обможа, получающая питание от двух контактных колец. На наружной поверхности этой полумуфты нарезана резьба, на которую навернуты установочное и стопорное кольца. Такое устройство вызывается необходимостью регулирования зазора между полумуфтами: постоянство этого зазора имеет большое значение для нормальной работы всей муфты. Вторая полумуфта снабжена пружинящим диском, к которому винтами прикреплено нажимное и якорное 8 кольца. Каждое кольцо состоит из двух половин. К нажимному кольцу крепится фрикционное кольцо, к которому приклепывается кольцо 10 из материала с большим коэффициентом трения, например ферродо.
Рис. 3. Упругая муфта
Рис. 4. Компенсирующая муфта:
При отсутствии тока полумуфты расцеплены (между ними зазор около 0,8 мм). При появлении тока обмотке вокруг нее образуется электромагнитное поле. Силовые линии этого поля, стремясь сократиться, притягивают якорное кольцо к полумуфте с обмоткой (пружинящий диск допускает это смещение), зазор между полумуфтами уменьшается, и обе полумуфты входят в соприкосновение. Силы трения между установочным кольцом и кольцом достаточны для приведения в движение механизма. При отключении тока магнитное поле исчезает. Пружинящий диск отводит якорное кольцо, и между полумуфтами снова образуется зазор: валы разъединяются.
Рис. 5. Электромагнитная сцепная муфта:
а — конструкция муфты; б — схема работы муфты
Наряду с электромагнитными в качестве сцепных муфт на кранах иногда применяют фрикционные сцепные муфты (муфты, сцепление которых осуществляется при помощи сил трения).
Предохранительные муфты. Предохранительные муфты применяются в крановых механизмах, работающих «на упор», т. е. там, где эти муфты служат для ограничения передаваемого вращающего момента
Примером таких механизмов являются клещевые механизмы для захвата слитков.
Насаживаемая на вал двигателя дисковая полумуфта соединена болтами с кольцом. Для эластичности соединения на болты надеты кожаные кольца.
Кольцо зажато между конической полумуфтой и кольцом пружинами через болты. В том случае, если величина вращающего момента будет больше допустимой, кольцо 3 начнет скользить между деталями. Величина крутящего момента, передаваемого муфтой, регулируется за счет изменения силы сжатия пружин. К поверхностям трения подается смазка через колпачковую масленку и смазочный канал.
Изготовляют муфты обычно из стали марок 40, 45 и 50.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Муфты крановых механизмов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы