Опоры, в которых вращаются шипы и шейки осей и валов, называют подшипниками. По роду трения различают подшипники скольжения и подшипники качения. Как те, так и другие в зависимости от конструктивного исполнения подразделяются на несколько типов.
Подшипники скольжения
Глухие подшипники. Глухие подшипники представляют собой обычно чугунные неразъемные опоры, в которых имеется обработанное отверстие для вала.
Для уменьшения трения в такой подшипник вставляется бронзовая втулка, в которой и вращается вал.
Рис. 1. Фрикционная предохранительная муфта
Неразъемные подшипники применяют в неответственных передачах и в тех случаях, когда при сборке механизма вал можно легко ввести в подшипник. Смазку трущихся поверхностей в таком подшипнике производят через отверстие в корпусе, где установлена масленка.
Рис. 2. Глухой подшипник:
1 — пресс-масленка; 2 — корпус подшипника; 3 — бронзовая втулка; 4 — вал; 5 — отверстия для крепления подшипника
Разъемные подшипники с вкладышами состоят из корпуса, крышки и бронзовых или чугунных вкладышей. В некоторых случаях при применении чугунных вкладышей их рабочую поверхность заливают баббитом.
Рис. 3. Разъемный подшипник с вкладышами
Вкладыш имеет буртик, который удерживает его от смещения относительно корпуса вдоль вала. Для подвода смазки к трущимся поверхностям во вкладышах делаются специальные смазочные канавки. Чтобы во время работы вкладыши не провернулись относительно корпуса подшипника, их закрепляют в корпусе при помощи шпонок, шпилек или специальных приливов.
Подшипники с кольцевой смазкой по конструкции очень близки к разъемным подшипникам с вкладышами, отличие состоит лишь в изменении системы подачи смазки. Смазка подается к трущимся поверхностям при помощи кольца, которое свободно висит на валу. Нижняя часть кольца погружена в масло, находящееся в специальной масляной ванне. При вращении вала кольцо поворачивается и, увлекая за собой масло из масляной ванны, подает его на вал, смазывая трущиеся поверхности подшипника. Для спуска отработанного масла служит специальный спускной канал. К преимуществам подшипников с кольцевой смазкой следует отнести ее автоматичность: чем быстрее вращается вал, тем больше подается смазки; при неподвижном вале смазка не подается совсем.
Рис. 4. Подшипник с кольцевой смазкой
Подшипники о кольцевой смазкой требуют меньше ухода по сравнению с глухими подшипниками (запаса масла в масляной ванне хватает на длительное время). Однако подшипники с кольцевой смазкой следует систематически осматривать, так как при пуске механизма после остановки кольцо, прилипнув иногда к вкладышу, не трогается о места и масло при этом не подается совсем. В этом случае нужно чистой деревянной палочкой осторожно пошевелить кольцо, после чего оно должно начать вращаться. В случае, если кольцо, несмотря на принятые меры, все-таки остается неподвижным при вращающемся вале, нужно немедленно остановить механизм.
Подшипники качения
В настоящее время подшипники скольжения :в крановых механизмах почти целиком заменены подшипниками качения, которые требуют меньшего ухода, расходуют меньше смазочных материалов, имеют меньший коэффициент трения и значительно меньшие габаритные размеры в осевом направлении по сравнению с подшипниками скольжения.
К подшипникам качения относятся шариковые и роликовые подшипники.
По области применения и конструкции различают следующие виды подшипников качения:
а) радиальные — применяемые при нагрузке, направленной перпендикулярно оси вала;
б) упорные — применяемые при нагрузке, направленной вдоль вала;
в) радиально-упорные, применяемые при сочетании радиальной и осевой нагрузок.
На рис. 5 показан радиальный однорядный шариковый подшипник. Он состоит из внутреннего кольца, наружного кольца, шариков, размещенных между кольцами. Шарики отделены друг от друга сепаратором.
Рис. 5. Радиальный однорядный шариковый подшипник
Радиальные подшипники весьма чувствительны к перекосам. Даже при незначительном перекосе возникают усилия, приводящие к нагреву или разрушению подшипника. Поэтому в тех случаях, когда незначительный перекос неизбежен или нет гарантии, что он не возникнет, применяют самоустанавливающиеся подшипники. Самоустанавливающиеся подшипники изготовляют двухрядными. Беговая дорожка в наружном кольце подшипника в этом случае — общая для обоих рядов шариков — выполнена в виде части сферы.
Упорные шариковые подшипники состоят из двух рабочих колец, шариков и сепаратора. Вал, опираясь своими заплечиками на верхнее кольцо, увлекает его во вращение, и оно катится на шариках по неподвижному кольцу.
В роликовых подшипниках качения, в зависимости от назначения подшипника и его конструкции, применяются ролики разной формы. Для радиальных подшипников применяют цилиндрические ролики. В упорных подшипниках применяют конические ролики. Сферические бочкообразные ролики применяют
в самоустанавливающихся подшипниках. В подшипниках, предназначенных для восприятия ударной нагрузки, применяют витые пружинящие ролики. На рис. 7 показан роликовый радиальный подшипник со сплошными цилиндрическими роликами.
Рис. 6. Упорный шариковыи подшипник
Рис. 7. Радиальный роликовый подшипник
В целях взаимозаменяемости все подшипники качения изготовляют по ГОСТу, поэтому вышедший из строя подшипник всегда можно заменить подшипником того же номера. Номер подшипника выбивают на его кольце.
Первые две цифры номера (читая справа налево) для подшипников с диаметром внутреннего отверстия более 20 мм позволяют определить внутренний диаметр подшипника. Для этого первые две цифры справа нужно умножить на пять. Например, подшипник номер 310 имеет внутренний диаметр 10 X 5 = 50 мм, подшипник 7514 имеет внутренний диаметр 14 X 5 = 70 мм.
Рис. 8. Самоустанавливающийся шариковый подшипник:
а — работа подшипника без перекоса; б — работа подшипника при перекосе
Третья цифра справа обозначает серию подшипника. Серия дает представление о
наружном диаметре подшипника, его ширине и грузоподъемности.
Пятая и шестая цифры справа в обозначении номера подшипника качения характеризуют его конструктивные особенности (наличие стопорных и защитных шайб, отсутствие сепаратора и т. д).
Приведем примеры расшифровки номеров подшипников качения:
208 — радиальный шариковый легкой серии с внутренним диаметром 40 мм;
410 — радиальный шариковый тяжелой серии с внутренним диаметром 50 мм;
7511 — роликовый конический легкой широкой серии с внутренним диаметром 55 мм;
8102 — упорный шариковый особолегкой серии с внутренним диаметром 15 мм;
12307 — роликовый радиальный однорядный с короткими цилиндрическими роликами средней серии с внутренним диаметром 35 мм, с однобортовым наружным кольцом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подшипники крановых механизмов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы