Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Неисправности аккумуляторной батареи и уход за нею

Читать далее:




Неисправности аккумуляторной батареи и уход за нею

В процессе эксплуатации батареи происходит естественный износ пластин, сепараторов и сосудов. Зарядка и разрядка положительных пластин связаны с постоянными объемными изменениями активной массы, так как объем сульфата свинца значительно больше, нежели объем перекиси свинца. Это ведет к разрыхлению активной массы и выпадению частичек перекиси свинца в виде шлама, особенно при зарядке под действием обильного газовыделения. Со временем количество активной массы на пластинах уменьшается, емкость батареи падает. Отрицательные пластины в процессе работы также теряют свою работоспособность, так как губчатый свинец обладает свойством уплотняться и уменьшать активную поверхность. При должном уходе срок службы батареи в среднем составляет 3 года.

Преждевременный износ батареи возможен по ряду причин. Основной из них является сульфатация пластин. Сульфатацией пластин называют процесс образования на поверхности и в порах активной массы пластин крупнокристаллического сульфата свинца. Сульфатация вызывается систематическими недозарядами, глубокими разрядами, длительным содержанием батареи в разряженном состоянии, высокой температурой электролита, загрязнением электролита примесями или заливкой электролита плотностью выше нормы, а также саморазрядом, возникающим в результате неисправностей или плохого ухода за аккумуляторной батареей.

Признаки сульфатации пластин — увеличение напряжения на элементах в начале зарядки, обильное преждевременное выделение газов, повышенная температура электролита, незначительное увеличение плотности и низкое напряжение в конце зарядки, пониженная емкость при разрядке. В начальной стадии сульфатацию пластин можно преодолеть, заряжая аккумуляторную батарею пониженным током до появления заметного газовыделения. После этого батарею выключают на 20—30 мин, чтобы пузырьки газа вышли из пор активной массы пластин. Последующая зарядка ведется длительное время током, в три-четыре раза меньшим тока первой зарядки, до тех пор, пока плотность электролита станет постоянной.

Разрушение пластин может происходить из-за сульфатации, а также вследствие уплотнения губчатого свинца. Причинами уплотнения губчатого свинца могут быть систематический перезаряд батареи, вызванный неправильной регулировкой реле-регулятора, или высокая температура электролита (более 45 °С).

Выкрашивание активной массы (особенно на положительных пластинах) может быть следствием замерзания электролита. Для устранения этой неисправности батарею переносят в теплое помещение и после оттаивания электролита заряжают током первого заряда.

Перемена полярности батареи ведет к ее саморазряду, сульфатации, искривлению пластин и их разрушению. Коррозия и разрушение решетки положительных пластин вызываются глубокими разрядами и загрязнением электролита органическими веществами.

Загрязненный электролит следует заменить. Для этого батарею разряжают током 10-часового разряда, сливают электролит и промывают батарею дистиллированной водой. Для промывки воду заливают до верха бака и оставляют в батарее на 3—4 ч, после чего сливают, а затем заливают электролит плотностью 1,290—1,300. Спустя еще 3—4 ч батарею заряжают током нормального заряда.

Разрушение сепараторов под действием электролита ведет к короткому замыканию и порче пластин.

Разрушение клемм может происходить в результате механических повреждений и нагревания клемм при нарушении контакта с наконечником. Неисправность устраняется зачисткой контактной поверхности клемм и наконечников до получения нормального контакта между ними, затяжкой зажимов и смазкой их техническим вазелином.

В процессе технического обслуживания аккумуляторные батареи проверяют и испытывают. При этом выполняют следующие операции.

Проверяют плотность, температуру и уровень электролита. По величине плотности электролита судят о степени заряда батареи. Можно считать, что снижение плотности электролита на 0,01 соответствует разряду батареи на 6%. Плотность электролита проверяют ареометром с ценой деления 0,005. В зависимости от климатических условий, времени года и материала сепараторов аккумуляторы заполняют электролитом различной плотности, отнесенной к температуре 15 °С. При составлении электролита температура раствора повышается, поэтому измеренная при данной температуре плотность пересчитывается на температуру 15 °С по специальным таблицам или с учетом поправки +0,0007 на каждый градус изменения температуры электролита при температуре выше 15 °С и — 0,0007 на каждый градус изменения температуры электролита при температуре ниже 15 °С. Уровень электролита в баке должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами.

Измеряют вольтметром э.д.с. аккумуляторной батареи. Эту операцию выполняют при отключенной внешней цепи. Сравнивая величину измеренной э.д.с. с э.д.с. покоя Ео, устанавливают наличие короткого замыкания. При коротком замыкании измеренная э.д.с. будет меньше э.д.с. покоя Ео.

Нагрузочной вилкой измеряют напряжение на зажимах каждого аккумулятора. Нагрузочное сопротивление вилки составляет около 0,012 ом, а потребляемый ею ток около 100 а. Напряжение на зажимах батареи определяют по вольтметру, включенному параллельно сопротивлению нагрузочной вилки. Во избежание разряда батареи нагрузочная вилка не должна быть включена более чем на 5 сек. Величина напряжения на зажимах под нагрузкой характеризует степень зарядки аккумулятора. Так как величина нагрузочного сопротивления и его материал могут быть различными, то для суждения о степени разрядки аккумулятора надо учитывать паспортные данные нагрузочной вилки. Например, для вилки ВН-2 напряжение на зажимах аккумулятора под нагрузкой в пределах 1,7—1,8 в соответствует 100-процентной зарядке; 1,5—1,6 в — 50-процентной зарядке; 1,3—1,4 в — полной разрядке. У исправной батареи разница между напряжением на зажимах аккумуляторов под нагрузкой не должна превышать 0,1 в (при нормальной плотности электролита). В противном случае батарея считается разряженной. Быстрое падение напряжения на зажимах под нагрузкой также характеризует сильную разрядку или неисправность аккумулятора.

Испытывают батареи для определения ее пригодности к пуску двигателя стартером в зимнее время. Стартерный режим разряда устанавливается угольным реостатом и соответствует разрядному току, величина которого равна трехкратной номинальной емкости батареи. Проверяют целость моноблоков (или бачков). Простейший способ проверки таков: в крышку аккумулятора ввертывают специальную пробку с клапаном, через которую в аккумулятор накачивают воздух, повышая давление внутри аккумулятора. Дефект обнаруживается по просачиванию электролита наружу.

Уход за аккумуляторными батареями должен проводиться в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию автомобиля или трактора, на который установлены батареи.

Ежесменно в конце работы машины батарею очищают от пыли и грязи. Если на поверхности батареи обнаруживают электролит, то необходимо его стереть сухой тряпкой или тряпкой, намоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.

Окислившиеся клеммы батареи и наконечники проводов очищают, а неконтактные части смазывают техническим вазелином (а при отсутствии вазелина — солидолом). Проверяют крепление и плотность контактов наконечников проводов с клеммами батареи. Прочищают вентиляционные отверстия батареи.

Периодически, не реже чем через 10—15 дней зимой и через 5—6 дней летом, замеряют уровень электролита во всех аккумуляторах и при необходимости доливают дистиллированную воду. Проверяют плотность электролита и определяют степень зарядки батареи. Перед проверкой плотности электролита, если до этого в него доливали дистиллированную воду, батарею подзаряжают на двигателе для перемешивания электролита. Систематически проверяют целость баков и отсутствие утечки электролита. Не реже одного раза в месяц замеряют напряжение элементов под нагрузкой и определяют исправность батареи.

При надлежащем уходе аккумуляторные батареи можно хранить длительное время без потери их работоспособности. Перед хранением производится уход за батареей и полная ее зарядка. После этого батареи устанавливают в отдельном помещении при температуре не ниже —25 °С и не выше 0 °С,

Периодически для компенсации саморазряда батарею подзаряжают нормальным током до постоянных значений напряжения и плотности электролита В конце подзарядки корректируют уровень и плотность электролита. Один раз в три месяца аккумуляторную батарею подвергают разрядке и зарядке (контрольно-тренировочный цикл), предупреждая тем самым усадку активной массы пластин.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Неисправности аккумуляторной батареи и уход за нею"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства