Муфты легкого включения и синхронизаторы служат для уменьшения износа шестерен и шума, что связано с ударами зубьев шестерен при переключении передач.
Синхронизаторами необходимо снабжать шестерни часто переключаемых, т. е. высших, передач. Так, на автомобиле ГАЗ-5ЭА синхронизатор устанавливается у шестерен третьей и четвертой передач, на автомобилях УАЗ-450, М-21 «Волга», М-20 «Победа» и ГАЗ-12 — у шестерен второй и третьей передач, на автомобиле «Москвич-408» — у шестерен второй, третьей и четвертой передач, а на автомобилях ЗИЛ-130 и МАЗ-200 — у шестерен второй, третьей, четвертой и пятой передач. У шестерен первой передачи и заднего хода синхронизаторы обычно не устанавливаются, так как этими передачами пользуются сравнительно редко.
Муфта легкого включения имеет вдвое меньше зубьев, чем зубчатые венцы шестерен, с которыми она входит в зацепление. При зацеплении муфты с одним из венцов ее зубья входят сначала в зазоры между длинными зубьями венца, а затем скользят по ним и заклиниваются между длинными и укороченными зубьями. Муфты с внутренним зацеплением несколько другой конструкции устанавливались в коробках передач автомобилей ЗИЛ-164 для включения четвертой и пятой передач. Муфты легкого включения не устраняют ударной нагрузки на зубья шестерен при переключении передач; лучшими в этом отношении являются синхронизаторы.
На рис. 1 показано устройство синхронизатора включения второй и третьей передач автомобиля М-21 «Волга». На шлицах вторичного вала неподвижно установлена и закреплена гайкой ступица синхронизатора; на поверхности ступицы нарезаны зубья и сделаны три продольных паза, в которых установлены ползуны. В отверстиях ползунов расположены шарики. На зубья ступицы надета муфта, которая может перемещаться по ступице. К выточкам в ее зубьях прижимаются пружинами шарики.
С обеих сторон ступицы синхронизатора установлены блокирующие бронзовые кольца. На внутренних конусах этих колец имеются мелкая нарезка для увеличения трения конических поверхностей колец о наружные конические поверхности шестерен и три паза для сухарей. На наружных поверхностях колец нарезаны зубчатые венцы. Шестерни имеют зубчатые венцы.
При нейтральном положении синхронизатора его зубчатая муфта и блокирующие кольца не включены.
При включении передачи вилкой муфта передвигается и через шарики передвигает ползуны, которые прижимают одно из колец к конусу шестерни (если включается прямая передача) или к конусу шестерни (если включается вторая передача). Вследствие наличия трения шестерня увлекает во вращательное движение кольцо и поворачивает его относительно муфты на некоторый угол, так как между ползуном и пазом ползуна в торце кольца 9 имеется зазор. Торцовые скосы зубьев кольца не позволяют зубьям муфты войти в зацепление с зубчатым венцом и сильнее прижимают блокирующее кольцо к конусу шестерни. В результате этого постепенно выравниваются числа оборотов вторичного вала и включаемой шестерни.
Когда число оборотов указанных деталей станет одинаковым, зубья муфты войдут в зацепление с зубьями венца (в зависимости от включаемой передачи). При этом зубья муфты вначале входят в зацепление с зубьями блокирующего кольца, и взаимодействие скосов зубьев прекращается. Вследствие этого блокирующее кольцо перестает нажимать на конус зубчатого венца шестерни, и венец может повернуться по отношению муфты так, что их зубья войдут в зацепление.
Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-53А устроен аналогично рассмотренному выше с той лишь разницей, что между ступицей и муфтой синхронизатора установлены три сухаря, прижимаемые стопорными кольцами к выточке на внутренней поверхности муфты.
В коробках передач автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и МАЗ-200 имеются два синхронизатора: один служит для включения четвертой и пятой передач, а другой — для включения второй и третьей передач. Устройство обоих синхронизаторов одинаково.
Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 состоит из передвижной каретки с зубчатыми венцами на концах, установленной на шлицах вторичного вала и соединенной фиксаторами в виде шариков с конусными кольцами. В торцах диска каретки сделаны фигурные прорези для пальцев, также имеющих в средней части блокирующие конические поверхности. К пальцам прикреплены кольца, в которые запрессованы опоры для шариков. Между шариками установлены пружины.
Рис. 1. Синхронизатор коробки передач автомобиля М-21 «Волга»:
1 и 7 — шестерни; гиб — зубчатые венцы; в — пел-зун; 4 — вилка переключения; 5 — шарик; 8 — вторичный вал; 9 — зубчатое кольцо; 10 — муфта синхронизатора; 11 — ступица синхронизатора
В нейтральном положении корпус синхронизатора расположен посередине между шестернями пятой и четвертой передач. При включении передачи каретка синхронизатора, перемещаясь, прижимает конусное кольцо 3 к конусу шестерни. Каретка, связанная с вторичным валом, и шестерня, соединенная с промежуточным валом, имеют разные числа оборотов. Вследствие наличия трения между коническими поверхностями кольцо вместе с блокирующими кольцами поворачивается относительно диска каретки до соприкосновения блокирующих конических фасок, и муфта блокируется с корпусом в результате попадания ее пальцев во впадины прорезей корпуса. При выравнивании числа оборотов шестерни и вторичного вала пальцы получают возможность свободно двигаться в прорезях корпуса; каретка перемещается, и ее зубья бесшумно входят в зацепление с зубчатым венцом шестерни.
Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-130:
1 — блокирующий палец; 2 — каретка; з — конусное кольцо; 4 — опора фиксатора; 5 — шарик фиксатора; в — конус шестерни
Синхронизатор коробки передач автомобиля МАЗ-200 состоит из кольцевой обоймы с конусом, внутри которой установлена каретка с зубчатыми венцами. В фасонные вырезы обоймы входят выступы фланца каретки. Выточка для вилки переключения передач профрезерована на внешней поверхности муфты переключения, прикрепленной к выступам фланца. Шарики с пружинами удерживают муфту в обойме.
На рис. 3, а синхронизатор показан в нейтральном положении, а на рис. 3, б и в изображены два этапа включения передачи. На первом этапе рычагом переключения передач передвигают, как показано стрелкой, ползун с вилкой, которая, в свою очередь, перемещает муфту и обойму до соприкосновения поверхностей конусов обоймы и шестерни. В результате трения этих поверхностей происходит выравнивание числа оборотов шестерни и вторичного вала, после чего наступает второй этап включения передачи — перемещение муфты относительно неподвижной обоймы. Шарики, преодолевая сопротивление пружин, выходят из своих гнезд на внутренней поверхности обоймы, и зубья зубчатого венца легко входят в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни.
Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-5ЗА:
Рис. 3. Синхронизатор коробки передач автомобиля МАЗ-200:
а — нейтральное положение: бив — этапы включения передачи; 1 — каретка; 2 — зубчатый венец; 3 — конус обоймы; 4 — конус шестерни; 5 — шестерня; в — муфта; 7 — фиксатор; 8 — обойма; 9 — вилка переключения передач; 10 — фасонный вырез обоймы; 11 — шарик; 12 — пружина
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Муфты легкого включения и синхронизаторы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы