Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобиля

Публикация:
   Муфты легкого включения и синхронизаторы

Читать далее:




Муфты легкого включения и синхронизаторы

Муфты легкого включения и синхронизаторы служат для уменьшения износа шестерен и шума, что связано с ударами зубьев шестерен при переключении передач.

Синхронизаторами необходимо снабжать шестерни часто переключаемых, т. е. высших, передач. Так, на автомобиле ГАЗ-5ЭА синхронизатор устанавливается у шестерен третьей и четвертой передач, на автомобилях УАЗ-450, М-21 «Волга», М-20 «Победа» и ГАЗ-12 — у шестерен второй и третьей передач, на автомобиле «Москвич-408» — у шестерен второй, третьей и четвертой передач, а на автомобилях ЗИЛ-130 и МАЗ-200 — у шестерен второй, третьей, четвертой и пятой передач. У шестерен первой передачи и заднего хода синхронизаторы обычно не устанавливаются, так как этими передачами пользуются сравнительно редко.

Муфта легкого включения имеет вдвое меньше зубьев, чем зубчатые венцы шестерен, с которыми она входит в зацепление. При зацеплении муфты с одним из венцов ее зубья входят сначала в зазоры между длинными зубьями венца, а затем скользят по ним и заклиниваются между длинными и укороченными зубьями. Муфты с внутренним зацеплением несколько другой конструкции устанавливались в коробках передач автомобилей ЗИЛ-164 для включения четвертой и пятой передач. Муфты легкого включения не устраняют ударной нагрузки на зубья шестерен при переключении передач; лучшими в этом отношении являются синхронизаторы.

На рис. 1 показано устройство синхронизатора включения второй и третьей передач автомобиля М-21 «Волга». На шлицах вторичного вала неподвижно установлена и закреплена гайкой ступица синхронизатора; на поверхности ступицы нарезаны зубья и сделаны три продольных паза, в которых установлены ползуны. В отверстиях ползунов расположены шарики. На зубья ступицы надета муфта, которая может перемещаться по ступице. К выточкам в ее зубьях прижимаются пружинами шарики.

С обеих сторон ступицы синхронизатора установлены блокирующие бронзовые кольца. На внутренних конусах этих колец имеются мелкая нарезка для увеличения трения конических поверхностей колец о наружные конические поверхности шестерен и три паза для сухарей. На наружных поверхностях колец нарезаны зубчатые венцы. Шестерни имеют зубчатые венцы.

При нейтральном положении синхронизатора его зубчатая муфта и блокирующие кольца не включены.

При включении передачи вилкой муфта передвигается и через шарики передвигает ползуны, которые прижимают одно из колец к конусу шестерни (если включается прямая передача) или к конусу шестерни (если включается вторая передача). Вследствие наличия трения шестерня увлекает во вращательное движение кольцо и поворачивает его относительно муфты на некоторый угол, так как между ползуном и пазом ползуна в торце кольца 9 имеется зазор. Торцовые скосы зубьев кольца не позволяют зубьям муфты войти в зацепление с зубчатым венцом и сильнее прижимают блокирующее кольцо к конусу шестерни. В результате этого постепенно выравниваются числа оборотов вторичного вала и включаемой шестерни.

Когда число оборотов указанных деталей станет одинаковым, зубья муфты войдут в зацепление с зубьями венца (в зависимости от включаемой передачи). При этом зубья муфты вначале входят в зацепление с зубьями блокирующего кольца, и взаимодействие скосов зубьев прекращается. Вследствие этого блокирующее кольцо перестает нажимать на конус зубчатого венца шестерни, и венец может повернуться по отношению муфты так, что их зубья войдут в зацепление.

Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-53А устроен аналогично рассмотренному выше с той лишь разницей, что между ступицей и муфтой синхронизатора установлены три сухаря, прижимаемые стопорными кольцами к выточке на внутренней поверхности муфты.

В коробках передач автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и МАЗ-200 имеются два синхронизатора: один служит для включения четвертой и пятой передач, а другой — для включения второй и третьей передач. Устройство обоих синхронизаторов одинаково.

Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 состоит из передвижной каретки с зубчатыми венцами на концах, установленной на шлицах вторичного вала и соединенной фиксаторами в виде шариков с конусными кольцами. В торцах диска каретки сделаны фигурные прорези для пальцев, также имеющих в средней части блокирующие конические поверхности. К пальцам прикреплены кольца, в которые запрессованы опоры для шариков. Между шариками установлены пружины.

Рис. 1. Синхронизатор коробки передач автомобиля М-21 «Волга»:
1 и 7 — шестерни; гиб — зубчатые венцы; в — пел-зун; 4 — вилка переключения; 5 — шарик; 8 — вторичный вал; 9 — зубчатое кольцо; 10 — муфта синхронизатора; 11 — ступица синхронизатора

В нейтральном положении корпус синхронизатора расположен посередине между шестернями пятой и четвертой передач. При включении передачи каретка синхронизатора, перемещаясь, прижимает конусное кольцо 3 к конусу шестерни. Каретка, связанная с вторичным валом, и шестерня, соединенная с промежуточным валом, имеют разные числа оборотов. Вследствие наличия трения между коническими поверхностями кольцо вместе с блокирующими кольцами поворачивается относительно диска каретки до соприкосновения блокирующих конических фасок, и муфта блокируется с корпусом в результате попадания ее пальцев во впадины прорезей корпуса. При выравнивании числа оборотов шестерни и вторичного вала пальцы получают возможность свободно двигаться в прорезях корпуса; каретка перемещается, и ее зубья бесшумно входят в зацепление с зубчатым венцом шестерни.

Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-130:
1 — блокирующий палец; 2 — каретка; з — конусное кольцо; 4 — опора фиксатора; 5 — шарик фиксатора; в — конус шестерни

Синхронизатор коробки передач автомобиля МАЗ-200 состоит из кольцевой обоймы с конусом, внутри которой установлена каретка с зубчатыми венцами. В фасонные вырезы обоймы входят выступы фланца каретки. Выточка для вилки переключения передач профрезерована на внешней поверхности муфты переключения, прикрепленной к выступам фланца. Шарики с пружинами удерживают муфту в обойме.

На рис. 3, а синхронизатор показан в нейтральном положении, а на рис. 3, б и в изображены два этапа включения передачи. На первом этапе рычагом переключения передач передвигают, как показано стрелкой, ползун с вилкой, которая, в свою очередь, перемещает муфту и обойму до соприкосновения поверхностей конусов обоймы и шестерни. В результате трения этих поверхностей происходит выравнивание числа оборотов шестерни и вторичного вала, после чего наступает второй этап включения передачи — перемещение муфты относительно неподвижной обоймы. Шарики, преодолевая сопротивление пружин, выходят из своих гнезд на внутренней поверхности обоймы, и зубья зубчатого венца легко входят в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни.

Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-5ЗА:

Рис. 3. Синхронизатор коробки передач автомобиля МАЗ-200:
а — нейтральное положение: бив — этапы включения передачи; 1 — каретка; 2 — зубчатый венец; 3 — конус обоймы; 4 — конус шестерни; 5 — шестерня; в — муфта; 7 — фиксатор; 8 — обойма; 9 — вилка переключения передач; 10 — фасонный вырез обоймы; 11 — шарик; 12 — пружина

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Муфты легкого включения и синхронизаторы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства