Роль автомобильного транспорта в народном хозяйстве и в Вооруженных Силах. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, совхоза, колхоза, воинской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта. Легковой автомобиль широко вошел в быт трудящихся нашей страны, стал средством передвижения, отдыха, туризма.
Велико значение автомобиля в Вооруженных Силах. Боевая и повседневная деятельность войск непрерывно связана с использованием автомобильной техники. От ее наличия и состояния зависят подвижность, маневренность частей, выполнение боевой задачи. На автомобилях устанавливаются ракетные установки, радио- и радиолокационные станции, специальное оборудование; автомобильные тягачи используются для буксировки ракет, артиллерийских систем, минометов, самолетов, специальных прицепов. Созданы специальные машины обеспечения: автотопливозаправщики, кислородозаправщики, пусковые агрегаты, краны, штабные автобусы, ремонтные мастерские, машины химических войск, инженерные, санитарные, пожарные и др. Без участия автомобильной техники ни один самолет не может подняться в воздух. Проверка электрических, гидравлических, пневматических и других систем, заправка горючим, маслом, кислородом,воздухом, боеприпасами, буксировка самолетов, очистка взлетно-посадочных полос — все это выполняют автомобили.
Таким образом, автомобиль стал неотъемлемым элементом в сложной деятельности Вооруженных Сил и народного хозяйства. Хорошо знать и грамотно эксплуатировать автомобильную технику — долг и почетная обязанность военных и гражданских водителей. К этому же должны себя готовить и юноши, которым предстоит служба в армии и на флоте.
Достижения и перспективы автомобилестроения в СССР.
Автомобильная промышленность была создана в нашей стране под руководством Коммунистической партии. Первые советские автомобили построены Московским автомобильным заводом в 1924 г. к 7-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. За минувшие годы эта отрасль промышленности сделала огромный скачок в своем развитии и в настоящее время является одной из высокоразвитых отраслей с высоким уровнем специализации, выпускающей более 2 млн. автомобилей в год. Она производит автобусы, легковые и грузовые автомобили самых различных моделей и модификаций и включает в себя значительное количество крупных заводов, широкую сеть науч-но-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.
Согласно решениям XXV съезда партии к концу десятой пятилетки автомобильная промышленность должна выпускать 2,1 — 2,2 млн. автомобилей в год, из них 820—825 тыс. грузовых. Поставлены задачи значительного увеличения выпуска автомобилей большой грузоподъемности, самосвалов и автопоездов грузоподъемностью 75, 120 т и более, а также автобусов, легковых автомобилей, запасных частей. Автомобильная промышленность будет развиваться в направлении повышения надежности и увеличения ресурса автотранспортных средств, снижения трудоемкости их обслуживания; предусматривается расширение производства специализированных автомобилей; создание автомобильных двигателей, уменьшающих загрязнение окружающей среды; предполагается более широкое применение дизелей и автомобилей на газовом топливе. Планы, намеченные партией, успешно выполняются тружениками автомобильной промышленности.
Классификация автомобилей. Автомобили классифицируют по назначению, проходимости и типу двигателя.
По назначению они делятся на транспортные, специальные и спортивные.
Транспортные автомобили служат для перевозки различного рода грузов и личного состава (пассажиров); они подразделяются на грузовые и пассажирские. Первые из них различаются по грузоподъемности и типу кузова, а пассажирские — в зависимости от конструкции и вместимости кузова — делятся на автобусы и легковые автомобили.
В армии выделяют автомобили общетранспортного назначения, используемые для перевозки грузов, и автомобили многоцелевые — для перевозки грузов, личного состава, вооружения, для буксировки артиллерийских систем и прицепов.
Специальные автомобили предназначены для выполнения специальных работ или приспособлены для перевозки определенного вида грузов. На них монтируются оборудование, вооружение или устанавливается специальный кузов. Сюда относятся подвижные мастерские, радиостанции, топливозаправщики, краны и др. В армии к специальным автомобилям относятся также тактические транспортеры, предназначенные для подвоза боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых в районе переднего края; колесные тягачи для буксировки тяжелых прицепов и полуприцепов; многоосные шасси, применяемые для транспортировки длинномерных неделимых грузов большой массы.
Спортивные автомобили предназначены для тренировки спортсменов и соревнований.
По проходимости автомобили делятся на три группы: обычной (дорожной), повышенной и высокой проходимости. Первые из них — ГАЗ-6З3 и ЗИЛ-130—используются главным образом на дорогах. Автомобили повышенной проходимости — ГАЗ-66, ЗИЛ-131, «Урал-375Д» — могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог, а высокой проходимости — по дорогам и вне дорог; к ним относятся многоосные автомобили и специальные автопоезда.
По типу двигателя автомобили делятся на автомобили с дизелями, карбюраторными, газобаллонными и газогенераторными двигателями. Карбюраторные двигатели работают главным образом на бензине, дизели — на тяжелом (дизельном) топливе, газобаллонные — на сжатом или сжиженном газе, газогенераторные — на твердом топливе (древесина, уголь).
Общее устройство автомобиля. Каждый автомобиль можно разделить на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электро- и специальное оборудование.
Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Сейчас применяются в основном поршневые двигатели внутреннего сгорания, реже — электрические (в качестве экспериментальных) и другие.
Шасси, состоящее из трансмиссии, ходовой части и систем управления, образуют агрегаты и механизмы, которые служат для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения.
Кузов служит для размещения водителя, личного состава и грузов. У грузовых автомобилей общетранспортного и многоцелевого назначения кузов состоит из кабины, грузовой платформы и оперения.
Электрооборудование составляют узлы и приборы, предназначенные для воспламенения рабочей смеси в двигателе, освещения и сигнализации, пуска двигателя, питания контрольно-измерительных приборов.
К специальному оборудованию относятся лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах, отопитель кабины, стеклоочиститель, устройство для обмыва ветрового стекла, подъемник запасного колеса.
Грузоподъемность и масса указываются максимальными. Что касается колесных формул, то они являются основным оценочным параметром проходимости автомобилей. В формуле первое число показывает общее количество колес (без запасного), второе — сколько из них ведущих. Ведущим называется колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя.
Грузоподъемность автомобиля ЗИЛ-131 на дорогах с твердым покрытием может быть увеличена до 5000 кг (без прицепа), а полная масса буксируемого прицепа до 6500 кг при массе груза в кузове 3500 кг. Грузоподъемность автомобиля ЗИЛ-130 с апреля 1977 г. поднята с 5 до 6 т. Автомобили с такой грузоподъемностью имеют индекс ЗИЛ-130-76. ЭИЛ-131А в отличие от ЗИЛ-131 имеет неэкранированное электрооборудование и контактно-транзисторную систему зажигания.
Автомобиль ГАЗ-66 выпускается в нескольких модификациях: ГАЗ-66-01 — основная модель; ГАЗ-66-02 — с лебедкой; ГАЗ-66-04 и ГАЗ-66-05 — с экранированным электрооборудованием,
Изображения изучаемых автомобилей помещены: на обложке— ЗИЛ-130, на форзацах (последовательно) — ГАЗ-53А, ГАЗ-66, «Урал-375Д», ЗИЛ-131.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение и общее устройство автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы